«Закрепы» ВК — это реклама. Новая позиция ФАС

Закон о рекламе и его нововведения сейчас самая обсуждаемая тема среди маркетологов, бизнесменов и блогеров. Каждый новый случай возбуждения дела по нарушению положений этого закона вызывает бурный интерес.

Сегодня рассмотрим одно из таких дел, возбужденное Новосибирским УФАС.

В чем, собственно, проблема?

Мастерская тату «HIRURG» разместила в соцсетях пост о проведении розыгрыша, закрепив его на стене.

Первым трем победителям обещали следующие призы:

  • 1 место — базовый онлайн-курс по тату;
  • 2 место — сертификат на обучение/тату 10.000Р;
  • 3 место — сертификат на тату/обучение 5.000Р 4-12 место — сертификат на тату/обучение 2.000Р.

Подписчица группы выиграла конкурс и заняла 2-е место. Однако, как оказалось, сертификатом на 10 тыс.руб. можно оплатить только 50% стоимости курса. В посте данной информации не содержалось, поэтому она направила жалобу в УФАС.

Что думает УФАС?

УФАС указало, что условие об оплате только 50% стоимости обучения является существенным, поскольку способно повлиять на выбор потребителя, а его отсутствие в рекламе ввело заявителя в заблуждение.

Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На основании данных фактов, в отношении предпринимателя — владельца тату-салона возбуждено дело о нарушении законодательства о рекламе. Рассмотрение назначено на 04 октября 2023 г. (дело № 054/05/5-1717/2023)

Причем тут маркировка рекламы?

Вот здесь начинается самое интересное. Никаких ссылок на нарушение ст. 18.1 Закона о рекламе определение УФАС не содержит. Также ФАС не предъявляет претензий к маркировке записи. Однако, в определении есть очень интересный вывод — антимонопольная служба оценила данный пост как рекламный, мотивировав свою позицию следующим:

«На момент размещения она (запись) являлась «закреплённым» сообщением, то есть всегда размещалась первой для посетителей страницы. Следовательно, она привлекает внимание среди прочей информации, размещенной на данной странице. Кроме того, данная запись содержит призыв к потребителям – подписаться на данное сообщество. Таким образом, данная информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к мастерской тату и пирсинга «HIRURG», и её продвижение на рынке».

Исходя из позиции УФАС, закрепленные посты являются рекламой, а, следовательно, должны быть промаркированы.

Не так давно ФАС занимало противовположную позицию, указывая, что большая часть сведений в интернете, которые касаются информации о деятельности компании, о своих товарах и услугах, акционных мероприятиях, размещаемая на сайтах самой компании — рекламой не является.

Если цель размещения: проинформировать, донести до сведения потребителей, как часть реализации своей обычной деятельности, то тогда это не реклама.

(позиция ФАС, озвученная на ВКС «Маркировка рекламы в интернете»).

Пока данный вопрос не дошел до судов и нет сформировавшейся практики, сказать нужно ли маркировать все «закрепы» или только те, где есть конкурсы — очень сложно.

Что будет дальше?

Рассмотрение дела назначено на 4 октября. Однако, этот день не станет решающим. Во-первых, рассмотрение может неоднократно откладываться, во-вторых, предприниматель, скорее всего, пойдет в суд обжаловать решение УФАС. Мы следим за судьбой этого кейса и будем держать вас в курсе.

Помочь с правовыми аспектами рекламы могут юристы Академии правовых и финансовых советников. По промокоду «Реклама2023» — 10% на первую услугу.

88
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить