Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Пользователи тратят всего 5 минут в день на приложения для шопинга, при этом 45% всех установок приходится именно на эту категорию приложений. 20% аудитории часто перестаёт пользоваться собственными мобильными приложениями ритейлеров. Среди наиболее частых причин: отсутствие выгодных приложений, рекламный спам и закрытие магазина. В 67% случаев приложение, которым перестают пользоваться, удаляется.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Мы в Кошельке провели субъективный анализ отчётов о тенденциях использования мобильных приложений от data.ai, Sensor Tower и Аppsflyer. Уделили особое внимание данным о приложениях для шопинга и узнали, как россияне ими пользуются. Что ещё нам удалось выяснить — расскажем дальше в статье.

Установки мобильных приложений

В 2022 году Россия заняла 6 место среди стран по установкам мобильных приложений — россияне совершили 5,475 млрд загрузок.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Мы предположили, что высокое место в рейтинге связано с большим населением в сравнении, к примеру, со странами ЕС. Поэтому разделили количество загрузок на население страны, чтобы понять охват на человека.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

В результате пересчёта активность пользователей в России сохранила свою позицию на шестом месте рейтинга, однако страны по соседству изменились. Количество установок на одного россиянина практически на одном уровне с жителями Колумбии, США и Вьетнама.

Мы решили узнать, сколько примерно загрузок приложений в месяц совершает один пользователь из России. Для этого отобрали категорию населения, которая, с нашей точки зрения, активно пользуется не только игровыми мобильными приложениями, и сопоставили с возрастной группировкой от Росстата. В итоге остановились на возрасте 15–59 лет. Оказалось, что в среднем пользователь устанавливает 5 приложений в месяц.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Высокую активность российских пользователей подтверждает и отчёт от Sensor Tower. По прогнозу аналитической компании в 2026 году по установкам из App Store Россия окажется на 4-м месте в топ-10 стран, а по количеству загрузок из Google Play сохранит своё место на пятой ступени.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Несмотря на то, что в 2026 году Россия будет лидировать среди европейских стран по загрузкам, в расходах пользователей ожидается негативный тренд: снижение более чем на 20% обусловлено приостановкой оплаты счетов в Google Play в марте 2022 г.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Активность пользователей мобильных приложений

За 2022 год Россия поднялась с 8 на 7 место в рейтинге стран по времени, которое пользователи провели перед смартфоном. Совокупно соотечественники потратили 130,7 млрд часов. Более подробную аналитику по России отчёт State of Mobile 2023 не предоставил, поэтому мы обратились к данным, опубликованным в прошлом году.

В среднем один пользователь проводил в день 4 часа в телефоне — примерно четверть своего свободного времени.

К слову, в 2021 году жители России провели в приложениях почти 108,8 млрд часов, 2,345 млрд часов из них потратили на приложения для шопинга. Опираясь на данные data.ai, мы посчитали, что житель нашей страны уделял им всего 5 минут в день, хотя 45% установок пришлись на эту категорию приложений.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Мы предположили, что люди массово скачивают приложения для шопинга, но практически их не используют. Приложения копятся и забивают память телефона, либо их быстро удаляют.

Рынок приложений стал более конкурентоспособным, в результате этого пользователи больше отвлекаются и становятся менее лояльны одному конкретному приложению. Во всём мире приложения для шопинга второй год подряд демонстрируют спад месячного показателя Retention (удержание пользователя), при этом их установки продолжают расти.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

По данным AppsFlyer, каждое второе приложение в мире удаляется через месяц после его установки. В России — каждое третье. Из-за большого количества альтернатив очевидно, что лояльность пользователей к приложениям, которые не оправдывают ожиданий, довольно низкая.

Интересно, что в зависимости от типа установки приложения — органика или неорганика — меняется и процент его удаления. Органическая установка означает, что пользователь находит и загружает приложение без какой-либо помощи и рекламы. Например, сразу через поиск. Неорганические загрузки связаны с чётким намерением пользователя познакомиться с приложением, так как его интерес был подогрет маркетинговыми механиками. У категорий «Шопинг» и «Финансы» процент удаления приложений с органическими установками оказался ниже на 2% и 9% соответственно. Более частое удаление приложений с неорганическим типом установки может быть связано с тем, что приложение не оправдало ожидания пользователей от рекламного сообщения.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Сейчас наблюдается общемировой тренд на экономию. Его подтверждает смена пользовательских предпочтений на установку приложений для шопинга:

