Бесплатные услуги и бесплатная реклама — что с маркировкой?

С введением с 1 сентября 2023 года штрафов за не маркированную рекламу появилось огромное множество вопросов. В каких случаях она нужна и как быть с бесплатными услугами и бесплатной рекламой? Будем разбираться.

Само понятие реклама подробно и довольно ясно раскрывается в статье 3 закона «О рекламе». При определении рекламного характера информации важно учитывать вопрос цели. Если объект о котором идет речь выделен среди похожих и креатив адресован неопределенному кругу лиц, то это реклама.

Если рекламу размещают бесплатно?

ФАС отвечает на вопросы размещения бесплатной рекламы так — реклама не содержит признаков платности или бесплатности. Есть факт рекламы, для которой характерны следующие признаки:

  • информация адресована неопределенному кругу лиц;
  • содержит открытое продвижение конкретного продукта, товара, услуги через призыв к действию (записаться, прийти, сделать репост, заказать и др.);
  • упоминание третьих лиц или компании в материале;
  • наличие промокодов, прямых ссылок на товары и др.

Вся информация, размещенная в сети, имеющая эти признаки относится к рекламе.

Взаимопиар и бартер — это реклама?

Когда эксперты организуют взаимный пиар в соцсетях для помощи в продвижении друг друга, организуют совместную встречу для клиентов похожей целевой аудиторий — это мероприятие может не сопровождаться финансовой стороной. Однако, взаимопиар все равно считается рекламой и ее необходимо маркировать. Что следует делать сторонам? Рекомендуем подготовить договоры и акт зачета встречных требований.

Сотрудничество по бартеру экспертов или блогера с интернет-магазином юридически считается возмездной сделкой. Таким образом вся информация которая распространяется об этом сотрудничестве будет признана рекламой.

Что делать с рекомендациями блогеров?

Если блогер рассказывает о какой то услуге или товаре, описывает место где он побывал и рекомендует его посетить по собственной инициативе без каких либо договоренностей и установленного вознаграждения, то это органичная интеграция и скорее не является рекламой. Значит маркировка не нужна. Но если при этом блогер дает ссылку на аккаунт магазина, размещает промокод и активно призывает обратить внимание на этот товар или услугу, воспользоваться ими, то такая подача информации будет расценена как рекламная и соответственно подлежит маркировке.

Если информируем о бесплатных услугах?

Если вы сообщаете о новом товаре или услуге, организуете акцию предоставляя ее без оплаты — это все равно реклама.

Разберемся в этом вопросе на реальном кейсе:

В Бурятии клиника отрекламировала свое открытие и пригласила граждан на бесплатную проверку зрения.

На ролик обратили внимание ФАС и прокуратура. Оказалось, что у компании нет медицинской лицензии, а без данного документа реклама проверки зрения запрещена. Ролик признан ненадлежащей рекламой.

Компания обжаловала решение ФАС в суд (дело N А10-2112/2010).

Общество настаивало, что бесплатная услуга не является предпринимательской деятельностью, не является товаром и не может выступать в качестве объекта рекламирования.

Проще говоря, общество заявило: если услуга бесплатна — это не реклама.

Однако, суд кассационной инстанции указал, что товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Федерального закона «О рекламе»). Медицинская услуга предназначена для введения в оборот, в связи с чем является объектом рекламирования независимо от форм ее оплаты (бесплатно или за деньги).

Какие выводы мы можем сделать из данного кейса?

  • Если вы вводите товар или услугу в оборот, даже предоставляя ее безвозмездно — это реклама.
  • Не стоит рекламировать те услуги, на которые у вас нет лицензии.
  • За рекламной деятельностью следят не только ФАС и Роскомнадзор, к проверкам с удовольствием подключается прокуратура, а в дальнейшем активное участие в них примет налоговая.

Так что маркируйте рекламу, соблюдайте закон и снижайте риски проведения проверок.

А если вам требуется помощь профессиональных юристов — обращайтесь к нам в Академию правовых и финансовых советников.

44
5 комментариев

Добрый день! А если делаешь аналитику, например мобильных приложений из открытого источника, что в какой-то стране или в России есть список популярных и статье их названия перечисляешь, но при этом ссылок на них не указываешь. Это является рекламой и надо ли регистрировать? Или можно какую-нибудь отписку в тексте сделать что автор не рекламирует, а исследует данные или как-то так?

Даже отписки не надо. Обзор товаров без выделения какого одного сервиса не является рекламой

1

Всё замечательно, но когда хочется конкретики, то можно приобрести маркетинговое исследование о более чем 140 сайтах, где в России можно бесплатно опубликовать информацию о своем бизнесе или продвигать свои услуги. Заходите на сайт alekseev.biz и найдите необходимое исследование.

Здравствуйте! А если ведущий выкладывает у себя в соцсетях ролик с мероприятия для портфолио, где он вёл открытие солона связи. В ролике везде логотип этого салона и проговаривает я его название, то это будет считаться рекламой? И нужно маркировать? Никаких договорённостей с этим салоном нет соответственно деньги за размещения никто не платил.