22 архетипа Юнга vs 12 архетипов брендинга: почему Юнг продаёт лучше?

Только ленивый не слышал про архетипы мага, правителя и любовника, которые используют в визуале аккаунтов и прогревах. И сводится это в основном к цвету подсветки, стилю одежды и все на том. Что с этим делать дальше — непонятно, поскольку выглядит это картонно и все время чего-то не хватает. И не зря не хватает, теория архетипов в брендинге — это сильно урезанная теория Юнга, из которой вообще выкинули женские архетипы. При том что 90% применяющих её сейчас — женщины-эксперты. Вот такая вот нестыковочка. В этой статье я расскажу, почему я использую теорию архетипов Юнга в продажах и почему она круче.

22 архетипа Юнга vs 12 архетипов брендинга: почему Юнг продаёт лучше?

Всем здравствуйте! Меня зовут Кристина Лыга, я бизнес-консультант с 10-летним стажем и коуч. Работаю с личностью предпринимателя, поэтому в продажах миксую "мягкие" методы поиска внутренней мотивации и твёрдые бизнес-инструменты, активно применяю продажи по архетипам. Веду канал "Крис: Королева системы". А теперь к сути проблемы архетипов в маркетинге.

Будем разбираться, что ж такое Архетипы, и почему мы вообще решили их использовать для продаж и прогревов, а не для брендинга или просто самопознания.

Архетипы и Путь героя используют многие исследователи мифов и легенд, сценаристы, маркетологи: тот же "Тысячеликий герой" Дж. Кемпбелла, который стал стартом для многих сценаристов, авторов книг и бренд-стратегий.

И вообще стоит ли их противопоставлять, а может они части одного целого?

Начнем с того, что такое есть Архетипы, возьмем из определения самого Карла Густава Юнга:

"Элементы коллективного бессознательного никогда не были в сознании и, соответственно, носят не приобретенный характер, а наследственное явление. Личное бессознательное состоит главным образом из комплексов, содержание коллективного бессознательного в основном составляют архетипы".

Конечно, не стало понятнее. Переведу на человеческий, Юнг принимал, что психика человека состоит из следующих уровней.

Итак, Юнг определял, что Архетипы - это часть структуры психики каждого человека
Итак, Юнг определял, что Архетипы - это часть структуры психики каждого человека

Например, если человеку сказать влюбленность или радость, то каждый представит что-то своё, при чём будет влиять возраст, окружение, контекст, даже место проживания, но общий архетипический смысл будет схож.

У каждого явления есть суть, выжимка, первоидея (собственно архетип, мыслеформа в лингвистике, вы мыслите не вполне словами, а мыслеформами, концептами) и материальное выражение (собственно, то, как вы представляете себе «любовника», «мать», «старца»).

К одной мыслеформе можно привязать большое количество материальных вариаций, которые ей будут отвечать. Т.е. вы и ваша сестра представят «любовника» чуть — по-разному.

Если вы захотите нарисовать Архетип, то получится как-то так.
Если вы захотите нарисовать Архетип, то получится как-то так.

Откуда взял Юнг все эти Архетипы? Например, из исследования Таро и астрологии + описание этих всех исследований в своих научных трудах. А развитие теории есть в работах, которые написаны по Юнгу.

Чисто выборка, которую я читала, пока готовила аналитику по Продажам и 22 ведущим Архетипам по Юнгу и его трудам
Чисто выборка, которую я читала, пока готовила аналитику по Продажам и 22 ведущим Архетипам по Юнгу и его трудам

Очень объемно, многогранно + прикладной формат, но к Юнгу мы вернемся чуть-чуть попозже, а пока посмотрим в сторону маркетологов и их Архетипов.

Как же определили Архетип маркетологи и почему они урезали до 12 Архетипов? Погнали разбираться. Определение, которое в концепции 12 архетипов американской исследовательницы Кэрол Пирсон (Carol S. Pearson).

Архетип — это поведенческие программы, которые мы реализовываем на протяжении жизни. На основе стратегий, паттернов поведения и манеры общения с клиентами бренды выбирают свой архетип.

Мягко говоря вообще про другое. Давайте посмотрим концепт.

