Авторское право для SMM-специалистов

…звучит как название для неплохого такого курса.

Авторское право для SMM-специалистов

Всем привет! Я — Юлия, SMM-специалист компании Lite-Ads, повелительница икеевских и главная по кофе. Сегодня хотелось бы поговорить о насущном — об авторском праве, а так как половина моих кейсов — продукты и блоггеры из Штатов, то о том, как оно действует в РФ и США.

Для начала, немного теории.

На все вопросы, касающиеся права РФ, ответы можно найти в 4 части ГК.

ст. 1259 ГК РФ, объекты авторских прав:

  • Литература
  • Драматургия
  • Хореография
  • Музыка
  • Аудиовизуальные — кино
  • Живопись, скульптура, графика
  • Архитектура
  • Сценография
  • Геграфические карты, планы и эскизы
  • Производные произведения
  • Составные произведения
  • Фото

Однако, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, способы, решения любых задач, а также открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. А еще фольклор, государственные знаки и официальные документы.

Для Штатов все аналогично, поэтому можете не мечтать, что вашу супер инновационный метод обработки фотографий можно запатентовать в другой стране. Объектами авторских прав признаются «оригинальные авторские произведения, зафиксированные на материальном носителе».

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя цитировать его в оригинале и в переводе в научных и учебных целях. Это обзоры, отрывки из пресс-релизов или журнальных статей, также можно включать в свой спич на YouTube и пост в Instagram. Главное — указывайте авторство.

Однако, кроме авторских прав есть исключительные.

Что есть исключительные права?

Это права на публикацию, использование, перепечатку, издание, трансляцию, изменение, перевод и другие манипуляции с произведением.

Исключительное право — как ваш iphone: его можно продать, подарить с бантиком и дать попользоваться на время.

Актуальный пример — вы написали пак поство/нарисовали дизайн лендинга/собрали шаблончик в фш и по договору передали исключительное право опубликовать, например, те же посты в блоге или инстаграме заказчика. То есть вы по-прежнему владеете своим личным неимущественным правом быть автором, но правом публикации владеет клиент. Вы уже не можете выложить эти посты где-то еще, в другой инсте или в другой социальной сети, а также продать их другому клиенту.

Моменты, которые всегда кажутся проблемой (непонятно почему):

Авторское право для SMM-специалистов

Фото — ваши фото принадлежат вам, без разницы селфи это или очередной закат в сторис. Все это охраняется и никто не может использовать их без вашего согласия. Исключение — фото в общественном месте, например, с фестиваля. Поэтому если заметите себя с мороженным в инсте организаторов — не удивляйтесь и не горите.

С музыкой все также строго — можно использовать песни и мелодии со свободной лицензией или с прямого разрешения правообладателя. В противном случае, видео очень оперативно заблокируют.

Защищать свои права можно через СПИП (и только него).

И бонусом в конце — в коммерческой работе всегда прописывайте в договоре передачу прав.

Когда выполняете работу по договору, то прописывайте в нём, какие конкретно имущественные права вы передаете заказчику. И если какие-то не хотите передавать, то можете себе это позволить. Например, вы пишете лонгрид и в договоре передаёте права:

  • публиковать текст,
  • изменять текст,
  • использовать текст в рекламе,
  • делать на основе текста любые другие произведения.

С такими правами клиент может на основании вашего гениального лонгрида создать свой собственный продукт, не спрашивая у вас разрешения. Поэтому если такая перспектива не вдохновляет, то ограничьте исключительное право пользованием и публикацией.

Спасибо, что прочитали! На все вопросы будем рады ответить в комментариях.

Юлия Момот , SMM-специалист
Авторское право для SMM-специалистов
88
13 комментариев

👍🏻👍🏻

1
Ответить

"Фото — ваши фото принадлежат вам, без разницы селфи это или очередной закат в сторис. Все это охраняется и никто не может использовать их без вашего согласия. Исключение — фото в общественном месте, например, с фестиваля".
Тысяча сообществ с тысячами мемов в виде фото 1 человека и смешной подписью. Что теперь им делать после прочтения данной инструкции? Запросить письменное согласие у каждого человека на мемасе на использование фотографии в юмористических целях?

Ответить

Мем — произведение народного творчества, а фольклор не является объектом авторских прав :)

Ответить

Кому принадлежат права на видеозапись доклада на конференции (например, итоговый ролик на 15 минут, размещённый на канале ютьюб) ?
- автору/спикеру
- организации, которая устраивала конференцию
- тому, кто снял на видео и обработал?
??

Ответить

Давайте по порядку:

1. материал, озвучиваемый на лекции, принадлежит спикеру;
2. организатор мероприятия является посредником между спикером и аудиторией;

Если лекция снята на видео вами, то, когда вы регистрируетесь на лекцию, то выражаете своё согласие с её правилами проведения. Записывая лекцию на видео, вы получаете копию лекции, так как вы зарегистрировались на мероприятие, то обычно имеете право использовать эту лекцию только для себя (не распространяя), например, посмотреть в кругу семьи или еще раз вечером.

Если вы спрашиваете про официальную запись лекции, которая потом появится, к примеру, на YouTube, то все исключительные права переходят от видеографа к организации (а что именно она может делать с этой записью, кроме публикации на YouTube уже зависит от условий договора)

Надеюсь, смогла прояснить момент, который вызвал у вас вопрос :)

Ответить

тому, кто снял, если речь об авторстве. Если речь о распоряжении — автору либо тому, кто купил. Если я сняла видос на телефон — это мое. И гипотетически, это произведение можно купить. Если меня наняли снимать, то я автор видео, но публикацией и плюшками благодаря ей владеет уже мой наниматель.

Ответить

Я тоже пишу статью об авторском праве касательно статей и нативных статей. В законах для СМИ говорится, что статьи тоже являются объектами авторского права и считаются литературными произведениями. Блоги сюда же.

Но современность создала такой прецедент как написание коммерческих статей за деньги под фамилией заказчика (а в 19 веке — прецедент с литературными призраками). Этим занимаются контент-агентства. С точки зрения авторского права, писать чужую фамилию под произведением — нельзя, потому что право подписи непередаваемо и неотчуждаемо. Распоряжаться — пожалуйста, но это другой вопрос.

Если коммерческая и нативная статья — это реклама, то, по идее, там вообще не должно быть подписи. И в СМИ так и делают — «партнерский материал». Но контент-агентства — это не СМИ. Но они пишут бесплатные колонки за своих клиентов (почти всегда используя их источники информации и материалы — но так поступают вообще все журналисты) в различные онлайн СМИ и ставят там подпись и фотографию своего заказчика.

И эта практика воспринимается как нечто абсолютно нормальное, потому что клиент заплатил. Что вы думаете об этом? Это вообще законно?)

Не говоря уж о большом количестве вопросов на тему, справедливо ли это. Реальным авторам, которые все это пишут, вообще-то нужно добавлять свои работы в портфолио и иногда повышать цены.

Ответить