{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

Исследование уровня цифрового развития бизнеса в 2023 г

Привет! Мы в Hawking Bros в партнерстве с «Опорой России» провели исследование, чтобы оценить уровень цифровизации бизнеса в 2023 году. Рост компаний непременно сопровождается увеличением информационных данных, усложнением их форматирования и организации бизнес-процессов. Цифровые сервисы — необходимый ресурс, который помогает синхронизировать информацию и способствует дальнейшему развитию организаций.

Методология исследования

С 21 февраля по 10 апреля 2023 года мы опрашивали представителей разных бизнес-компаний.

Наша цель — определить уровень цифрового развития малого, среднего и крупного предпринимательства в России и выявить блокеры и трудности при внедрении новых сервисов.

В исследовании было 8 основных вопросов:

  1. Какие цифровые сервисы есть в вашей компании?
  2. Кто в вашей команде участвует в развитии цифровых сервисов?
  3. Оцените от 1 до 10 уровень цифровизации вашей компании и объясните, почему именно такую оценку Вы поставили?

  4. Что, по вашему мнению, мешает развитию цифровизации вашей компании?

  5. Какие цифровые сервисы вы планируете развивать/разрабатывать в 2023 г.?

  6. Испытываете ли вы потребность в импортозамещении ПО или сервисов? Если да, то в каких?

  7. Какими ресурсами планируете развитие/разработку проектов?

  8. Какой % от годовой выручки вашей компании выделен на поддержку и развитие цифровизации и как этот процент изменился с предыдущим годом?

В этой статье мы поделимся статистическими данными и нашими выводами по каждому сегменту (малый, средний и крупный).

Что уже есть?

Основной цифровой сервис всех компаний — корпоративный сайт. Он присутствует у 100% представителей крупного бизнеса, 93% среднего и 89% малого.

Мы предлагаем несколько сценариев, почему не у всех компаний среднего и малого бизнеса есть корпоративный сайт:

  • основная деятельность ведется в социальных сетях;
  • не готовы вкладываться в разработку сайта и настройку SEO;
  • сайт есть, но им не занимаются по разным причинам.

Около половины опрошенных пользуются учетными системами, а треть — CRM. Крупные компании более склонны к применению цифровых сервисов, чтобы автоматизировать обилие процессов и систематизировать значительные объемы информации.

Часть респондентов отметила другие системы, которые используются в их компаниях: кастомный сервис для учета ресурсов и выставления счетов — у малого бизнеса, Service desk — у среднего, хранилище информации confluence, BI системы, MS project, SharePoint и корпоративный университет — у крупного.

Мы заметили, что разнообразие цифровых сервисов чаще присутствует в компаниях digital-сферы. Строительный, производственный и другие бизнесы тоже работают с большим потоком информации, и им тоже важно выстраивать эффективную коммуникацию и налаживать обмен данными. Но пока такие организации, вероятно, не готовы к внедрению новых инструментов оптимизации.

Кто руководит процессом?

Статистика ответов показала, что чем сложнее бизнес и чем больше у него отделов, тем больше людей берется за задачу развития цифровых сервисов.

  • В малом бизнесе за это ответственен кто-то один: генеральный директор (59%) либо директор по маркетингу (33%). Часть респондентов выбрали свой вариант, в котором указали штатного программиста или менеджера по развитию.
  • В среднем бизнесе эта задача распределяется между IT-директором (40%), директором по маркетингу (33%) и директором по развитию (47%). Некоторые участники опроса назвали также штатных программистов.
  • В крупном бизнесе процессом цифровизации занимается команда старшего и младшего руководящего состава. Среди ответов «Свой вариант» — HR, Руководитель адаптации и развития сотрудников.

Это говорит о том, что большие компании нацелены на рост вовлеченности в идею цифровизации.

Блокеры цифрового развития

Мы попросили респондентов оценить уровень цифровизации компании, которую они представляют, и прокомментировать его. Лучшие оценки — у сферы digital (в основном 8-10). Как правило, другие фирмы хранят и обрабатывают данные "по-старому": в многочисленных таблицах и другими методами.

Крупный бизнес

Хотя средняя оценка удовлетворенности у крупного бизнеса стала самой высокой, судя по оставленным комментариям, во многих компаниях сотрудники отказываются использовать уже внедренные сервисы ведения и учета данных.

Цифровые сервисы, которые у нас есть, оставляют желать лучшего. Все работает вне зависимости друг от друга, есть ряд продуктов, которые еще только предстоит внедрить, ну и плюсом синхронизировать в единую систему то, что уже есть.

Заместитель генерального директора медицинской компании

Очень мало данных для аналитики, их либо некуда заводить, либо сотрудники этого не делают, предпочитая свои "таблички".