  • В 2020 году пандемия вызвала быстрый рост мобильных покупок, так как потребители избегали личного присутствия — загрузки приложений ритейлеров выросли на 43%.
  • В 2022 году офлайн-покупки возобновились, при этом на карманы покупателей повлияла инфляция. Поэтому мобильные приложения стали инструментом экономии: загрузки приложений с купонами и бонусами выросли на 27%, а лидерами стали BNPL-приложения, с которыми можно оплачивать покупки по частям. Количество их скачиваний увеличилось в Европе, Азии, Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке.
Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Конкуренция на рынке ритейл-приложений

Мы проанализировали крупнейших представителей ритейла — у всех есть собственное мобильное приложение. У многих запущено сразу несколько: с акциями и скидками, а также доставкой продуктов. Например, «Магнит: акции и скидки» и «Магнит — доставка продуктов». Но не стоит забывать, что пользователь проводит всего 5 минут в день в приложении для шопинга, то есть тратит примерно 2% своего времени в телефоне. На рынке сложилась огромная конкуренция. Отчасти поэтому многие компании развивают омниканальность — чтобы увеличить охват аудитории, они сотрудничают с агрегаторами или BNPL-сервисами.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Опрос «Вы пользуетесь приложениями для шопинга?»

Мы провели опрос среди пользователей Кошелька, чтобы узнать:

  • сколько приложений они устанавливают в свой смартфон;
  • почему перестают пользоваться приложениями для шопинга и что они потом с ними делают.
Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

У нас было несколько гипотез, которые мы хотели подтвердить или опровергнуть в ходе исследования.

Гипотеза №1. В регионах пользователи устанавливают меньше приложений, так как ограничены ёмкостью памяти на своих устройствах.

Это предположение не подтвердилось — даже в городах с населением до 100 тыс. человек пользователи загружают примерно столько же приложений, сколько в городах-миллионниках.

Также мы не выявили статистически значимой разницы в установке приложений пользователями разного возраста: до 30 приложений насчитали у себя в телефоне как большинство пользователей в возрасте от 44 до 54 лет, так и пользователей до 25 лет.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Гипотеза №2. С возрастом люди становятся более избирательными к установке приложений на свой смартфон.

Результаты опроса это подтвердили. Большинство пользователей 18–24 лет более открыты — могут загрузить любое приложение и им не нужно что-то удалять, чтобы освободить место. С увеличением возраста всё больше пользователей относятся к приложениям избирательно, загружают только самые выгодные.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Дальше без гипотез — чистый интерес

Мы постарались разобраться, почему покупатели перестают пользоваться приложениями магазинов. Около 50% участников опроса иногда устанавливают приложение, а потом перестают им пользоваться, 23% — так поступают часто. Среди популярных причин:

  • больше не совершают покупки в магазине;
  • забывают, что приложение есть в телефоне;
  • приложением неудобно пользоваться или оно работает с ошибками.

Также 12% пользователей отметили, что нужные функции уже есть в приложении-агрегаторе.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Участник опроса мог написать свой вариант ответа в поле свободного ввода. Мы проанализировали ответы из категории «другое» и разбили их на группы. Глобально покупатели перестают пользоваться приложениями из-за того, что:

  • магазина нет в городе или бренд ушёл из России из-за санкций;
  • их не устраивают цены и отсутствие выгодных предложений;
  • не нравится спам от оповещений.
Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Что же происходит с приложениями, которыми больше не пользуются? 61% участников опроса их удаляет, 17% — просто перестают заходить. Остальные отключают уведомления, но оставляют приложение на всякий случай.

Сколько живут приложения в телефонах пользователей? Исследование приложения «Кошелёк»

Что в итоге

  • Пользователи из России скачивают множество мобильных приложений для шопинга: приложения магазинов, маркетплейсов, площадок для рессейла и т. п., но тратят на них всего 5 минут в день.
  • В целом по миру выросла популярность приложений, с которыми можно сэкономить: получить скидку или разделить оплату на несколько частей.
  • На российском рынке наблюдается высокая переключаемость между приложениями. 33% приложений удаляется через месяц после установки. Чтобы максимально охватить своего покупателя, необходимо использовать комплекс каналов.
  • С возрастом население становится более избирательным к выбору приложений. Почти в 70% случаев приложение, которым не пользуются, будет удалено. Но примерно 20% пользователей сохранят его на всякий случай.

Не приложением единым

С одной стороны, трендом омниканальности уже никого не удивить. С другой — высокая переключаемость пользователей говорит о его неугасаемой актуальности и провоцирует использовать больше площадок. Это могут быть агрегаторы карт лояльности, кэшбэк-сервисы или чат-боты в Телеграме. Разные платформы дополняют друг друга, и покупателю становится удобнее совершать покупки.

55
Начать дискуссию