Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

1 сентября — День знаний о маркировке рекламы! В прошлом году в этот день вступил в силу закон, который сделал ее обязательной, в этом — постановление о штрафах до 500 000 руб. за каждое нарушение. Весь год между этими датами мы в eLama изучали тему, обсуждали, объясняли, выпускали тексты и записывали эфиры. Подготовили для вас краткую выжимку самого важного на сегодня.

С 1 сентября 2023 года любой участник рынка интернет-рекламы — от рекламодателя до блогера, от фрилансера до агентства — может получить штраф от Роскомнадзора за отсутствие маркировки и / или ненадлежащую отчетность по креативам:

  • для физлиц — до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — до 200 000 руб.;
  • юридических лиц — до 500 000 руб.

И это не считая административных штрафов за нарушение 38-й статьи закона «О рекламе», которые могут назначать из-за отсутствия в объявлении пометки «Реклама» и указания на рекламодателя:

  • для физлиц — от 2000 до 2500 руб.;
  • для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Короче и проще: Роскомнадзор начинает наказывать за рекламу без маркировки. физлиц — до 100 000 руб. за каждое нарушение, а юрлиц, например, агентства — до полумиллиона.

Объясняем (или напоминаем), что такое маркировка, когда она нужна, за что можно нарваться на штраф и как всё сделать правильно.

Что такое маркировка рекламы

Маркировкой называют комплекс мер, который должен обеспечить прослеживаемость интернет-рекламы и прозрачность процессов ее размещения. Согласно поправкам к закону «О рекламе», с 1 сентября 2022 года промаркирован должен быть каждый рекламный креатив в рунете.

Чтобы промаркировать креатив, нужно:

  • до размещения зарегистрировать его у оператора рекламных данных (ОРД), получить идентификатор (токен) — код из букв и цифр для его отслеживания;
  • добавить к нему токен, пометку «Реклама» и указание на конечного рекламодателя;
  • в конце каждого календарного месяца через ОРД отчитываться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) об открутке креатива и потраченных на него деньгах в привязке к кампании или рекламному аккаунту.

Короче и проще: По закону о маркировке с 1 сентября 2022 года всю интернет-рекламу до размещения нужно регистрировать, а после каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах в единый реестр (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Кто отвечает за маркировку и как отчитываться

Подавать информацию в ОРД для отправки в ЕРИР должны:

  • рекламодатели;
  • рекламораспространители, то есть площадки, которые размещают рекламу у себя — рекламные системы, сайты, блогеры;
  • посредники между ними — агентства и фрилансеры.

Чтобы не докладывать каждый о своем фрагменте цепочки, они могут поручить регистрацию креативов и отчетность в ОРД кому-то одному, прописав это в договоре. Либо делегировать компании-посреднику — например, eLama.

Отчетность включает информацию:

  • о договорах и актах по рекламе;
  • об участниках цепочки размещения;
  • о креативах;
  • о статистике с точностью до площадок.

Короче и проще: теперь каждый, кто участвует в цепочке размещения рекламы, должен сообщать Роскомнадзору о том, с кем он сотрудничал, какие работы выполнил, сколько денег потратил, а также о том, кто эту рекламу заказал. Обязанности можно делегировать — кому-то одному в цепочке или сервису вроде eLama.

Что такое ОРД и как передать туда данные

Оператор рекламных данных — это специально созданный агрегатор данных. Он принимает от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, рекламных креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяет их, структурирует и направляет в ЕРИР. А сам хранит всё это в течение года.

Всего таких операторов семь:

  • Яндекс ОРД;
  • VK ОРД;
  • «Медиаскаут» (МТС);
  • «Первый ОРД» (Вымпелком);
  • «Озон ОРД» (Ozon);
  • «ОРД-А» (AmberData);
  • «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

Если вы размещаетесь в рекламной системе, у которой есть свой ОРД (Яндекс Директе или VK Рекламе), маркировка объявлений для вас происходит автоматически. Агентствам при этом всё равно нужно отчитываться за своих клиентов, а рекламодателям достаточно один раз добавить в кабинет системы нужные данные: ИНН и другие.

Если вы размещаетесь на другой площадке или нативно — нужно завести кабинет в ОРД, регистрировать креативы и отправлять отчеты. Ну, либо стать клиентом eLama — у нас есть автомаркировка или упрощенные алгоритмы для всех популярных рекламных форматов. А еще у нас это бесплатно, в отличие от некоторых ОРД.

Короче и проще: ОРД — это посредник между вами и ЕРИР. Он регистрирует вас как участника цепочки размещения рекламы, выдает токены для креативов, а потом принимает отчетность от всех участников, упорядочивает ее и передает в единый реестр. С ОРД можно работать напрямую или проще, через посредника: рекламную систему или eLama.

За что вас могут оштрафовать

Ответственность за отсутствие маркировки рекламы от Роскомнадзора грозит рекламодателям и посредникам, которые:

  • не получили или не добавили к объявлениям идентификаторы;
  • не подали отчетность или не уложились в срок (30 дней после окончания каждого месяца показа объявлений);
  • отчитались с ошибками, подали устаревшую или недостоверную информацию.

Короче и проще: наказывать рублем (а то и полумиллионом рублей) будут, если не промаркировать рекламу или сделать это неправильно.

Какую рекламу нужно маркировать

По закону «О рекламе», таковой считается информация, которая распространяется любым способом в адрес неопределенного круга лиц и привлекает внимание к товару или бренду, нацеливаясь на то, чтобы продвинуть его на рынке, вызвать или поддержать интерес к нему.

Маркировать нужно почти любую рекламу в digital:

  • контекстную и таргетированную;
  • нативную в блогах и соцсетях вне зависимости от формата (текст, видео, аудио);
  • онлайн-трансляции;
  • SEO-статьи;
  • пресс-релизы и PR-публикации;
  • саморекламу — информацию о своем товаре или услуге, которая выделяет его из ряда прочих и привлекает к нему особое внимание, подчеркивая его достоинства (например с помощью сквозного акционного баннера с предложением купить прямо сейчас).

Какую рекламу не нужно маркировать

Под требования не подпадает социальная реклама (потому что у нее есть собственный оператор), а также контент, который ФАС не считает рекламным:

  • рассылки по email, в личных сообщениях и push-уведомлениях;
  • реклама в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником;
  • публикации в каталогах и на досках объявлений, например, Авито или Юле;
  • результаты поисковой выдачи;
  • информационные тексты на собственном сайте компании, которые сообщают о ее хозяйственной деятельности или описывают ее ассортимент, представляя все товары в едином стиле.

Подробности — в материалах, которые мы делали с юристами:

Короче и проще: если это digital-реклама — это нужно маркировать, если не реклама, а информация — не нужно. Исключения есть, но мало.

Что делать сейчас

Если вы прежде ничего не маркировали — срочно начинать! Закон не имеет обратной силы, поэтому старые посты и статьи удалять не нужно. Но реклама, которая откручивается сейчас, должна быть промаркирована обязательно.

Для разных форматов действуют разные сценарии.

  1. Контекстная и таргетированная реклама в системах, у которых есть ОРД — Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и т. д. — маркируется автоматически. Если вы рекламодатель, просто укажите в кабинете системы нужные данные. Если вы — клиент eLama, ничего делать не надо, мы сами всё передадим. Если вы — агентство и участвуете в расчетах клиентов, вам нужно внести в рекламный кабинет информацию о них (ИНН, ОГРН, атрибуты договоров и проч.) и каждый месяц подавать по ним отчетность. В eLama есть инструмент, который упрощает процесс. В чек-листах для рекламодателей и посредников мы объясняем, как.
  2. Объявления в Telegram Ads пока регистрируются вручную: нужно получать и добавлять к ним идентификаторы, а потом загружать статистику в ОРД. С eLama всё проще: для объявлений со ссылкой на внутренние страницы Telegram у нас есть автомаркировка, для прочих — удобный интерфейс с подсказками.
  3. Посты у блогеров могут маркировать сами блогеры или рекламодатель. Об этом важно договориться и зафиксировать это в договоре, который потом зарегистрировать в ОРД, а далее получать там токены, добавлять их в посты, загружать в ОРД статистику и отправлять отчеты. Размещения у блогеров тоже проще маркировать через eLama — пока через менеджера, но мы работаем над автоматизацией процесса.
  4. Объявления на других рекламных площадках — например, новостных сайтах, инфопорталах и т. д. — нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно, через любой ОРД. Это также может делать рекламодатель или площадка — по договору. Вот материал о том, как правильно его составить.

Короче и проще: пока некуда, в eLama и так уже действует автомаркировка для большинства форматов. Если у вас остались вопросы — вы наверняка найдете ответы в FAQ по маркировке рекламы или нашем Telegram-канале.

Мы держим руку на пульсе и постоянно готовим инструкции, записываем вебинары, устраиваем встречи с юристами и представителями регуляторов. Так что вы точно можете рассчитывать на нашу поддержку в этой непростой и важной теме.

0
23 комментария
Написать комментарий...
Внимательно

В статье 10 раз упоминается сервис eLama. Является ли это рекламой (саморекламой)? Если нет, то почему? Если да, то где маркировка?

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Важно разграничивать рекламу и информацию - то есть сообщение о хозяйственной деятельности и ассортименте. Здесь у нас скорее второе, значит, маркировка не нужна. Подробнее об этом можно почитать в тексте, который мы подготовили совместно с юристом: https://vk.cc/cqAg3H

Ответить
Развернуть ветку
Внимательно

Благодарю за информацию, ознакомился. Но если следовать присланному вами материалу, то у вас как раз реклама: идет упоминание и выделение бренда eLama, с целью его продвижения.

Нативной такую статью не назовешь, ибо речь в ней не о eLama, и по идее без упоминания вашего бренда, статья не потеряла бы своего смысла. А это второй фактор определения рекламы.

Что-то мне видится явное нарушение данного правила о маркировке.

Но я вас понимаю, не очень бы хотелось открыто признавать свою статью как саморекламу.

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

И вам спасибо за то, что затронули важный вопрос! Блог бренда на VC - это брендированная площадка. Здесь мы делимся знаниями и опытом, рассказываем о своей деятельности - в том числе об услугах, как и на сайте, и в Telegram-канале, например. А конкретно в этом тексте не стремимся привлечь особое внимание, выделить услугу среди прочих - просто рассказываем, что она у нас есть, и обозначаем как одну из возможностей. На этом основании и не считаем саморекламой.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Kharlamova

тоже интересует этот вопрос

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Мда... микроклимат в бизнесе ухудшается

Ответить
Развернуть ветку
Ya Legenda

в малом бизнесе весьма ощутимо

Ответить
Развернуть ветку
Максим Байкин

С уходом запрещенных соц сетей стало сложно делать рекламу, теперь её нужно маркировать.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Толстенко

Добрый день. Спасибо за материал.
Вопрос: А если в статьях на своем сайте, писать блоки с тем что можете обратиться за помощью к нашим специалистам и оставлять кнопку бесплатной консультации - это будет считаться нативной реламой или обычной?

Заранее спасибо за отует

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Здравствуйте, Александр! И вам спасибо за внимание и вопрос. По общему правилу информация на ресурсах компании (сайте, соцсети, канале) - не реклама, потому что ее цель - сообщить сведения о собственной деятельности, товарах, акциях и т. д. То есть, если вы в продолжение статьи сообщаете о том, что у вас можно получить консультацию - это не реклама, а информация. Здесь есть разъяснения от представителя ФАС, возможно, они вам помогут: https://www.youtube.com/live/zkHEupWze_8?si=GEwOi9-YGObEg9hH&t=1278

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Erokha

Спасибо за статью. В таблице в столбике «Информация» реклама, которая не подпадает под маркировку?

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

И вам спасибо! В столбике «Информация» то, что ФАС считает информацией, а не рекламой, поэтому это не нужно маркировать, всё верно.

Ответить
Развернуть ветку
Ильяна Левина

Что случилось на самом деле?

Теперь каналы в телеграм выкладывают рекламные посты и удаляют их через час или причесывают под нативку.

И при этом цены остались прошлые — как за сутки. Рекламный бюджет можно умножать в X раз, а результативность становится сильно ниже

Ответить
Развернуть ветку
Лайфхаки ру

а старую рекламу удалять с сайта или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Потоловский

Думаю не надо. Это же публиковалось ДО

Ответить
Развернуть ветку
Тестим Wildberries

Баннеры на своем сайте тоже маркировать?))

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Здравствуйте, Вячеслав! Смотря какие баннеры. Вот разъяснение от ФАС по этому поводу: https://www.youtube.com/live/zkHEupWze_8?si=SJD-Vzsd1uEfms_B&t=1446

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
pavelsv777

мне вот интересно вы много видели постов с маркировкой ? я видел толко один из нескольких сотен

Ответить
Развернуть ветку
Данила Писчиков

А рекламный пост в Инсте тоже надо маркировать? Из статьи я понял, что речь идет о Рунете, где РКН может применять нормы российского заклнодательства

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Здравствуйте, Данила! ФАС говорит, что реклама в запрещенных соцсетях не распространяется на территории России, то есть не требует маркировки, РКН - что всю рекламу нужно маркировать, в том числе и в запрещенных соцсетях. Так что пока не очень понятно, ждем новостей.

Ответить
Развернуть ветку
Proppochka

Подскажите пожалуйста, если мы публикуем посты об еженедельной акции в магазине в своей группе Вконтакте, только для подписчиков, не продвигая эти посты, нуждаются ли они в маркировке?

Ответить
Развернуть ветку
eLama.ru
Автор

Добрый день! Информация о товарах и услугах, которая публикуется на сайте компании и в ее соцсетях, не является рекламой, если соблюдено одно важное условие: она представляет все позиции ассортимента единообразно, не выделяя какие-то из ряда прочих. Если же выделение товаров есть, это, скорее, самореклама. Подробнее в статье: https://vk.cc/cr0vJs

Также рекомендуем ознакомиться со статьями, в которых разбираем с юристом, что является рекламой, а что — нет: https://vk.cc/cpCfxN и https://vk.cc/cpCfxW

Чтобы убедиться, как лучше поступить конкретно в вашем случае, советуем проконсультироваться в ФАС или у экспертов. Контакты проверенных специалистов вы можете найти по ссылке: https://vk.cc/cr2c6M

Ответить
Развернуть ветку
DDR

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. У меня есть ООО, рекламодатель просит разработать ему рекламу и мне же разместить у НЕГО на сайте. Возможно ли такое? если да, то правильно ли я понимаю, что это будет НЕ самореклама, я буду в роли рекламораспространителя и я же осуществлю все действия с ОРД, а рекламодателю ничего делать не нужно (в договоре это тоже пропишем).??

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Раскрывать всегда