Как Россия адаптируется к уходу западных брендов? И почему торговые центры — новое место социализации?

Во время эпидемии коронавируса часто звучали прогнозы, что торговые центры будут постепенно отмирать. Их предположительно должны были заменить шоу-румы, где товары, условно, можно было «пощупать» руками, а потом заказать их через интернет-доставку, постольку так намного дешевле. Однако в России торговые центры — это не просто точки продажи, но и места социализации и проведения досуга. Публикуем комментарий "Общество потребления в эпоху турбулентности" Алексея Верижникова, директора «ВЦИОМ-Консалтинг».

«Шопинг рождает эмоции»: почему россияне любят ходить в торговые центры

В небольших российских городах торгово-развлекательные центры зачастую являются почти единственным «цивильным пространством», куда можно прийти с семьями, чтобы провести время.

Западные санкции не обрушили российскую экономику, а только несколько усложнили ей жизнь. Поэтому полная «отмена» торговых центров как класса не удалась ни пандемии, ни тому состоянию экономики и социума, которое мы называем кодовым словом «турбулентность».

<i>К сожалению, автор не указал ссылку на исследование.</i>
К сожалению, автор не указал ссылку на исследование.

Традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров предпочитают 48% россиян, приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16%, 24% примерно одинаково часто покупают и в обычных магазинах, и в интернете.

Шопинг, в особенности для женщин, связан прежде всего с эмоциями и представляет собой особый вид досуга. Важна атрибутика — атмосфера места продажи (бутик или красивый торговый центр), примерка в сопровождении подруги, брендированные пакеты с модным логотипом, которые потом транслируют «городу и миру», что шопинг удался, а его участница — счастлива «добычей». Что же касается интернет-доставки, то она не вызывает таких ярких эмоций, а просто экономит деньги.

Чтобы проиллюстрировать тезис «шопинг рождает эмоции», можно в качестве примера привести ситуацию с рыбной ловлей. Чтобы поесть рыбу, ее можно заказать в интернете. Но туман у реки на рассвете, удочка, запах ухи, варящейся в котелке, — как говорится, «это другое»...

54% опрошенных нейтрально относятся к возращению ушедших иностранных брендов под другим названием.

Россия перенимает иранский опыт: две стратегии адаптации к санкциям

Уход известных брендов логичным образом вызывает к жизни определенные адаптационные стратегии. Так, Иран живет под западными санкциями уже много десятков лет, две самые яркие адаптационные стратегии хорошо заметны на его примере.

Первая стратегия — появление «аналогов». Вторая — «предзаказ» у посредников западного оригинального бренда в «дружественной стране» (как правило, для Ирана это Турция), а затем продажа его в стране назначения в известном потребителям «специальном месте» с дополнительной торговой накруткой за «услуги посредников».

<i>Вторую стратегию бережно назвали "параллельный импорт" .</i>
Вторую стратегию бережно назвали "параллельный импорт" .

В России некоторые ушедшие бренды одежды возвращаются, но уже под другими названиями. Как известно, бренд — это символ и коммуникация. И существует он по большей части сугубо в сознании потребителя. А поскольку практически весь ширпотреб в современном мире шьется в Пакистане, Бангладеш и Индонезии, то, как говорится, если вы не сноб, то какая вам разница, как это переназвали?

А работает ли в России параллельный импорт? Поделились мнением тут👇

Купить новое нельзя, ремонтировать

46% россиян предпочитают самостоятельно ремонтировать сломанные вещи, нежели нести их в ремонт или купить им на замену новые.

Уже несколько десятилетий потребительское общество развивается в парадигме «сломалось — купи новое». Реклама транслирует культ постоянного обновления, а качество вещей намеренно снижается производителями: автомобили ржавеют за 3-5 лет, одежды и обуви в носке хватает только на один сезон — чтобы покупатели шли за «обновкой».

Россия пошла своим путем. За период товарного дефицита советского периода сложился целый пласт народных умельцев, руками чинивших все — от примуса до автомобиля. А затем сложился культ и культурный код «рукастого мужика», с которым женщина — «как за каменной стеной». Этот культурный код жив и сейчас.

В США человека, который полезет поковыряться под капот своего автомобиля, сейчас воспримут как маргинала, который не купил нормальную автостраховку. Но еще в 50-х годах было огромное количество американцев, самостоятельно лазивших под капот и своих авто, и тракторов.

На Кубе до сих пор ездят по улицам американские ретромобили 40-50-х годов. После того как в конце 50-х годов ввели американские санкции против Кубы, на «остров свободы / осознанной необходимости» прекратилась поставка автозапчастей. И кубинские народные умельцы научились в мастерских делать «аналоги».

Кузов этих кубинских чудо-ретромобилей — оригинальный, американский, а «внутренности» — результат труда кубинских «очумелых ручек». Кстати, кузова автомобилей в 40-50-е годы делали так, что они не ржавели не только десятилетиями, а, похоже, и столетиями. И это во влажном тропическом климате!

Первоисточник:

22
Начать дискуссию