{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Зачем брендам нужен мерч, или как заработать в эпоху перемен?

История мерча уходит в середину прошлого века. Зачем брендам мерч в 2023 году, какие тренды существуют на рынке, это инструмент продвижения или способ заработка – об этом в новой статье коммуникационного агентства MONSTARS.

С чего все началось?

Мерч, таким как мы его знаем сейчас, прошел большой путь в десятилетия. Кратко пройдемся по самым ярким этапам:

1939 год. На голливудской студии Metro-Goldwyn-Mayer выходит легендарный фильм Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз». Первой попыткой разработки мерча стали зеленые футболки, выпущенные в поддержку проката. Они же и появились на некоторых персонажах в фильме.

Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»

В 1940-е годы в Америке формируется субкультура «Бобби-соксеры» – молодые люди, которые носили лоферы и носки «бобби». Представители этого движения, юные фанаты Фрэнка Синатры, создавали первые образцы музыкального мерча практически вручную – на своих футболках они писали имя кумира. Дальше – больше: бэби-бум, который спровоцировал рост массовой культуры и индустрии.

1956 год. Элвис Пресли первым в массовой поп-культуре начинает тиражировать рекламную продукцию. Он выпускает футболки с собственным изображением. Нужно ли говорить о популярности Элвиса?

1967-ой – группа The Monkees выпускает мерч в поддержку своего тура. Чуть позже The Beatles стали наносить лого группы на самую разную сувенирную продукцию: часы, ланч-боксы, свечи и многое другое. Был изготовлен даже парик, напоминающий прическу Ринго. Мерч принес Beatles огромную прибыль.

В 1970-е годы индустрия мерча достигла небывалых масштабов в связи с популярностью стадионных рок-концертов. AC/DC стала первой группой, которая получила большую прибыль от продажи футболок и сувениров, чем от гастрольных туров. За ними последовали KISS и многие другие.

1990-е годы. На горизонте музыкального мерча появляется и отечественная рок-атрибутика, открываются немногочисленные магазины в Москве и Петербурге, знаменитый рынок «Горбушка».

В 90-х мерч выходит за пределы музыкального рынка и переходит в индустрию развлечений. Знаменитый клуб Ministry of Sound работает подпольно, но для того, чтобы его было легко найти, у входа всегда дежурила охрана в брендированных бомберах. Потом британцы Spiral Tribe устраивали вечеринки под открытым небом. Все участники были в футболках с лозунгом: «Make Some Fucking Noise». Затем появилось поистине культовое заведение Hard Rock Cafe и много чего еще. Предприимчивые люди буквально во всех сферах рынка поняли, что привлекать потребителей можно с помощью дополнительных средств – самых разных товаров с символикой бренда. Чем стал мерч в 2023 году – еще одним инструментом продвижения или способом заработка?

Разбираемся: что, зачем и почему

Последние 10 лет на рынке мерча сформировалось представление о том, каким задачам отвечает тот или иной продукт. Прежде всего мы говорим о мерче, который идет во внешнюю среду и выполняет следующие задачи:

- привлечение клиентов;

- повышение узнаваемости бренда;

- повышение лояльности клиентов.

Мерч должен быть полезным и удобным. Но в зависимости от области применения и распространения, особенностей рынка, философии бренда, его можно разделить на несколько групп:

1. Одежда и аксессуары: футболки, худи, толстовки, сумки, зонты;

2. Мелкие сувениры: ручки, блокноты, брелоки, флешки;

3. Предметы роскоши, дорогая одежда – часто в коллаборации с известными брендами, дизайнерами, художниками, медийными персонами.

Какие задачи может решить мерч? И что особенно актуально сейчас? Можно выделить 3 основных направления применения фирменного мерча:

1. Сувениры для партнеров и клиентов компании. Обычно это подарки к определенным датам, праздникам и событиям. В таких случаях нередко компании не тратят ресурсы и бюджеты на изготовление уникального мерча, а брендируют типовую сувенирную продукцию.

2. Товары, которые продаются в корпоративных магазинах или через партнеров. Такой мерч доступен всем желающим. Один из самых ярких примеров – самая разная продукция с символикой спортивных команд. Нередко для них открываются отдельные магазины (мерч ФК «Зенит»).

Фото с официального сайта ФК «Зенит»

3. Мерч, который создается для поддержки благотворительных проектов. При этом часть средств от продажи перечисляется в фонды или на адресную помощь.

4. Отдельным пунктом можно выделить работу благотворительных фондов, когда их подопечные принимают участие в создании товаров. Или когда мерч фонда предлагает разработку дизайна продукции, индивидуальных заказов. В качестве примера – фонд «Антон тут рядом».