Заместитель главного бухгалтера транспортной компании

У крупного бизнеса редко возникают финансовые преграды для прогресса. Проблемой чаще становится недостаток трудовых ресурсов (67%). Также этим сложностям сопутствует дефицит управленческих ресурсов (36%) и нежелание руководства менять бизнес-процессы (39%).

Малый бизнес

У небольших компаний оказалось достаточно много блокеров цифрового роста.

Самые распространенные — недостаток финансирования (36%), отсутствие трудовых ресурсов для реализации (37%) и идей для развития (46%).

Средний бизнес

В фирмах среднего бизнеса главные блокеры — недостаток трудовых ресурсов (53%) и нежелание руководства менять бизнес-процессы (33%). Также компании частично продолжают сталкиваться с недостатком финансирования (27%).

Мы выдвинули предположение, что зачастую руководство просто не понимает, в чем состоит профит от новых сервисов. Заметно, что недостаточная освещенность в эффективности цифровых инструментов мешает росту бизнеса. Важно подробно доносить до руководителей продуктов, что автоматизация упрощает ведение и учет данных и задач и освобождает ценное время сотрудников. А это напрямую влияет на рост выручки.

Планы на развитие цифровых сервисов

Результаты опроса показали, что крупные компании настроены и дальше вкладываться в расширение и поддержку практически всех цифровых сервисов. У небольших и средних компаний есть планы развивать корпоративные сайты, учетные системы и CRM. А вот значительный процент представителей малого бизнеса пока что не готов активно внедрять технологии.

Мы узнали у респондентов, с помощью каких ресурсов их компании планируют реализовывать планы по цифровому развитию. Оказалось, лишь треть готова воспользоваться услугами специалистов извне. Остальные рассчитывают на внутренних сотрудников. Что интересно, в число этих фирм входит достаточно много тех, которым для реализации не хватает собственных трудовых ресурсов.

Мы связываем это логическое расхождение с высоким уровнем непонимания как надобности внедрения новых сервисов, так и специфики и сложности этого процесса.

Также мы поинтересовались у респондентов, испытывают ли они потребность в импортозамещении ПО. Процент положительных ответов оказался небольшим, и в основном эта потребность есть у компаний digital-сферы с высоким уровнем цифровизации. Это подтверждает факт, что компании, далекие от цифры, плохо понимают необходимость внедрения сервисов и поэтому не проявляют к ним интерес.

Как бюджет на цифровизацию влияет на развитие

Опрос показал, что чем выше выручка компании, тем больше она вкладывается в цифровизацию процессов. В малом бизнесе преобладает минимальный процент бюджета, а в крупном — самый высокий.

При этом динамика изменения этой доли в сравнении с 2022 годом у малого бизнеса остается неизменной, в среднем — частично начинает увеличиваться, а в крупном повышается у большинства компаний.

Вывод

Наше исследование выявило неравенство цифрового развития среди разных компаний. Лучше всего дела с технологичностью обстоят в области digital, где все бизнес-процессы и так автоматизированы. В остальных сферах цифра распространятся только в соответствии с ростом фирм.

Но самая большая проблема заключается в том, что иногда руководство не понимает, зачем нужны цифровые инструменты и не видит причин их финансировать. Безусловно, это влечет за собой торможение роста бизнеса: компании просто не могут работать на полную мощность. Отсутствие удобных корпоративных систем заставляет сотрудников тратить драгоценное время на ручную работу с данными.

Надеемся, что нам с коллегами удастся донести профит внедрения цифровых сервисов до руководителей развивающихся продуктов.

Если ваша компания нуждается в помощи с выбором и последующей разработкой и внедрением цифровых сервисов, Вы можете обратиться за консультацией к нам на почту [email protected].

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Артем Салютин

Спасибо за проделанную работу, было бы интересно получить инструмент, который позволяет по разным параметрам измерить степень "оцифрованности бизнеса"

Ответить
Развернуть ветку
Николай

Круто! Вот правда! Не всегда преполагаешь количество пользователей каких-то сервисов, а тут еще и пояснениями. У нас, как у большинства, также есть сайт корпоративный и crm. Пользуемся продуктами аспро и там, и там.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев

А расскажите сколько участников вы опросили и как это делали?

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Здравствуйте, Иван!
Это исследование было количественным (105 ответов), еще дополнительно 30 ответов мы откинули за неконсистентность ответов и противоречия. Срез по должностям отвечающих не делали, т.к. это механический процесс и ценности в ответах нет. Исследование было в формате онлайн-опроса, состоящего из вопросов с выбором одного или нескольких вариантов ответа, а также из вопросов с развернутым ответом.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев

а как собирали аудиторию?

Ответить
Развернуть ветку
Hawking Bros
Автор

Рассылки, таргетированная реклама и знакомые

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда