Как копирайтеру развивать насмотренность
Насмотренность — это не только про чтение разных текстов, это про навык коммуникации в целом, как с помощью текстов, так и с помощью речи.
Прокачка этой самой насмотренности помогает автору:
- расширить кругозор;
- узнать новые заходы, подходы, форматы, которые можно адаптировать под свои проекты;
- увеличить свой словарный запас;
- научиться критически мыслить, оценивать работу со стороны пользователя;
- найти идеи для новых проектов и форматов, как для своих, так и для клиентских.
Насмотренность — тот же навык, который нужно постоянно прокачивать, прямо как непосредственную работу «в полях». Чем больше пишешь, тем лучше получается. Также и с изучением всевозможных примеров — чем больше смотришь и изучаешь, тем выше становится уровень насмотренности. Причём это тот случай, когда максимального уровня просто не существует. Разве что в голове у самого автора.
4 простых совета о том, как развивать насмотренность
Скорее всего, какие-то действия вы уже выполняете — осознанно или нет.
Включить любопытство на максимум
Кликать по разным ссылкам, читать рекламные вывески по городу, даже на этикетки и ценники в магазинах заглядываться. Конечно, нужно обходить стороной совсем уж подозрительные ссылки (долой уловки скамщиков!). А вот по остальным кликайте без раздумий.
Я например, несколько раз в день кликаю на разную рекламу — то на баннер, то по ссылке-рекомендации перейду. Причём по самым разным темам, которые порой меня как пользователя, вообще не интересуют.
Иногда так можно найти замечательные примеры для вдохновения или адаптации, а иногда — научиться на чужих ошибках.
Изучать тексты разных форматов и тем
На какой-то бесплатной лекции по работе с интервью я услышала простое правило: «Если хотите улучшить свои навыки интервьюера, не только практикуйтесь, но и побольше смотрите и читайте интервью своих коллег». Справедливое и рабочее правило. Но есть нюанс.
В других форматах можно найти тоже много интересного и полезного. Особенно сейчас, когда копирайтеров ценят за их многофункциональность — чтобы и рассылки умели писать, и интервью брать, и ПромоСтраницы оформлять.
То же самое и с темами. Я, например, написала всего пару статей на IT-тематику, и то без погружения в технические нюансы отрасли, скорее, это был просто обзор рынка. Просто потому, что технические нюансы я не понимаю, и, если честно, погружаться в них пока не хочу. Однако иногда я заглядываю на тот же Хабр, в раздел Код на Skillbox Media или в журнал Яндекса с аналогичным названием. Читаю, половину не понимаю, зато изучаю авторские стили, подачи, вёрстку, работу с цитатами, списками, заголовками, лидами, продающими подводками к продукту.
Общаться с людьми разных профессий, увлечений, должностей
Если прилетает задачка на интервью или комментарий с человеком какой-нибудь не самой понятной копирайтеру профессии, не стоит отказываться под предлогом: «Я не очень хорошо разбираюсь в теме».
Во-первых, можно подготовиться с помощью гугла, а во-вторых, интересная беседа подарит новые знания, новое знакомство и новую пищу для размышлений. В том числе и профессиональных.
Однажды я брала интервью у девушки-пилота. Разбиралась ли я тогда в авиации? Нет. Разбираюсь ли я в авиации после этого интервью? Тоже нет. Мои обывательские вопросы помогли отлично раскрыть героиню и особенности её необычного хобби, ведь читатели издания, для которого интервью и затевалось, тоже не были профи в этой теме.
Включить любознательность на максимум
Не прекращать учиться, даже если за плечами уже колоссальные и впечатляющие проекты, тексты, интервью, контракты.
Советую читать новые и старые книги о работе с текстами, проходить курсы, смотреть вебинары, брать консультации у коллег по цеху. В общем, постоянно развиваться. Это поможет опыту не заплесневеть. Плюс, во время обучения можно подчеркнуть новые для себя приёмы, идеи, вдохновиться на новый проект.
Причём этот совет тоже касается не только тематики текстов. Особенно полезно изучать маркетинг, чтобы понимать, как с помощью текста закрывать конкретные задачи бизнеса, ведь тексты чаще всего выступают маркетинговым инструментом. Ещё в работе и с текстами, и с заказчиками, помогают знания менеджмента, порой экономики или даже медицины, если предстоит работать с компанией узкого сегмента. Не помешают и soft skills — коммуникация, стрессоустойчивость, креативность. Их тоже можно и нужно совершенствовать — как на практике, так и с помощью теории.
***
Лена Солодкова, автор проекта «Копилка текстов»
Все примеры я взяла из телеграм-канала с аналогичным названием: https://t.me/smotri_kakoi_text. Переходите, там их ещё больше.