{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Лида, все пропало! Сезон стартует через 2 недели! Или как не запороть продажи в сезон при запуске рекламы?

Правдивый опус о провальном сезоне и недополученной прибыли глазами директора Игоря Сергеевича и маркетолога Лидочки. Как надо и как не надо делать при запуске сезонной рекламы...

Содержание

Миниатюры: как Лидочка и Игорь Сергеевич к сезону готовились

Ситуация №1

Игорь Сергеевич: Лидочка, нам срочно нужны лиды! У нас всего 2 недели!

Лидочка: ААА, давайте по-быстрому попробуем что-нибудь запустить.

Что обычно происходит в такой ситуации? Рекламную кампанию запускают в спешке. Она приносит лиды, но их мало и они дорогие.

В процессе сотрудники пытаются разобраться, что и как, оптимизируют процессы. Но вот незадача — сезон закончился. Реклама на паузе. Ждут следующего сезона.

Ситуация №2

Лидочка: Игорь Сергеевич, а давайте запустим рекламу заранее, чтобы не как в прошлый раз.

Игорь Сергеевич: Лидочка, ты сдурела что-ли? До сезона еще 6 месяцев! Вот еще… деньги на ветер будем выкидывать.

В итоге 4 месяца сотрудники сидят без дела.

Редкое шевеление начинаются за 2 месяца, а пик трудовой активности снова за 2 недели до старта. Как итог — оптимизация в который раз приходится на конец сезона. Лидов мало, а стоимость их высокая.

Ситуация №3

Лидочка: Давайте увеличим продажи в сезон!

Игорь Сергеевич: Да мы клиентов в сезон переварить не сможем. Куда их больше-то? Ничего запускать не будем!

Сезон прошел, а денег нет. Готовиться к следующему — не на что.

Ок, Chat GPT, что делать будем? Или правильная подготовка к сезону

Давайте сядем в машину времени и попробуем перенестись на 5-6 месяцев назад, чтобы понять, что и как нужно делать.

Что нужно сделать за полгода до начала сезона?

1. Составьте декомпозицию и план продаж

Разбейте крупную цель по продажам на более мелкие, конкретные цели. Они должны быть:

  • измеримы;
  • достижимы;
  • ограничены во времени.

Так вы увидите четкую структуру и проследите за тем, чтобы каждый сотрудник знал свои KPI.

2. Изучите свою ЦА

В этом вам помогут следующие вопросы:

  • По каким критериям ваш клиент принимает решение о покупке товара?
  • По каким запросам аудитория вас ищет?

Проработка этих вопросов поможет эффективно донести ваше предложение и выделиться на рынке.

3. Проанализируйте конкурентов

Вас должно интересовать:

  • Что делают конкуренты?
  • Как они это делают?
  • Какую воронку продаж они используют?
  • Какие офферы и предложения есть на сайте конкурентов?
  • Какую структуру сайта используют конкуренты?

4. Разберите предыдущую рекламную кампанию

Вам нужно выделить то, что сработало в ходе рекламы. Возьмите это на вооружение. Нерабочие варианты — отбросьте.

Что нужно сделать за 5 месяцев до начала сезона?

На этом сроке нужно заняться поиском подрядчиков.

Не сокращайте количество рассматриваемых заявок и коммерческих предложений. Это снизит качество отбора.

Составьте собственный бриф, где будут те вопросы, которые вас интересуют.

Не забудьте сформулировать для подрядчика четкую цель. Например, «Мы хотим привлечь Х клиентов, со средним чеком Y, в таких-то сегментах рынка, в такие-то временные промежутки. Для оценки результатов работы мы будем отслеживать достижение таких-то KPI».

При такой четкой постановке вы сможете отсеять N-количество подрядчиков, которые не уверены в достижении цели.

Что нужно сделать за 3-4 месяца до начала сезона?

В это время вам нужно плотно поработать над сайтом: внести все изменения и доработки. Этот процесс может сильно затянуться, поэтому постарайтесь выделить достаточно времени.

ТЗ на доработку сайта включает следующие этапы:

  • Отрисовать прототипы всех основных страниц сайта.
  • Поставить техническое задание для директолога.
  • Создать ТЗ для SEO-специалиста.
  • Составить общий план работ.
  • Спрогнозировать результаты рекламных кампаний.

Что нужно сделать за 1-3 месяца до начала сезона?

Пришло время для подготовки и запуска рекламных кампаний. На этом этапе вы должны посмотреть, что сработало, а что нет.

Смело вносите изменения, оптимизируйте РК, тестируйте новые гипотезы.

На полноценную раскачку рекламных кампаний уходит примерно 1-2 месяца

К концу 1-го месяца у вас должно быть все готово к сезону: реклама идет, сайт конвертит. Вы не боитесь провалиться в сезон, потому что уже все работает.

Самое время заняться усилением конверсии отдела продаж.

К чему нужно быть готовым при запуске в сезон?

