Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

Задумав создать свою площадку в интернете, многие предприниматели не понимают, что сайт сам по себе — не цель, а главное средство коммуникации с нужной ЦА в интернете. Поэтому они увлекаются частными вопросами: цветом фона, шрифтами, картинками, — и совершенно не задумываются о стратегии продвижения, не видят всю картину целиком.

Некоторые ждут, что разработчик сайта займется заодно и его продвижением, однако таких специалистов-универсалов, в природе практически не существует. Некоторые программисты берут на себя и SEO-задачи тоже, однако редко справляются с ними на сто процентов.

Поисковое продвижение — это сложное направление, которое требует существенного времени для обучения специалиста и приобретения им необходимых хард-скиллов. Для больших проектов, в сложных нишах, с большой номенклатурой услуг | продукции, справиться в одиночку даже опытному специалисту не получится. Для качественной проработки таких проектов потребуется подключать команду из оптимизаторов, линкбилдеров, копирайтеров, контент-менеджеров, вебмастеров и разработчиков. Таким образом, непрофильный специалист, вероятно, сделает работы ради работ, но с минимальным или нулевым результатом.

Сделать хороший функционирующий проект без SEO-оптимизации почти нереально.

Команда SEO специалистов необходима сразу, уже на этапе разработки сайта. Важно уметь простыми словами ответить на вопрос: как сделать работающий сайт, чтобы бизнес правильно вложил деньги, а исполнитель смог сделать успешный кейс

Почему вопросами SEO нужно заняться еще на этапе планирования проекта

В самом начале работы мы должны обозначить главные цели, для которых клиенту и нужен сайт. К ним можно отнести:

  • эффективное привлечение целевой аудитории: действующих или потенциальных пользователей услуг, покупателей товара, потребителей информации и т. д.;
  • повышение популярности и узнаваемости бренда;
  • удобство взаимодействия пользователей, которые уже знают бренд;

  • повышение экспертности компании на рынке;

  • демонстрация высокого уровня компании ещё на этапе знакомства (показать товар лицом, завоевать доверие).

Эти задачи напрямую связаны с SEO, а значит, уже в самом начале проекта нужно задуматься о том, как мы будем продвигать готовый сайт.

Если пойти другим путем и сначала сделать площадку, а потом уже нанять SEO-специалиста, на продвижение придется потратить больше времени и денег.

В случае, если сайт изначально разрабатывается с участием SEO специалистов, проводятся стартовые аналитические работы, анализируются текущие лидеры ниши и составляется стратегия достижения этих результатов. За счёт такого подхода все ТЗ внедряются непосредственного на этапе разработки и после релиза остаются только работы по контенту, ссылочному продвижению, поиску дополнительных точек роста в органике.

Также стоит учитывать и другие факторы:

  • зачастую видение проекта существенно отличается от релевантности страниц, которые находятся в ТОПе поисковой выдачи. Ориентироваться, безусловно, нужно на них, ведь всю работу по определению "понравится такая страница пользователю или нет" — уже сделал поисковый алгоритм.
  • на создание и внедрение SEO-рекомендаций уйдет дополнительное время, а значит, и окупаемость сайта начнется позднее, чем хотелось бы клиенту.

С чего начинается работа SEO-специалиста

Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

В любом проекте существуют заранее оговариваемые и/или утверждаемые с заказчиком критерии эффективности и конкурентоспособности. Основные из них: видимость сайта по семантике, трафик (метрика, GA), сезонность спроса. Чтобы оценить эффективность поискового продвижения нужно использовать текущий % видимости (количество запросов в ТОП), прирост трафика от начала работ по текущий момент и учитывать изменения в сезонности спроса, чтобы не посчитать колебания спроса за результат работы специалиста (как положительный так и отрицательный).

На этапе разработки сайта специалист по продвижению выполняет следующие задачи:

  • собирает аналитические данные для создания оптимальной структуры сайта под цели поискового продвижения. Сайт изначально будет иметь корректную структуру и заточен под охват ключевые коммерческих запросов;
  • анализирует ТОПовых конкурентов и собирает проработанный контент для коммерческих и сервисных страниц сайта;
  • также составляет ТЗ для разработки всего необходимого функционала, мобильной версии сайта. Занимается внедрением в исходные шаблоны страниц микроразметки, которая даст максимальные результаты по CTR страниц после релиза;

  • подсвечивает болевые точки того или иного движка, чтобы избежать дублированных страниц, проблем с индексацией сайта, проблем с скоростью загрузки и многое другое.

Внедрение мероприятий SEO даже на этапе подготовки сайта делится на несколько уровней и этапов:

1. Концептуальный этап (этап аналитики). Сбор семантики, составление структуры сайта, изучение конкурентов по поисковой выдаче, составление общей стратегии продвижения.

2. Этап разработки сайта, который можно условно разделить на две части: аналитическую и техническую.

Концептуальный этап начинается уже в период проведения переговоров и подписания договора с заказчиком. Для качественной работы над сайтом мы должны обсудить с клиентом следующие моменты:

  • Узнать сферу бизнеса, цели и планы по его развитию, УТП и основную идею, миссию.
  • Какова география распространения бизнеса/бренда/товара/услуги с точки зрения заказчика и его представителя?
  • Выяснить полный список услуг или товаров. Есть ли ключевые товары/услуги, на которых заказчик хочет сделать акцент?
  • Сколько позиций и категорий товаров/услуг в каталоге планируется реализовывать?
  • Уточнить технические моменты реализации проекта: текущий этап состояния разработки (наличие и качество наполнения, обязательного к публикации), на каком движке (CMS, фреймворке) необходимо планировать разработку, есть ли ТЗ для программистов, какая плановая дата релиза, есть ли макет сайта или его прототип.

Видение будущего сайта у клиента зачастую не совпадает с объективным анализом и рекомендациями специалистов. Поэтому если изначально в брифе нет уточнений по вышеперечисленным деталям, SEO-специалист дополнительно задает эти вопросы, чтобы сразу выяснить и обсудить все пожелания заказчика и пути работы по их выполнению. Стоит ещё отметить, что по итогам анализа возникает очень много вопросов к клиенту, которые были не очевидны на старте. Поэтому история с постоянной коммуникацией между подрядчиком и компанией просто необходима.

Именно на основе этих вопросов команда формирует базовое представление о структуре будущего сайта, о том, как правильно позиционировать бренд, и какие особенности характерны для бизнеса клиента.

В чем заключается работа SEO при подготовке сайта к запуску

Аналитическая часть процесса

Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

Когда основная информация по клиенту собрана, SEO-специалист начинает свою основную работу.

1. Проводит первичный анализ конкурентов в органической поисковой выдаче. Выявляет лидеров ниши по охвату семантики.

Анализ сайтов конкурентов поможет в разработке концепции структуры страниц, дизайна и функциональности. На этом же этапе собираются слова и фразы, которые нужно добавить к семантическому ядру

Не стоит акцентировать внимание только на абсолютных лидерах ниши. Стоит выстраивать "догоняющие" работы по улучшению сайта. Внедрение фишек лидеров на старте для небольшой компании могут быть неподъемными. Поэтому, стоит определить конкурента, которого мы будем догонять первостепенно. т.е. достигнем первых существенных результатов, которые есть у этого (небольшого / среднего с точки зрения охвата семантики) конкурента. Далее, определим, следующую "ступеньку" — и будем достигать аналогичных ему результатов. И так до тех пор, пока сайт не станет лидером сам.

2. Выполняет сбор и кластеризацию маркерной семантики (выбирает ключевые запросы).

Это самый важный этап в планировании структуры будущего сайта. На основе брифа, списка услуг или товаров, анализа ниши и конкурентов формируется первоначальное семантическое ядро — максимальное количество запросов о деятельности компании.

Выявленные запросы объединяются в категории и подкатегории во главе с самым высокочастотным (кластерным) запросом.

Задача SEO-специалиста — с помощью таких кластеров выстроить дерево запросов, понять, как именно сайт будут искать и находить в поисковике. Это дерево — основа будущей структуры, которая поможет организовать навигацию и каталог, выделить наиболее важные страницы на сайте

3. Разрабатывает структуру и расширения сайта для наиболее полного охвата запросов

Структура сайта должна быть логичной и удобной для пользователя. Обычно ее составляют на основе анализа спроса, конкурентов и семантики. Сайт должен подробно рассказывать о деятельности компании и показывать перечень предлагаемых услуг/товаров

В ходе сбора семантики можно сформировать структуру основного содержания страниц сайта и выявить множество поисковых запросов, которые расскажут о «болях» ЦА, о том, что её интересует, какая информация ей необходима. Таким образом на сайт могут добавится новые полезные разделы, изначально не предусмотренные в проекте — например, информационные страницы, которые будут привлекать на сайт заинтересованную аудиторию и в конечном счете конвертировать ее в клиентов.

4. Повышает эффективность сайта с точки зрения внимания пользователя

Основная задача SEO-продвижения — привести на сайт как можно больше трафика и конвертировать его в покупки. Создавая контент в целях SEO, мы обычно формируем темы по наиболее популярным поисковым запросам. Проводим оптимизацию страниц, наполняем сайт ключевыми запросами, выполняем требования поисковых систем

Техническая часть работы. Забота о пользователе

Современный сайт должен быть простым и понятным, а его структура должна предугадывать все пользовательские пути и делать их наиболее простыми. Если заставить человека долго разбираться в меню и рыскать по страницам в поисках кнопки заказа, он, скорее всего, быстро закроет сайт и больше никогда к нему не вернется. Поэтому очень важно работать над визуалом и структурой сайта.

Основные принципы подачи материалов страниц или дизайна сайта:

  • Движение от общего к частному.
  • Формирование структуры сайта, каталога товаров/услуг, полей, материалов и заголовков таким образом, чтобы площадку можно было масштабировать, добавляя новые категории и контент.
  • Названия категорий должны учитывать пользовательские интересы и статистику поисковых систем.

