Закон о маркировке рекламы: 15 популярных вопросов и чуть меньше ответов

Быстрый гайд с картинками для тех, кто никак не может понять весь этот экшн с маркировкой, токенами и ОРД. Успейте разобраться до 1 сентября!

Я только вчера зашел в интернет. Что тут происходит?

Есть такой Закон о рекламе. Год назад, 1 сентября 2022, закон обновили — если раньше каждый крутил рекламу в интернете и ни перед кем не отчитывался, то теперь появилась куча новых сущностей и правил. В общем, если коротко: рекламу надо помечать специальным образом, а потом отчитываться за нее перед государством (Роскомнадзором, ФАС и ФНС). А кто не пометил и не отчитался, тому штраф. Штрафы вступают в силу с 1 сентября 2023 года — ждать осталось недолго.

Закон о маркировке рекламы: 15 популярных вопросов и чуть меньше ответов

А вообще всю рекламу надо маркировать?

Если совсем коротко — только ту, которая показывается на территории РФ и распространяется через интернет. Дальше расскажем подробнее.

Кому это нужно?

Главный интерес у РКН, ФАС и ФНС — они смогут видеть, кто и что откручивает, сколько денег тратит и с кем работает. В случае чего так проще раскрыть коррупционные схемы, теневое движение рекламных бюджетов и поймать за руку тех, кто рекламирует соли для ванн.

Почему все так разволновались?

В основном, из-за двух причин — сложного процесса и штрафов. Теперь каждый рекламный креатив (да-да, каждый) нужно будет загрузить в личный кабинет оператора рекламных данных (ОРД), получить уникальный токен (идентификатор), отдать этот токен тому, кто будет рекламу размещать. Конечно, если у того уже нет токена. И всё бы ничего, но статистику по каждому рекламному объявлению по показам и площадкам теперь тоже надо подавать в ОРД.

Штрафы — отдельная сага. Причины, по которым могут выписать штраф, — вы либо совсем игнорируете маркировку, либо маркируете рекламу неправильно, либо отчитываетесь по рекламе не в сроки или с ошибками. Штрафовать будут всех: физиков, компании и должностных лиц. И, что самое веселое, судя по тексту закона, оштрафовать могут отдельно за каждое (да-да, каждое) нарушение.

А можно о процессе маркировки поподробней?

Процесс такой. Допустим, вы продаете онлайн-курсы для механизаторов. Решаете, что пора бы и трафика налить. Выбираете рекламные каналы: баннеры в РСЯ и интеграция у того парня с ютуба, который к реке шел.

Дальше все сложнее. Вы заключаете договор с оператором рекламных данных (ОРД). ОРД нужен, чтобы получать уникальные идентификаторы для рекламы (токены) и отправлять данные по рекламе, когда она открутится.

Сначала вы загружаете в ОРД информацию о себе как рекламодателе — там вам подскажут, какие поля заполнить.

Затем загружаете в личный кабинет ОРД рекламные креативы и получаете токен на каждый из них. Берете рекламные баннеры и пишете на каждом:

  • Слово «Реклама». Только так и никак иначе, другие вариации, вроде «рекламное объявление», «спонсорский пост», будут считать нарушением закона
  • Название компании-рекламодателя, ИНН или ссылку на официальный сайт рекламодателя
  • Токен вот в таком виде: erid:eTot0kEn1

В ссылку, на которую будет вести реклама, нужно тоже вшить идентификатор, вот так она будет выглядеть: yoursite.ru/?erid=eTot0kEn1

Закон о маркировке рекламы: 15 популярных вопросов и чуть меньше ответов

Те же самые требования и к другим видам рекламы: видеоинтеграциям у ютуберов, рекламным «кружочкам» в Телеграме и так далее. На vc есть пост с подробным разбором того, в каком месте рекламного креатива что писать и как с этим не ошибиться.

Когда реклама открутилась — вы подаете в ОРД данные о закрывающих документах и статистику по рекламе. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после окончания календарного месяца, в котором вышла реклама.

Как всё это запомнить? А можно схему?

Вот очень хорошая схема от We Talk Pro. Пользуемся.

Что, если я впишу случайный набор символов вместо токена?

ЕРИР уже запустил режим проверки токенов в личном кабинете.

Какой ОРД выбрать?

На ваш вкус. Было много кандидатов, но в итоге осталось 7 утвержденных, вот список на сайте Роскомнадзора. В целом, не важно, какой вы используете. Даже если, например, вы крутите рекламу в ВК, не обязательно для этого пользоваться ОРД от ВК.

ОРД получил данные, что он будет делать с ними дальше?

Передаст их в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. Данные там будут храниться 5 лет, ими смогут пользоваться ФАС, ФНС и РКН.

Рекламодатель может поручить процесс регистрации креативов в ОРД и отчетности перед ним рекламному агентству?

Да, может, если это указано в их договоре.

Что вообще считается рекламой? А если кто-то в интернете порекомендует мой продукт от чистого сердца? А репосты — тоже реклама? А если я сам себя рекламирую на своих страницах в соцсетях?

Это самый больной вопрос. С одной стороны, сейчас в законе есть понятие «информация» и «реклама». Информация — это то, что имеет справочный характер и не содержит призывов что-то купить, скорее зарегистрироваться на бесплатный вебинар и так далее. На нее правила о маркировке не распространяются.

С другой стороны, если при этом ссылка на сайт есть — могут посчитать рекламой. Кто-то от души написал пост про ваш курс, сервис, товар? Да еще и ссылку оставил, чтобы не заставлять других гуглить? Вполне могут прийти и к вам, и к этому добряку.

А понятие «самореклама» в законе отсутствует совсем. Поэтому, скорее всего, закон еще будут дорабатывать.