Вы взвесили все «за» и «против» и наконец-то решились на запуск. Приготовьтесь к возможным трудностям:

  • Повышенная конкуренция

Высокий сезон = куча рекламодателей, которые борются за свое место под солнцем.

Вот только Яндекс один. В таких обстоятельствах он хочет срубить побольше денег. Ставки растут и ваши расходы, кстати, тоже.

Поэтому, чтобы не сливать рекламный бюджет впустую — планируйте и тестируйте рекламные кампании заранее. Не поленитесь и качественно поработайте над семантикой, над оффером, который сможет зацепить вашего потенциального клиента.

Не обещайте в объявлениях золотые горы, если вы не сможете их дать

Во-первых, врать нехорошо, а во-вторых такими обещалками вы только разозлите людей .

  • Перерасход бюджета

Как мы уже выяснили выше, конкуренция = повышенные расходы.

Чтобы держать расходы под контролем, необходимо еще до начала сезона поэкспериментировать с различными стратегиями. Да, опять все сводится к тому, что нужно выделять достаточное время для подготовки к сезону. Без этого никак.

Хорошую рекламу за неделю до старта запустить нельзя

Если вы все-таки прошляпили момент — сужайте аудиторию, чтобы сохранить бюджет.

Уточните настройки таргетинга: пол, возраст, местоположение, интересы и т.д. Так вы охватите наиболее релевантную аудиторию.

Если ваши объявления показываются не только на поиске, но и в РСЯ, то не забывайте мониторить места показа, чтобы вовремя «удалить» мусорные площадки.

  • Технические проблемы

Высокие объемы трафика в сезон сильно нагружают серверы. Это приводит к техническим неполадкам: медленная загрузка страниц сайта или проблемы с показом рекламы.

Для решения этой проблемы посмотрите:

  • Как можно улучшить кеширование?
  • Как можно сжать ваши изображения на сайте?
  • Как вы в целом можете оптимизировать свой сайт?

Для решения таких моментов хорошо иметь под рукой грамотного программиста.

С хорошими сайтом и РК ваши денежки не улетят в трубу.

Какие страхи останавливают при запуске рекламы в сезон?

1. «Мы боимся расти»

Здесь нужно четко понять, что примерно 80% прибыли бизнесы получают именно в «сезон».

Вместо того, чтобы трястись над этим: «Вдруг клиентов будет много и вы не сможете сохранить высокое качество при оказании услуг».

Поставьте вопрос так: «Как переварить в 2 раза больше клиентов, при этом не потеряв в качестве обслуживания и в рентабельности?».

Для этого:

  • Посмотрите трезвым взглядом, как построены ваши процессы. Определите те, которые можно стандартизировать и масштабировать без ущерба для качества.
  • Автоматизируйте повторяющиеся задачи.
  • Регулярно просматривайте отзывы клиентов, проводите внутренние аудиты и при необходимости принимайте меры по исправлению косяков.
  • Прививайте в компании культуру, ориентированную на клиента. Продумайте мотивацию.
  • Берите обратную связь от клиентов, чтобы понимать их потребности и оперативно решать любые проблемы
  • Инвестируйте в обучение своей команды.

2. «У нас уже работают другие каналы трафика»

Март 2022 стал фатальным для тех, кто использовал в качестве источника трафика только таргетированную рекламу в Инстаграм*. Тогда им пришлось быстро переобуваться и искать альтернативные варианты. Это все требует много времени и денег.

*Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

Поэтому будьте предусмотрительнее. Продумывайте несколько каналов привлечения клиентов, чтобы не сесть в лужу, если в вдруг что-то отвалится.

3. «Нас и так все знают!»

Частое заблуждение, которое в какой-то момент сыграет с вами злую шутку.

Если клиенты не могут найти ваш бизнес при активном поиске в течение сезона, они просто уйдут к конкурентам. Пока вы считаете, что вам и так хватит клиентов, ваши «противники зарабатывают в сезон БОЛЬШЕ. Это значит, что и подготовятся они к следующему разу — лучше.

Через пару сезонов вы обнаружите, что вам нет места на рынке.

Заключение

Главное правило, которому мы всегда следуем сами и учим клиентов - готовиться к сезону заранее. Наша рекомендация: 5-6 месяцев. Иначе, по закону подлости, обязательно произойдет какой-нибудь факап, который придется быстренько исправлять. Да и оптимизация, подготовка сайта - дело небыстрое.

Поэтому проще подготовиться еще до начала, чтобы потом ничего не бояться.

А если вы решите обойтись без рекламы в сезон, то потеряете клиентов. Они уйдут к конкурентам. Реклама поможет «оставаться на виду».

Кроме того, дополнительный канал привлечения в виде рекламы будет вашей страховкой на случай, если другие каналы вдруг перестанут работать.