Нужно сделать так, чтобы клиент за считанные секунды мог найти на странице то, что его интересует. Если сайт перенасыщен, пользователь не будет тратить на него время.

Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

Все ошибки юзабилити можно разделить на следующие группы:

  • Функциональные. Некоторые создатели сайта чрезмерно увлекаются техническими возможностями и вносят на сайт лишние функции, которые точно не понадобятся пользователям. Иногда разработчики не предусматривают поиск по сайту, вынуждая клиента долго ходить по страницам в поисках нужной ему информации. А бывает, что сайт не оптимизируют под мобильные устройства: в современном мире это очень грубая ошибка, поскольку большая часть пользователей выходит в интернет именно с телефонов.
  • Визуальные. Многие заказчики стремятся сделать «красивый» сайт, добавив на него массу декоративных элементов. Однако порой они забывают о том, что внешний вид площадки должен быть еще и удобным. Из-за этого пользоваться сайтом становится довольно трудно.
  • Содержательные. Например, некоторые сайты не сообщают пользователю о ценности продукта сразу, а принуждают зарегистрироваться на сайте, «чтобы узнать больше информации».

Оптимизация страниц для продвижения площадки

В процессе оптимизации необходимо:

  • функциональность сайта;
  • UI\UX удобство сайта;
  • релевантность страниц запросам (контент);
  • техническая оптимизация (индексация и не только);
  • ссылочные факторы (внутренние и внешние).

Чтобы сайт продвигался в поисковой системе и был популярен у пользователей, нужно регулярно размещать на нем качественные, полезные и интересные материалы.

Также следует помнить, что страница сайта — это прежде всего визуальная площадка, а значит, очень важно, чтобы ее дизайн был приятен глазу и запоминался.

Техническая составляющая сайта

Сайт ради сайта: как не слить деньги на разработку

В техническом плане страница сайта — это результат работы разработчика и дизайнера.

  • валидность вёрстки — соответствие HTML-кода стандартам. От валидности зависит, насколько корректно сайт будет отображаться в разных браузерах;
  • скорость загрузки — насколько быстро появляется страница и все её интерактивные элементы на различных типах устройств;
  • корректную индексацию сайта целиком и определенных страниц;

  • скорость обхода сайта роботами ПС, бесперебойная и стабильная работа хостинга, технические корректная работа всего функционала сайта;

  • ошибки в верстке (юзабилити), кривые блоки, сдвиги макета и т.п.;

  • ошибки 404\301 и т.д.;

  • микс контент и безопасность проекта;

  • отсутствие дублей страниц и корректное указание основного зеркала сайта.

У любого сайта могут быть технические проблемы. Он может долго загружаться, не отображать страницы, содержать «битые» ссылки. У него могут быть не Человекопонятный URL адреса страниц. Случается и «дублирование контента» — когда один и тот же материал отображается и на странице с публикацией, и на страницах категорий и меток. Отдельно стоит упомянуть серверные проблемы размещения сайта у хостинг-провайдера.

Всё это — зона ответственности разработчика, однако технические проблемы напрямую влияют и на продвижение сайта. Каждая серверная ошибка с точки зрения SEO — это «потерянный» пользователь. Поисковые роботы обычно не видят эти ошибки, а вручную их проверить довольно сложно. Отследить все баги помогают специалисты по продвижению, поэтому для грамотной работы над сайтом важно, чтобы SEO и разработчики контактировали друг с другом.

Разработка и SEO — это разные процессы, требующие равного внимания. У этих специалистов разные задачи и разная глубина проработки элементов реализации целей в едином проекте. Разработка нацелена на производство инструмента, а продвижение занимается его «настройкой» и прокачкой

Ошибки в проекте на этапе подготовки к продвижению не всегда видны непрофессиональным взглядом, но значительно влияют на качество сайта. Последовательная цепочка ошибок может привести проект к провалу: если пользователям будет неудобно пользоваться сайтом, они уйдут к конкурентам, и заказчик потеряет потенциальных клиентов и потенциальную прибыль.

Поэтому важно, чтобы с самого начала проектом занимались не только разработчики, но и специалисты по SEO-продвижению. Если площадкой вовремя займутся профессионалы, клиент сможет избежать множества ошибок и проблем, ведь они будут решены еще до запуска сайта.

Обсудить проект с оптимизацией в агентстве ЛИДЕКС

33
3 комментария

Ничего ты им не объяснишь, 99% заказчиков сами, но сильно потом понимают что за 1-2 месяца, которые потребовались на внутреннюю оптимизацию отдают несколько бюджетов самого сайта. А с самого начала логика такая - ну вот же на рынке (они думает что цены на сайтах веб мастеров это ориентир) 30-50тр, зачем мне платить 100? я лох что ли?)) //потом отдают 150

1
Ответить

Констатация факта! Пытаемся донести в массы)

Ответить

ЛИДЕКС, у вас сайт 12 секунд загружается с мобилки.

Ответить