В одном из своих ответов на обращения ФАС говорили, что рекламой не считается информация на сайте или в соцсети производителя или продавца товаров. Но это при условии, что там говорится:

  • о товарах или услугах компании;
  • условиях их приобретения;
  • ценах и скидках;
  • правилах пользования;
  • хозяйственной деятельности компании;
  • акциях и мероприятиях;
  • контрагентах и партнерах компании.

Сейчас к тому, что маркировать не нужно, относится:

  • Социальная реклама;

  • Объявления о перепродаже на классифайд-площадках (например, Авито);

  • Реклама в составе теле- и радиопрограмм;

  • Пуши и email на собственную базу подписчиков.

Но с рассылками тоже все неоднозначно: если в вашей рассылке будет рекламный баннер, то его надо будет маркировать. То же самое — если вы просто выделите (например, цветом) отдельный фрагмент рассылки и он будет похож на рекламу.

В общем, пока лучше поосторожничать и помечать токенами всё, что вызывает сомнения (и вы не можете с уверенностью сказать, что этот материал просто информационный).

Вот свежая запись онлайн-встречи с ФАС (от 4 августа), там есть ответы на многие сложные вопросы:

А большие штрафы?

Лучше вам не знать. Цитируем юристов:

За непредставление в ЕРИР информации о рекламе, неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление информации:

— граждане: 10 000 – 30 000 руб.;

— должностные лица и ИП: 30 000 – 100 000 руб.;

— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

За распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению:

— граждане: 30 000 – 100 000 руб.;

— должностные лица и ИП: 100 000 – 200 000 руб.;

— юрлица: 200 000 – 500 000 руб.

Для ОРД нарушение законодательства о рекламе:

— должностные лица: 100 000 – 200 000 руб.;

— юрлица: 300 000 – 700 000 руб.

И самое неприятное, что штрафы суммируются — применяются за каждое нарушение. То есть если у вас будет, условно,10 разных рекламных постов (даже в рамках одной рекламной кампании) с нарушением, то вас могут оштрафовать за каждый.

Кажется, таргетологи ИП-шники сейчас срочно регистрируют ООО с минимальным уставным капиталом.

Закон о маркировке рекламы: 15 популярных вопросов и чуть меньше ответов

Кого могут оштрафовать?

Требования касаются всех участников рекламной цепочки:

  • Рекламодателей
  • ОРС (операторов рекламных систем)
  • Рекламораспространителей (паблишеров).
  • Посредников, агентства

Реклама промаркирована и запущена. Какую статистику нужно передать, куда, кто этим занимается?

Рекламораспространители (они же паблишеры) передают в ОРД:

  • Данные доходного договора (на основании которого идут деньги за рекламу)
  • Данные акта к доходному договору
  • Данные изначального договора между рекламодателем (или брендом) и первым звеном цепи
  • Данные статистики по креативам (тем, кто регистрировал креатив в ОРД)

Отчитываться по креативам должен тот, кто регистрирует рекламу.

Соответственно, если рекламораспространитель не регистрировал креатив (не получал идентификатор), он такого отчета не делает.

Кто и где будет мониторить рекламу? А в запрещенных в РФ социальных сетях тоже будут?

Рекламу будут мониторить боты, поэтому крайне важно указывать токен в правильном виде, иначе робот его просто не считает. Например, сейчас некоторые вместо erid:eTot0kEn1 пишут на креативах Токен:eTot0kEn1. С такими креативами в будущем могут возникнуть проблемы.

Про «запрещенные» соцсети — никто не знает точно. Но так как им могут пользоваться жители РФ, то, скорее всего, их тоже будут проверять. Хотя в одном из своих писем ФАС говорила, что реклама в запрещенных сетях не входит в её зону регулирование, так как сети такой на территории РФ нет (ну-ну). Потом все письма ФАС отменила.

Что почитать по теме, если хочется больше?

Самый полезный документ — это ответы Роскомнадзора на вопросы участников рекламного рынка. Представляет из себя гигантский FAQ на 93 страницы, разбит по темам.

Если хочется закопаться в первоисточники:

Требования к идентификатору рекламы: Приказ РКН от 30.11.2022 № 191

Сроки передачи данных в ОРД: Постановление Правительства от 20.12.2022

5.4K5.4K показов
34K34K открытий
22 репоста
24 комментария

как же меня блять трясет от этого бюрократического оторванного от реальности всем мешающего дерьма
найти бы того кто это придумал и отхлестать тухлой рыбой по лицу

что блять с репостами? если кто-то просит подписчиков сделать репост в обмен на участие в розыгрыше и там поучаствует 1000 человек, то всем им придет штраф в 30К, а организатору на 200 миллионов?
охуительно блядь придумано

а школьник, который ведет паблик с мемами и продает там 2 рекламы в неделю по 200 рублей через месяц должен будет штрафами минимум 240 тысяч?
просто пиздато блядь

пидорасы гробят кучу микровзаимодействий в рынке о которых они блядь представления не умеют
усложняют своей бюрократией кучу областей, это сука не палки в колеса, это блядь песок в бензобак

Ответить

Мне нравится то, как чётко ты описал всё, хотя можно было и без матов.. Браво!

Ответить
Ответить

эта машина спешит развалиться под тяжестью конструкций, которая она под собой возводит

Ответить

Подписываюсь под каждым словом

Ответить

Ответ всем, кто не понял, почему столько дыр и столько штрафов: чтобы бабло на вас стричь на нужды сво. Вопросы?

Ответить

"А вообще всю рекламу надо маркировать?
Если совсем коротко — только ту, которая показывается на территории РФ и распространяется через интернет. Дальше расскажем подробнее."-с нынешними законами получается всю

Ответить