Вот такой концепт по героям и шутам, который потом переложили на маркетинг и брендинг
Вот такой концепт по героям и шутам, который потом переложили на маркетинг и брендинг

Вроде всё классно, но лично у меня паззл не складывается, потому что:

  • определяешь ведущий Архетип по тестированию (а мы все знаем, что любим приукрасить или приуменьшить в ответах на вопросы);
  • ГДЕ хоть один женский Архетип? вот хоть один? вы как мне предлагаете приложить на себя Правителя или Бунтаря? я всегда поражалась, когда девушки такие: я Искатель, вот мой концепт и бренд-бук. Сириосли?

Зачем так усекать концепцию дуальности?

В 22 Архетипах Юнга и Таро есть последовательный концепт развития Архетипов, который можно использовать в проживании развития психики, в различных психологических практиках, философских и мифологических исследованиях, а также в прогревах и продажах.

Дальше будет мой концепт, в котором я адаптировала Старшие Арканы и их видение Юнгом в продажи и прогревы.

1 этап - уровень Души. Если вы хотите создать контакт с аудиторией + присоединение в стиле: мы с тобой одной крови, ты и я, то вам на этот уровень.

Шут - Архетип свободы, Маг - Архетип творца, Жрица - Архетип единства и гармонии.
Шут - Архетип свободы, Маг - Архетип творца, Жрица - Архетип единства и гармонии.

Шут - это импульс любого нового действия или события (да-да, тот самый вброс идеи при запуске), Маг – активность и внедрение. Жрица – пассивность и принятие, а также эмпатия и подстройка.

2 этап - уровень Семьи, тут уже про материальное и управление правилами социума.

Императрица - Архетип плодородия, Император - Архетип власти, Жрец - Архетип авторитета
Императрица - Архетип плодородия, Император - Архетип власти, Жрец - Архетип авторитета

Видите, как много разницы между Императрицей и Императором? как это можно попытаться свести к одному: к Правителю? это как сравнивать кислое и мягкое. А Жреца, который может обращать в свою веру и собирать вокруг себя людей, свели к банальному Мудрецу (хотя возможно это Отшельник) или Родителю.

3 этап - Уровень социализации, когда герой переходит и встречается с обществом: делает выбор, ставит цели, отсекает лишнее, набирается опыта и потом идёт дальше.

Влюбленные - Архетип выбора, Колесница - Архетип лидерства, Справедливость - Архетип рассудка, Отшельник - Архетип мудрости
Влюбленные - Архетип выбора, Колесница - Архетип лидерства, Справедливость - Архетип рассудка, Отшельник - Архетип мудрости

На этом уровне решаются задачи, которые связаны с реализацией в обществе: человек проходит этапы выбора и дуальности по Влюбленным, социальной реализации по Колеснице, отсечения лишнего по Справедливости, чтобы на этапе Отшельника пройти просвещение Героя в перспективе его скорой встречи с первыми серьезными преградами.

3 этап - Уровень идей. Начиная с Колеса Фортуны мы переходим на уровень идей - Колесо Фортуны, Сила, Повешенный, Смерть, Умеренность.

Колесо Фортуны - Архетип потока, Сила - Архетип потенциала, Повешенный - Архетип служения, Смерть - Архетип трансформации, Умеренность - Архетип баланса и равновесия
Колесо Фортуны - Архетип потока, Сила - Архетип потенциала, Повешенный - Архетип служения, Смерть - Архетип трансформации, Умеренность - Архетип баланса и равновесия

Когда человек становится Отшельником, он постигает идеи. И не только узнает, но и проживает их, получая опыт. Идей пять. Они выражены в пяти мировых религиях:

  • Первая идея, с которой встречается Отшельник, – это идея о карме по Колесу Фортуны. Среди религий эта идея лучше проявляется в буддизме.
  • Сила - воплощение той части жизненного пути героя, которая предшествует пробуждению в Герое Духа. Эта идея лучше воплощена в таких монотеистических религиях, как иудаизм и мусульманство.
  • Повешенный - христианство. Необходимо прийти к качественно новому состоянию – к инсайту. Это в том числе и христианская мысль об искуплении: в страданиях душа совершенствуется.
  • Смерть – идея о трансформации, о том, что жизнь постоянно меняется. Это естественный процесс, который происходит постоянно и прямо сейчас. Жизнь движется благодаря смерти. Эта идея ясно развита в шаманизме.
  • После Смерти мы встречаемся с Ангелом-Хранителем, неким светоносным существом. В Таро и Архетипах Юнга его являет Умеренность. Это Архангел Михаил в христианстве, или бодхисатва в буддизме.

