Авторское право для SMM-специалистов
…звучит как название для неплохого такого курса.
Для начала, немного теории.
На все вопросы, касающиеся права РФ, ответы можно найти в 4 части ГК.
ст. 1259 ГК РФ, объекты авторских прав:
- Литература
- Драматургия
- Хореография
- Музыка
- Аудиовизуальные — кино
- Живопись, скульптура, графика
- Архитектура
- Сценография
- Геграфические карты, планы и эскизы
- Производные произведения
- Составные произведения
- Фото
Однако, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, способы, решения любых задач, а также открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. А еще фольклор, государственные знаки и официальные документы.
Для Штатов все аналогично, поэтому можете не мечтать, что вашу супер инновационный метод обработки фотографий можно запатентовать в другой стране. Объектами авторских прав признаются «оригинальные авторские произведения, зафиксированные на материальном носителе».
В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя цитировать его в оригинале и в переводе в научных и учебных целях. Это обзоры, отрывки из пресс-релизов или журнальных статей, также можно включать в свой спич на YouTube и пост в Instagram. Главное — указывайте авторство.
Однако, кроме авторских прав есть исключительные.
Что есть исключительные права?
Это права на публикацию, использование, перепечатку, издание, трансляцию, изменение, перевод и другие манипуляции с произведением.
Исключительное право — как ваш iphone: его можно продать, подарить с бантиком и дать попользоваться на время.
Актуальный пример — вы написали пак поство/нарисовали дизайн лендинга/собрали шаблончик в фш и по договору передали исключительное право опубликовать, например, те же посты в блоге или инстаграме заказчика. То есть вы по-прежнему владеете своим личным неимущественным правом быть автором, но правом публикации владеет клиент. Вы уже не можете выложить эти посты где-то еще, в другой инсте или в другой социальной сети, а также продать их другому клиенту.
Моменты, которые всегда кажутся проблемой (непонятно почему):
Фото — ваши фото принадлежат вам, без разницы селфи это или очередной закат в сторис. Все это охраняется и никто не может использовать их без вашего согласия. Исключение — фото в общественном месте, например, с фестиваля. Поэтому если заметите себя с мороженным в инсте организаторов — не удивляйтесь и не горите.
С музыкой все также строго — можно использовать песни и мелодии со свободной лицензией или с прямого разрешения правообладателя. В противном случае, видео очень оперативно заблокируют.
Защищать свои права можно через СПИП (и только него).
И бонусом в конце — в коммерческой работе всегда прописывайте в договоре передачу прав.
Когда выполняете работу по договору, то прописывайте в нём, какие конкретно имущественные права вы передаете заказчику. И если какие-то не хотите передавать, то можете себе это позволить. Например, вы пишете лонгрид и в договоре передаёте права:
- публиковать текст,
- изменять текст,
- использовать текст в рекламе,
- делать на основе текста любые другие произведения.
С такими правами клиент может на основании вашего гениального лонгрида создать свой собственный продукт, не спрашивая у вас разрешения. Поэтому если такая перспектива не вдохновляет, то ограничьте исключительное право пользованием и публикацией.
Спасибо, что прочитали! На все вопросы будем рады ответить в комментариях.