Как, блин, правильно считать ROMI? Формула википедии не совпадает с мнением рунета! Где логика и где истина?

Именно так средний рекламщик считает окупаемость бюджета
Именно так средний рекламщик считает окупаемость бюджета

Всем привет, меня зовут Илья, я с 2010 года занимаюсь маркетингом и у меня нет телеграм канала. Зато у меня есть вопрос к маркетологам всея Руси о том, как вы считаете ROMI и почему? У меня есть реальный вопрос. Давайте разбираться.

Почему авторитеты рунета противоречат друг другу?

В рунете много статей про подсчет ROMI, возьмем, например эту в VC от 2021 года. Ну, да, скажете вы, нашел куда ссылаться. Хорошо, давайте возьмем ТОП выдачи яндекса по запросу “как считать ROMI” и что мы видим:

Скрин выдачи яндекса
Скрин выдачи яндекса

Далее идет статья на VC, которую я приводил, после них:

Все эти источники выдают формулу (Доход от рекламы — Расходы на рекламу) /Расходы на рекламу х 100%.

Казалось бы, всё просто, все так считают. Но я просто не могу с этим согласиться. Давайте разбираться дальше.

Но ниже на первой строке яндекса идут следующие статьи:

В них другая формула (Прибыль от рекламы — Расходы на рекламу) /Расходы на рекламу х 100%

А теперь внимание вопрос: Почему половина статей про ДОХОД а половина про ПРИБЫЛЬ?

Давайте разберемся, что такое Доход, что такое Выручка и что такое Прибыль

Доход — это все деньги, которые были получены от деятельности компании. (из учебника: увеличение экономических выгод в результате поступления активов или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации)

Выручка — это деньги, которые были получены от основной деятельности компании. От реализации продукции, услуг и т.д.

Например мы продаем пирожки и у нас точка на рынке. Бывает мы сдаем точку в аренду, когда сами не выходим и еще продаем рецепт пирожков. Доход — это деньги, полученные от продажи рецептов пирожков, аренды и от продажи самих пирожков. А выручка — это только от пирожков — от основной деятельности. Доход выше выручки или равен ей. Предлагаю в нашем случае приравнять, для упрощения.

А теперь Прибыль — это Доходы за вычетом Расходов. Прибыль всегда меньше Выручки и тем более Доходов. Прибыль может быть отрицательной.

ROMI — это вклад в прибыль, относящуюся к маркетингу.

Заголовок абзаца — это перевод начала статьи англоязычной википедии про ROMI, ниже формула оттуда:

Return on Marketing Investment (ROMI) = [Incremental Revenue Attributable to Marketing ($) * Contribution Margin (%) — Marketing Spending ($) ] /

Marketing Spending ($)

Где мы видим:

Incremental Revenue Attributable to Marketing — доп доход, который относится к маркетингу

Contribution Margin — маржинальность прибыли на единицу продаж (%)

Marketing Spending — расходы на маркетинг

И лично я считаю ЭТУ формулу более правильной.

Пример подсчета ROMI на пирожках. Упрощаем чтобы понять смысл.

Мы продаем пирожки по 50 рублей за штуку, все расходы на 1 пирожок по производству (яйца, мука, время повара) равны 25 рублей. Итого маржинальность прибыли равна 50% (Цена-Себестоимость/Цена х 100%).

Итак, мы наняли зазывалу, заплатили ему 5 000 рублей (реклама) и продали благодаря его работе пирожков на 10 000 рублей.

Получается ROMI — если считать по формуле из Рунета: (Доход от рк — Расход на рк) / Расход на рк * 100% ((10 000 — 5 000) / 5000 * 100% = ROMI 100% — наша реклама окупилась и принесла на каждый вложенный 1 рубль еще 1 рубль сверху. Ура, победа!

ROMI, если считать от прибыли (маржинальности) по формуле в википедии из Рунета:

Доход от РК * Маржинальность — Расход на РК / Расход на РК * 100% = 10 000 * 50% — 5 000 / 5000 * 100% = ROMI 0%! Наша реклама НЕ окупилась. Мы зря простояли целый день на морозе, потому что заработали столько же сколько потратили. На каждый рубль на рекламу мы получили 0 рублей сверху. По факту только отбили деньги на рекламу.

Выводы

Если считать ROMI с дохода, а не с Прибыли — то можно долго масштабировать убытки компании. По моему опыту — масштабирование убытков — это достаточно частое упражнение бизнеса, отследить которое можно только на долгих дистанциях, потому что подсчеты прибыли и маржинальности это дело не простое, надо лезть в управленческий учет, считать юнит экономику и много цифр, от которых, обычно, болит голова среднего предпринимателя.

Это не экспертная статья — мне интересно что думаете вы

Друзья, если есть среди нас эксперты, аналитики и маркетологи — хотелось бы узнать ваше мнение на ваш счет. Почему бОльшая часть рунета считает ROMI именно от дохода, а не от прибыли? Жду ваших комментариев, давайте подискутируем!

1414
15 комментариев
[]