Правильные и неправильные переговоры
Я очень люблю переговоры. Вот только именно в формате деловой встречи, а не как написал в 1-ой строке. За последние годы я провёл несколько сотен деловых встреч, часть из них выросла в прекрасное общение и плодотворное сотрудничество, а часть к сожалению ни к чему не привела.
Так как завтра у меня встреча с заказчиком, сегодня сижу и готовлюсь, вспоминая, какие мои действия приводили к нужному результату, а какие нет.
Как обычно у меня всё это действо проходит?
Сначала я обязательно готовлюсь.
Как бы банально не звучало, но именно хорошая подготовка к переговорам - это основа, без которой ничего не получится. Блин!
Как я готовлюсь к переговорам?
Если ко мне обращается заказчик за услугами по SEO:
- внимательно изучаю его сайт - что продают, кому продают, как
- составлю список услуг или продаваемых товаров - иногда получается реально большой список
- проверяю конкуренцию товаров или услуг и их сезонность - это позволяет понять зачем меня туда могут позвать
- изучаю основных конкурентов по самым конкурентным товарам или услугам - это даёт базовое понимание того, что может захотеть от меня потенциальный клиент
- прикидываю сколько стоит платный трафик на сайт заказчика - за счёт этого можно понять какой бюджет может быть необходим или минимален
Получается так, что я каждый раз подбираю 100% индивидуальное решение для клиента.
Вот только при всей подготовке, никогда не знаешь в каком положении находится потенциальный клиент.
Какие самые частые типажи потенциальных клиентов?
- руководитель отдела маркетинга, которому генеральный директор сказал, что производство сайта или привлечение клиентов на сайт, должно начаться завтра
- предприниматель, чей конкурент очень динамично стал отжимать часть рынка онлайн. Если ему не сделать свой ход в онлайн быстро, то он может остаться ни с чем
- реально уставший человек, который потратил на встречи со всевозможными специалистами, агентствами и студиями уже больше 10 часов, никто его не устроил и он больше не намерен тратить время и если ты ему понравишься, то он выберет именно тебя
Мы никогда не знаем ситуацию на другой стороне, она с вероятностью в 50% будет в нашу пользу, и вполне возможно, что это именно ты очень нужен клиенту, а не он тебе.
Относительно самих переговоров
Если ты НЕ подтверждаешь переговоры за пару дней, считай они не состоятся!
На переговоры нужно приехать вовремя. А лучше раньше на 15 - 20 минут.Когда приходишь пораньше, то всегда предлагают чуть-чуть подождать. И этого времени обычно достаточно чтобы получить первые впечатления о потенциальном заказчике и его бизнесе.
Сразу видно
- какого уровня офис
- в каких условиях работают сотрудники
- работают ли они вообще или пинают балду - такое тоже бывает
Нужно быть системным и придерживаться вектора.
Можно сразу задать вектор - что обсуждаем, в какой последовательности, как и для чего смотрим. Где всё фиксируем. Главное решать все вопросы системно, шаг за шагом.
Оптимально - дать клиенту сразу высказаться и раскрыться - это позволит установить эмоциональную связь.
Обязательно нужно
- слушать, что говорят и фиксировать ответы - иначе перепутаешь или забудешь
- задавать наводящие вопросы и снова фикисровать
- выявлять и определять реальные потребности
- прояснить ожидания от предстоящей работы
Молниеносно реагируем на доп. вопросы потенциального клиента.
Многие опытные продажники сравнивают переговоры и период заключения сделки с “конфетно-букетным” периодом в ухаживании за девушкой. Отношения находятся на позитиве, обе стороны испытывают энтузиазм и питают надежды на успешное выполнения проекта.
В этот период надо максимально нарастить кредит доверия и закрепить отношения. А если он есть, то дальше всё пойдёт как по рельсам.
Я знаю, что клиенты ценят, когда сразу после переговоров им присылаешь краткий протокол встречи, в котором письменно зафиксированы основные договоренности и ключевые вопросы.
И ещё пара советов на тему переговоров.
- Не стоит бояться потерять того или иного клиента. Это не так страшно, от этого ещё никто не умирал… Гораздо опаснее работать ниже себестоимости, никогда на это не соглашайся.
- Если потенциальный клиент в самом начале сотрудничества начинает просить о скидках и уступках - ничем хорошим это не закончится.
- Смотри реалистично, отвечай себе на вопрос “с какой стати уступки создадут доброжелательность?” Уступки - это твоя реакция на давление человека и награда за его поведение. А раз ты награждаешь его однажды, он обязательно захочет еще и ещё. В результате, по ходу проекта, ты только и будешь делать, что уступать.
Любой выбор мы делаем сами. Да, он зависит от обстоятельств, знаний, возможностей. Но на что бы мы ни опирались, совершая этот выбор, — жить с результатами потом нам. (с) Эльчин Сафарли
Первый признак того, что мы не сработаемся с клиентом для меня - это фраза "Там не сложно, я бы сам сделал, просто некогда"
Значит, что человек не ценит чужой труд и будет постоянно продавливать на скидку
Да, звоночек плохой.
Мария спасибо!
Исходя из своего опыта, «нет» - это лучшая стратегия ведения переговоров.
Есть ещё лучше - "я подумаю"))
Вот вчера в переговорах именно её и использовал.
Так то конечно прикольно... но денег не заработал. Поэтому пока разочарован.
Думаю, что нужно все же быть гибче...
Договориться можно обо всем - интересная книга по данной теме, рекомендую.
Спасибо, сейчас погуглю.