Вот такой паззл на уровне идей и верований.

4 этап - Уровень реализации своего потенциала.

Дьявол - Архетип искушения, Башня - Архетип духовного пробуждения, Звезда - Архетип творчества, чувств, Луна - Архетип бессознательного, Солнце - Архетип радости, Страшный Суд - Архетип возрождения, Мир - Архетип гармонии, единства с Миром
Дьявол - Архетип искушения, Башня - Архетип духовного пробуждения, Звезда - Архетип творчества, чувств, Луна - Архетип бессознательного, Солнце - Архетип радости, Страшный Суд - Архетип возрождения, Мир - Архетип гармонии, единства с Миром

Дьявол - Архетип Тени, в которой мы встречаемся со всеми отрицаемыми качествами.

Дьявол аллегорически представляет собой сошествие в ад, Башня – чистилище (по мифам, промежуточное место между адом и раем), а следующий Архетип – Звезда – архетип чистоты и надежды.

Луна - Архетип бессознательного, предрассветного часа, самая глубокая точка проживаемого опыта, сказок, мифов и легенд.

Солнце - это вот сейчас происходит самое главное, то, ради чего я появился на свет.

Страшный Суд иллюстрирует включенность человека в сложную систему, неотделимость его души и судьбы от душ и судеб других людей, нации, этноса, всего человечества.

Архетип Мир означает завершение; цель всего вашего путешествия, начавшегося с Архетипа Шут.

Все противоречия примирены; это одновременно и начало и конец. Колесо совершило полный круг, развитие личности завершено. Порядок, единство, наступила гармония.

А теперь при чем тут эта непростая теория архетипов и маркетинг?

В теории Юнга личность не сводится к одному архетипу, человек проживает разные архетипы. И понимая это, мы не делаем сценарий картонным, мы миксуем сразу несколько архетипов – а это и сюжетные линии сценариев, и способ коммуникации с аудиторией.

Где я применяю теорию архетипов Юнга:

• Концепция продуктов и продающие смыслы;

• Сценарии прогревов;

• Рекламные подачи.

Получается в моем арсенале бесконечный конструктор, который позволяет максимально персонализировать рекламную коммуникацию под конкретного человека. Но об этом в следующих статьях, буду разбирать детально, что и как работает.

Если вас заинтересовал мой подход, подписывайтесь на канал @taron_tina Там я разбираю свой архетипический подход к продажам на реальных примерах (например, как сократила стоимость подписчика в Телеграм в 8 раз., изменив рекламную подачу по своим архетипам)

Есть вопросы и сомнения, спрашивайте в комментариях! Я готова к дискуссии:)

36
173 комментария

Ничего непонятно, но очень интересно) так может упрощенная теория брендинга была придумана для того, чтобы ей было понятно как пользоваться?

7
Ответить

На самом деле простая схема очень усложняет жизнь. И ходят потом бедолаги, кто наслушался про 12 архетипов "Я вот такой, но таким себя не чувствую"

5
Ответить

вообще там интересно, что эта концепция родилась из научной диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By), где был описан путь героя через шесть архетипов. а потом уже было переложено на поведение клиентов, покупателей и бренд-маркетинг

2
Ответить

Нет, для того что бы инфоцыгане могли заработать.

2
Ответить

Вот та же песня, начало статьи многообещающее, а дааааальше 😥

1
Ответить

Офигенная статья и прямо по первым комментам понятно, сколько в голове у людей предубеждений и мусора

Отрицать то, что давно используется в маркетинге, брендинге, pr, написании сценариев – как минимум отрицать алфавит

5
Ответить

про сценарии отдельно разберем, я была очень удивлена, когда в книге голливудского сценариста нашла отсылку к Старшим Арканам Таро, и что вообще-то он их изучал, чтобы круче писать сценарии. подготовлю статью со скринами, ссылками и так далее по списку.
Нас ждет увлекательное путешествие в мир Архетипов)

5
Ответить