Чтобы качественно и без стресса подготовиться к новому сезону — залетайте к нам на консультацию.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Ольга Липнягова

Крупные компании или компании с толковым маркетологом идут по вашей схеме (и я их крепко обнимаю), Но 80% моих клиентов приходят на контекст в разгар сезона и такие "запустите нам рекламу, пожалуйста".

И начинается история, как за неделю уместить хотя бы часть полугодового плана.

В общем, надеюсь осмысленных предпринимателей станет больше)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Ольга, да, многие обращаются уже в сезон со словами "реклама нужна была вчера".

Будем надеяться, что постепенно к бизнесу придет понимание, что в "два щелчка" качественную рекламу не запустить, и нужно делать всю подготовительную работу заранее.

Ответить
Развернуть ветку
scolar

В статье всё разложено по полочкам. Спасибо. Вопрос: достатачно ли 3-4 месяцев на доработку сайта и на что сделать основной упор в разрезе эффективно работающей рекламной кампании?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Благодарю за комментарий.

Сроки подготовки сайта зависят от его текущего состояния. Возможно, там и вовсе не потребуются какие-то доработки. Однако бывает, что сайт требует серьезных изменений, и на это у нас уходило много времени.

Если все согласования правок с заказчиком происходят быстро, то 3-4 месяцев должно хватить.

Что касается вопроса по РК, то отвечу так: если у вас уже все работает хорошо, то лучше ничего не трогать.

Ответить
Развернуть ветку
Elena Sergeenkova

Спасибо за статью! Но достаточно ли будет 3-4 месяца на доработку сайта, если предположим, что сайт крупный? И что в себя включает ТЗ для SEO-специалиста, можно хотя бы два пункта для примера?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Елена, сроки зависят от исходного состояния сайта. 3-4 месяца обычно хватает на устранение основных недочетов. Далее можно продолжить SEO работу над сайтом, и соответственно продвигать его в поисковых системах.

В ТЗ специалиста по SEO могут быть включены такие пункты как:
- Поиск технических ошибок на сайте.
- Анализ внутренней структуры.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Разумные советы вы перечислили, конечно. В сезон очень важно, чтобы вся связка работала: реклама-сайт-отдел продаж...Обидно бывает, когда реклама продумана "от и до", и сайт вроде приличный, но на отделе продаж все спотыкается, и клиент в итоге не доволен...Не сработала эта ваша реклама - говорит(( И приходится доказывать, что слабое звено тут - вовсе не реклама...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Анна, да, понимаю, обидно, когда реклама приносит качественные заявки, но менеджеры по продажам плохо их обрабатывают.

В таком случае стоит подумать, как можно улучшить работу отдела продаж. Возможно, стоит еще раз поработать над скриптами и закрытием возможных возражений клиента.

Не исключаю, что причина может быть и в том, что менеджеры просто не справляются с потоком входящих заявок.

В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно.

Ответить
Развернуть ветку
Света

Подскажите, это относится к какой рекламе? Здесь идет речь о контекстной или SEO тоже, например, нужно готовить прям заранее?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Светлана, в статье речь идет о контекстной рекламе.

Рекламные кампании рассчитываются примерно на 1-2 месяца, поэтому мы и начинаем готовиться к сезону заранее.

Ответить
Развернуть ветку
Алиса

А если ниша сайта очень конкурентная, не получится ли так, что в сезон цена лида ну прям очень сильно возрастет?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Алиса, хороший вопрос.

Да, цена лида в сезон может подскачить, но с этим можно бороться.

Во-первых, еще до старта сезона нужно понять, что хорошо отрабатывает. Можно сделать упор на это. Во-вторых, если вы наблюдаете увеличение стоимости лида, то это сигнал к внедрению корректировок в РК.

Посмотрите, какие группы/ключи/регионы/пол плохо отрабатывают. Их стоит либо совсем отключить, либо задать понижающие корректировки.

Можете пересмотреть вашу семантику. Не исключено, что там есть высокочастотные запросы, которые съедают ваш бюджет. В таком случае сфокусируйтесь на средне- и низкочастотных запросах.

Есть еще много моментов, на которые стоит обратить внимание при анализе РК. Можете самостоятельно покопаться в РК или же на консультацию к нам записаться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Арина, вам нужно перед запуском рекламы провести тщательный анализ конкурентов. Это можно сделать в различных сервисах, например, в keys.so.

Там вы увидите, какие ключи используют ваши конкуренты, какие у них есть объявления, какая примерная цена клика выходит.

После анализа вы сможете рассчитать примерную стоимость лида. Исходя из вашего бюджета и CPL можно будет выбрать оптимальную стратегию для РК.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид С.

Одно из самых банальных правил это готовиться за пол года, хотя многие не придерживаются этого правила

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Леонид, я с вами полностью согласен.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гурин

А потом часто получается как в мультике: "и так сойдет"

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Дмитрий, да. Но такое "и так сойдет" может сработать лишь раз-два. Потом приходит осознание, что деньги закончились.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Церевич

Грамотные советы и все четко написано. Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шестаков
Автор

Иван, рад стараться!

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда