Почему SEO рентабельно лишь в 1 случае из 10?
Умный Маркетинг часто сталкивается с проектами, в которых SEO, один из самых стратегически важных каналов онлайн-продвижения, оказывается абсолютно нерентабельным. В статье мы расскажем, по каким причинами это происходит и как начать получать прибыль.
Причина № 1. Вид спроса не подходит для SEO
Часто SEO-продвижение нерентабельно для компаний, на чьи товары или услуги недостаточно спроса. Разберём конкретные примеры.
Спрос отсутствует полностью
SEO направлено на получение трафика из поисковых систем. Но его невозможно получить, если у товара или услуги нет сформированного спроса, то есть его никто не ищет.
Пример: «мамаок» — сервис, позволяющий нанять компаньона для заботы о родителях. Эта услуга слабо распространена в России — сравните частотность запросов по словам «компаньон» и «сиделка».
В таком случае нужно адаптировать SEO-воронку под особенность спроса.
Простая воронка: «Трафик со сформированным поисковым спросом → Изучение предложения → Заявка/покупка» не будет работать, так как. её верхний уровень нечем заполнить, а SEO-запросы по общим и околотематическим словам не дадут результат из-за недостаточной релевантности.
Вернёмся к компаньонам. Сайт из примера нельзя продвигать по запросам «забота о пожилых людях» или «сиделка для пожилых», потому что они не соответствуют предлагаемой услуге.
Расширенная воронка: «Трафик по широким и околотематическим запросам → Формирование спроса на продукцию через контент → Изучение предложения → Заявка/покупка» может дать результат. Но при этом она требует дополнительных ресурсов на создание контента. Также нужно быть готовыми к долгому циклу принятия решения.
Рассмотрим на нашем примере. Контент, связанный с услугами сиделок и уходом за пожилыми людьми, может увеличить конверсию сайта. Он привлечёт потенциальную целевую аудиторию, которая может заинтересоваться в услугах компаньона для пожилого человека.
Небольшой спрос
Мало спроса = мало трафика. Но если трафик горячий, а средний чек высокий, то это может быть выгодным. К примеру, одна B2B-сделка в металлопрокате может окупить пятилетние затраты на SEO.
Пример: ООО «Техэнергоснаб» — производитель оборудования для нефтегазовой промышленности, железнодорожного транспорта, энергетики и телекоммуникаций. В России очень низкий спрос на основной продукт компании: точная частотность запросов по собранной семантике — 353 (подробнее в таблице).
Рассчитаем и сравним окупаемость SEO и контекстной рекламы для нашего примера.
- Минимальный бюджет на SEO — 50 000 ₽/мес;
- Общий поисковый спрос по тематике компании — 400 показов.
Мы прогнозируем рост трафика из поисковых систем со следующей динамикой:
Теперь используем «Прогноз бюджета» от Яндекс.Директа для расчёта по контекстной рекламе. По той же семантике мы начнём получать по 427 кликов уже с первого месяца продвижения. Стоимость клика в этой нише составляет 34,2 ₽.
Сведём все данные в таблицу и сравним показатели:
При этом клиент начинает получать дополнительные заявки уже в течение первого месяца — это большой плюс для развивающегося проекта.
В SEO можно увидеть результаты минимум через полгода, но есть вероятность не получить их вовсе.
При этом SEO-продвижение может оказаться более выгодным в долгосрочной перспективе. Стоимость дополнительного перехода через 2–3 года станет дешевле, чем с контекстной рекламы.
Не забывайте: важны не только посетители сайта, но и их конверсия в продажи. Чтобы быстрее найти своего клиента, можно расширить воронку таким образом:
Брендовый спрос
Большое количество трафика — не всегда заслуга SEO. Иногда оно обусловлено брендовой известностью, то есть это результат маркетинговых усилий.
Пример: страховая компания «Ренессанс». Коммерческий трафик сайта составлял менее 5%, остальные — брендовый.
Решение. Нам было важно разделить работу с коммерческими запросами, чтобы SEO не паразитировало на сформированном брендовом спросе, но и приводило новых клиентов. Мы провели комплексные работы по SEO на сайте, делая упор на небрендовые запросы. Так удалось улучшить его общую эффективность.
Причина №2 Сайт не соответствует требованиям поисковых систем
В таком случае продвижение с помощью SEO невозможно или может быть невыгодным. Здесь требуются дополнительные инвестиции или кардинальные изменения.
Рассмотрим на конкретных примерах.
Технические ограничения
Некоторые сайты не подходят для продвижения в SEO, потому что их дизайн и юзабилити не соответствуют требованиям пользователей и поисковых систем, а техническое состояние оставляет желать лучшего:
- CMS не позволяет создавать новые страницы;
- CMS не подходит под ассортимент магазина (например, крупный интернет-магазин на Wordpress);
- Проблемы с кодом, которые перегружают сервер и сильно снижают скорость загрузки сайта.
Пример: строительная компания «Браво Ремонт».
Дано: устаревший сайт со сложной навигацией и непродуманным дизайном, в котором отсутствовали важные элементы и функционал.
Решение. Мы предложили полный редизайн сайта с учётом требований для SEO. В марте выпустили обновлённую версию, и сайт стал удобнее для пользователей. Трафик начал расти и продолжает это делать.
Недостаточный функционал
В некоторых отраслях бизнеса функционал сайта должен быть более широким для SEO-продвижения, чем в других.
Пример: «Автопартнёр» — поставщик шин и дисков в Перми. Сфера деятельности компании очень требовательна к функционалу сайта: нужны онлайн-подбор, калькулятор, поиск аналогов. Всё это крупные и дорогие доработки, которых можно избежать. Подробности в кейсе.
Сайты-SPA или с другими техническими особенностями
Иногда сайты создаются с помощью технологий, которые делают их быстрыми и удобными для пользователя. Но это может негативно отразиться на популярности, так как поисковые системы плохо их «читают».
Проблема решается внесением некоторых настроек на сервере с помощью специалистов. И, конечно, это дополнительные затраты, на которые мало кто рассчитывает в период разработки сайта.
Одностраничные сайты
Одностраничник подходит для SEO лишь по ограниченному количеству запросов. Если в вашей сфере есть много целевых запросов с высоким потенциалом трафика, нужно обязательно расширять структуру сайта.
Пример: автоэвакуаторы в Москве. Тематика очень конкурентная, но сайты в топе не выделяются техническими особенностями. Поэтому можно попробовать попасть в топ-10 и с одностраничным сайтом, но только по одному кластеру.
Продвижение по одному кластеру даёт нам 81 визит в месяц и топ-1 по всем запросам. Но при этом мы упускаем трафик.
Если не создавать страницы под отдельные округа или шоссе, мы теряем ещё 494 визита по дополнительным запросам.
Причина №3 Высокая конкуренция
Когда на рынке много других похожих компаний, это делает SEO-продвижение невыгодным или невозможным.
В топе маркетплейсы и сайты-гиганты
Некоторые маркетплейсы и интернет-магазины могут занимать топ-позиции в поисковых запросах и усложнять продвижение. У таких сайтов есть миллионные бюджеты на SEO-продвижение, большие инхаус-команды и огромная аудитория.
Пример: агентство недвижимости «Визит» в Самаре. Тематика сверхконкурентная, и возможность попадания в топ-10 стремится к нулю.
На первый взгляд потенциальный объём трафика в тематике очень высок. Частотность в Самаре по тестовому списку — 22 100 запроса. Это могло бы принести 66 заявок в месяц.
Но сайт не сможет попасть в топ-10, т. к. всё плотно занято крупными конкурентами. Их нельзя сдвинуть в поисковой выдаче без огромных маркетинговых вложений.
Ассортимент продукции, количество точек продаж и сила бренда также влияют на SEO-продвижение.
Пример: производитель и дистрибьютор телекоммуникационного оборудования и средств автоматизации Corson. Основная категория — промышленные компьютеры, и в ней в несколько раз меньше продукции, чем у конкурентов.
Из-за меньшего количества товаров сайт охватывает меньше запросов, хуже ранжируется в поисковых системах и собирает меньше поискового трафика.
Первым делом — анализ и стратегия
Мы разобрали основные факторы, которые отрицательно влияют на рентабельность SEO. Но на практике встречается множество провальных проектов, даже если описанные нами причины к ним не относятся.
Неправильно выбранная стратегия может перечеркнуть высокий потенциал трафика и конкурентные преимущества компании. Например, можно много вкладывать в SEO, писать хорошие статьи для сбора информационного трафика, но при этом неправильно расставлять приоритеты и занимать позиции по тем сегментам, где слишком мало поискового спроса.
Поэтому наша команда уделяет большое внимание анализу и подготовке стратегии до старта работ. Так мы минимизируем риск слива бюджета.
Нужен SEO-аудит?
Напишите нам, и мы оценим вводные данные и поймём, будет ли SEO рентабельным в вашем случае. Если да, мы объясним, как правильно построить стратегию. Если нет — порекомендуем другие инструменты.