5. Мерч блогеров. Сейчас каждый использует все возможности для заработка, блогеры не исключение. Интересно, что даже небольшие паблики с аудиторией в несколько сотен тысяч подписчиков предлагают и собственную уникальную продукцию. Шопперы, поясные сумки, обложки для документов, чехлы для гаджетов, бутылки, одежду. Пример классной реализации мерча в знаменитом блоге петербургского режиссера и автора Анастасии Паутовой с мемами, посвященными Тарковскому, Бродскому, Линчу и другим великим века прошлого и нынешнего (@llllllll1111llllllllll *) По мотивам мемов Анастасия делает наклейки, шоперы, бейсболки, футболки, украшения.

Актуальные тренды российского рынка

Многофункциональность. Что нужно человеку, живущему в режиме многозадачности и цейтнота? Технологичные и универсальные девайсы. Такие задачи может выполнить, например, зарядка для нескольких гаджетов: смартфона, часов, наушников. Другой вариант – внешний аккумулятор, который в состоянии зарядить весь парк цифровых устройств, которым пользуется человек.

Экологичность. Тренд на эко-направленность по-прежнему с нами. Производители мерча пошли дальше изготовления ручек из переработанной бумаги, которые были популярны еще 5 лет назад. Теперь на рынке можно увидеть шопперы из картона и фетра.

Посуда. Не новый, но по-прежнему актуальный тренд. Брать с собой на работу или прогулку большую термокружку, термос или просто многоразовую бутылку для воды не только модно и удобно, но еще экономично и экологично. Покупать всякий раз кофе на вынос или пластиковую бутылку воды уже не нужно, достаточно просто захватить с собой из дома.

Отдельно в этом тренде стоит выделить ланч-боксы и специальные сумки для них. Производителям есть где разгуляться, ведь для них теперь можно изготовить складные столовые приборы, а сами боксы оснастить металлическим внутренним основанием.

Классика по-новому. Стандартный бизнес-набор, который может включать в себя такие позиции, как блокнот, ручка, кружка, зонт, по-прежнему востребован, меняется подход к качеству и упаковке. Производители не экономят на стиле, внешнем виде и функциональности каждого предмета в наборе.

Портативные гаджеты. Мерч добрался и до рынка «сложных» гаджетов. Эпоха пандемии и удаленки сделала свое дело – часть сотрудников так и не вернулась в офисы. Мини-принтеры становятся очень популярными как в качестве велком-пака для сотрудника, так и подарком партнеру.

Капсульные коллекции. Мир моды подарил нам понятие капсулы, а рынок мерча несколько лет назад воспользовался этим изобретением. Теперь считается хорошим тоном делать товары коллекции в едином стиле и цвете. Этот прием используют крупные мероприятия, конференции, фестивали, создавая целую коллекцию мерча – от толстовок и футболок до бутылок и стикеров. Нередко для создания таких капсул бренды привлекают известных иллюстраторов и художников.

Нейросети. С ростом популярности нейросетей, дизайнеры стали все чаще обращаться к возможностям ИИ. Это касается разработки цветовой палитры, иллюстраций, формы. Как правило, дизайнеры дорабатывают те варианты, которые предлагает нейросеть. Но с развитием технологий работу над созданием мерча могут полностью делегировать искусственному интеллекту – как будет развиваться этот тренд, покажет время.

Выводы

Мерч уже давно перестал выполнять функции дежурного сувенира на память (ненужной безделушки, которую проще выбросить, чем оставить на полке для сбора пыли). Качество мерча растет вместе со сложностью задач, функционалом, которым его наделяют дизайнеры и бренды.

Когда-то рынок мерча сформировался из развлекательной сферы. Сейчас он может быть инструментом для продвижения благотворительных проектов и привлечения средств в фонды и НКО. Тренды развития рынка показывают, что производители мерча учитывают все самые актуальные потребности современного человека: с одной стороны, это экономия, эко-направленность. С другой – интерес к искусству и технологиям, роскоши и комфорту. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим новый виток в развитии рынка и сможем говорить о новых задачах, которые ставят бренды при создании мерча.

*Соцсеть запрещена в России, принадлежит корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.

Больше интересного в наших соцсетях:

0
4 комментария
Блинова Н.Г.

А до 90-х в СССР совсем ничего не было?))

Ответить
Развернуть ветку
Монстарс
Автор

Было, но это отдельный и очень непростой вопрос) У нас задача осветить только основные и самые яркие этапы🤗

Ответить
Развернуть ветку
Борис Фёдоров

Бренд без мерча будет не брендом

Ответить
Развернуть ветку
Монстарс
Автор

Согласны)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда