Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

1 сентября — День знаний о маркировке рекламы! В прошлом году в этот день вступил в силу закон, который сделал ее обязательной, в этом — постановление о штрафах до 500 000 руб. за каждое нарушение. Весь год между этими датами мы в eLama изучали тему, обсуждали, объясняли, выпускали тексты и записывали эфиры. Подготовили для вас краткую выжимку самого важного на сегодня.

Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

С 1 сентября 2023 года любой участник рынка интернет-рекламы — от рекламодателя до блогера, от фрилансера до агентства — может получить штраф от Роскомнадзора за отсутствие маркировки и / или ненадлежащую отчетность по креативам:

  • для физлиц — до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц — до 200 000 руб.;
  • юридических лиц — до 500 000 руб.

И это не считая административных штрафов за нарушение 38-й статьи закона «О рекламе», которые могут назначать из-за отсутствия в объявлении пометки «Реклама» и указания на рекламодателя:

  • для физлиц — от 2000 до 2500 руб.;
  • для должностных лиц — от 4000 до 20 000 руб.;
  • для юрлиц — от 100 000 до 500 000 руб.

Короче и проще: Роскомнадзор начинает наказывать за рекламу без маркировки. физлиц — до 100 000 руб. за каждое нарушение, а юрлиц, например, агентства — до полумиллиона.

Объясняем (или напоминаем), что такое маркировка, когда она нужна, за что можно нарваться на штраф и как всё сделать правильно.

Что такое маркировка рекламы

Маркировкой называют комплекс мер, который должен обеспечить прослеживаемость интернет-рекламы и прозрачность процессов ее размещения. Согласно поправкам к закону «О рекламе», с 1 сентября 2022 года промаркирован должен быть каждый рекламный креатив в рунете.

Чтобы промаркировать креатив, нужно:

  • до размещения зарегистрировать его у оператора рекламных данных (ОРД), получить идентификатор (токен) — код из букв и цифр для его отслеживания;
  • добавить к нему токен, пометку «Реклама» и указание на конечного рекламодателя;
  • в конце каждого календарного месяца через ОРД отчитываться в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) об открутке креатива и потраченных на него деньгах в привязке к кампании или рекламному аккаунту.
Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

Короче и проще: По закону о маркировке с 1 сентября 2022 года всю интернет-рекламу до размещения нужно регистрировать, а после каждый месяц отчитываться о ее открутке и затратах в единый реестр (ЕРИР) через оператора рекламных данных (ОРД).

Кто отвечает за маркировку и как отчитываться

Подавать информацию в ОРД для отправки в ЕРИР должны:

  • рекламодатели;
  • рекламораспространители, то есть площадки, которые размещают рекламу у себя — рекламные системы, сайты, блогеры;
  • посредники между ними — агентства и фрилансеры.

Чтобы не докладывать каждый о своем фрагменте цепочки, они могут поручить регистрацию креативов и отчетность в ОРД кому-то одному, прописав это в договоре. Либо делегировать компании-посреднику — например, eLama.

Отчетность включает информацию:

  • о договорах и актах по рекламе;
  • об участниках цепочки размещения;
  • о креативах;
  • о статистике с точностью до площадок.

Короче и проще: теперь каждый, кто участвует в цепочке размещения рекламы, должен сообщать Роскомнадзору о том, с кем он сотрудничал, какие работы выполнил, сколько денег потратил, а также о том, кто эту рекламу заказал. Обязанности можно делегировать — кому-то одному в цепочке или сервису вроде eLama.

Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

Что такое ОРД и как передать туда данные

Оператор рекламных данных — это специально созданный агрегатор данных. Он принимает от всех участников цепочки размещения рекламы информацию о договорах и актах, агентах и контрагентах, рекламных креативах и статистике их показа с точностью до площадок, проверяет их, структурирует и направляет в ЕРИР. А сам хранит всё это в течение года.

Всего таких операторов семь:

  • Яндекс ОРД;
  • VK ОРД;
  • «Медиаскаут» (МТС);
  • «Первый ОРД» (Вымпелком);
  • «Озон ОРД» (Ozon);
  • «ОРД-А» (AmberData);
  • «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер).

Если вы размещаетесь в рекламной системе, у которой есть свой ОРД (Яндекс Директе или VK Рекламе), маркировка объявлений для вас происходит автоматически. Агентствам при этом всё равно нужно отчитываться за своих клиентов, а рекламодателям достаточно один раз добавить в кабинет системы нужные данные: ИНН и другие.

Если вы размещаетесь на другой площадке или нативно — нужно завести кабинет в ОРД, регистрировать креативы и отправлять отчеты. Ну, либо стать клиентом eLama — у нас есть автомаркировка или упрощенные алгоритмы для всех популярных рекламных форматов. А еще у нас это бесплатно, в отличие от некоторых ОРД.

Короче и проще: ОРД — это посредник между вами и ЕРИР. Он регистрирует вас как участника цепочки размещения рекламы, выдает токены для креативов, а потом принимает отчетность от всех участников, упорядочивает ее и передает в единый реестр. С ОРД можно работать напрямую или проще, через посредника: рекламную систему или eLama.

За что вас могут оштрафовать

Ответственность за отсутствие маркировки рекламы от Роскомнадзора грозит рекламодателям и посредникам, которые:

  • не получили или не добавили к объявлениям идентификаторы;
  • не подали отчетность или не уложились в срок (30 дней после окончания каждого месяца показа объявлений);
  • отчитались с ошибками, подали устаревшую или недостоверную информацию.

Короче и проще: наказывать рублем (а то и полумиллионом рублей) будут, если не промаркировать рекламу или сделать это неправильно.

Какую рекламу нужно маркировать

По закону «О рекламе», таковой считается информация, которая распространяется любым способом в адрес неопределенного круга лиц и привлекает внимание к товару или бренду, нацеливаясь на то, чтобы продвинуть его на рынке, вызвать или поддержать интерес к нему.

Теперь точно пора: с 1 сентября 2023 года за рекламу без маркировки оштрафуют на сумму до полумиллиона

Маркировать нужно почти любую рекламу в digital:

  • контекстную и таргетированную;
  • нативную в блогах и соцсетях вне зависимости от формата (текст, видео, аудио);
  • онлайн-трансляции;
  • SEO-статьи;
  • пресс-релизы и PR-публикации;
  • саморекламу — информацию о своем товаре или услуге, которая выделяет его из ряда прочих и привлекает к нему особое внимание, подчеркивая его достоинства (например с помощью сквозного акционного баннера с предложением купить прямо сейчас).

Какую рекламу не нужно маркировать

Под требования не подпадает социальная реклама (потому что у нее есть собственный оператор), а также контент, который ФАС не считает рекламным:

  • рассылки по email, в личных сообщениях и push-уведомлениях;
  • реклама в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником;
  • публикации в каталогах и на досках объявлений, например, Авито или Юле;
  • результаты поисковой выдачи;
  • информационные тексты на собственном сайте компании, которые сообщают о ее хозяйственной деятельности или описывают ее ассортимент, представляя все товары в едином стиле.

Подробности — в материалах, которые мы делали с юристами:

Короче и проще: если это digital-реклама — это нужно маркировать, если не реклама, а информация — не нужно. Исключения есть, но мало.

Что делать сейчас

Если вы прежде ничего не маркировали — срочно начинать! Закон не имеет обратной силы, поэтому старые посты и статьи удалять не нужно. Но реклама, которая откручивается сейчас, должна быть промаркирована обязательно.

Для разных форматов действуют разные сценарии.

  1. Контекстная и таргетированная реклама в системах, у которых есть ОРД — Яндекс Директ, Яндекс Бизнес, VK Реклама и т. д. — маркируется автоматически. Если вы рекламодатель, просто укажите в кабинете системы нужные данные. Если вы — клиент eLama, ничего делать не надо, мы сами всё передадим. Если вы — агентство и участвуете в расчетах клиентов, вам нужно внести в рекламный кабинет информацию о них (ИНН, ОГРН, атрибуты договоров и проч.) и каждый месяц подавать по ним отчетность. В eLama есть инструмент, который упрощает процесс. В чек-листах для рекламодателей и посредников мы объясняем, как.
  2. Объявления в Telegram Ads пока регистрируются вручную: нужно получать и добавлять к ним идентификаторы, а потом загружать статистику в ОРД. С eLama всё проще: для объявлений со ссылкой на внутренние страницы Telegram у нас есть автомаркировка, для прочих — удобный интерфейс с подсказками.
  3. Посты у блогеров могут маркировать сами блогеры или рекламодатель. Об этом важно договориться и зафиксировать это в договоре, который потом зарегистрировать в ОРД, а далее получать там токены, добавлять их в посты, загружать в ОРД статистику и отправлять отчеты. Размещения у блогеров тоже проще маркировать через eLama — пока через менеджера, но мы работаем над автоматизацией процесса.
  4. Объявления на других рекламных площадках — например, новостных сайтах, инфопорталах и т. д. — нужно регистрировать и отчитываться о них самостоятельно, через любой ОРД. Это также может делать рекламодатель или площадка — по договору. Вот материал о том, как правильно его составить.

Короче и проще: пока некуда, в eLama и так уже действует автомаркировка для большинства форматов. Если у вас остались вопросы — вы наверняка найдете ответы в FAQ по маркировке рекламы или нашем Telegram-канале.

Мы держим руку на пульсе и постоянно готовим инструкции, записываем вебинары, устраиваем встречи с юристами и представителями регуляторов. Так что вы точно можете рассчитывать на нашу поддержку в этой непростой и важной теме.

1919
23 комментария

В статье 10 раз упоминается сервис eLama. Является ли это рекламой (саморекламой)? Если нет, то почему? Если да, то где маркировка?

4

Важно разграничивать рекламу и информацию - то есть сообщение о хозяйственной деятельности и ассортименте. Здесь у нас скорее второе, значит, маркировка не нужна. Подробнее об этом можно почитать в тексте, который мы подготовили совместно с юристом: https://vk.cc/cqAg3H

тоже интересует этот вопрос

Мда... микроклимат в бизнесе ухудшается

2

в малом бизнесе весьма ощутимо

С уходом запрещенных соц сетей стало сложно делать рекламу, теперь её нужно маркировать.

1

Добрый день. Спасибо за материал.
Вопрос: А если в статьях на своем сайте, писать блоки с тем что можете обратиться за помощью к нашим специалистам и оставлять кнопку бесплатной консультации - это будет считаться нативной реламой или обычной?

Заранее спасибо за отует