Игра по новым правилам — как мы победили маркировку рекламы

Привет! Меня зовут Мария Савка, я маркетолог в Timeweb Cloud.

Сегодня хотим поговорить о наболевшем: как мы разбирались в огромном количестве категорий нашей рекламы для того, чтобы подстроится под закон о маркировке.

Игра по новым правилам — как мы победили маркировку рекламы

Что произошло?

С выходом закона о маркировке диджитал рекламы в прошлом году, в мире рекламы и маркетинга появилась та самая нотка хаоса и неопределенности.

С первого сентября 2023 года вступили в законную силу статьи, устанавливающие ответственность за нарушение положений ФЗ «О рекламе» в части ее маркировки в интернете.

Теперь компании, которые хоть как-то рекламируются в диджитал, с особым старанием пытаются предотвратить возможные негативные последствия из-за отсутствия маркировки рекламных креативов: перспектива поучаствовать в проверке РКН ни для кого не выглядит притягательной.

Больше всего вопросов вызвал сам принцип маркировки: что стоит считать рекламой, а что нет. На этом моменте каждый стал действовать по ощущениям: кто-то начал маркировать даже публикации в собственных социальных сетях, а кто-то до последнего отказывается ставить пометку «реклама» даже на целые баннеры на сторонних сайтах.

Timeweb Cloud — компания, которая представлена не только на vc и в соцсетях, так что для нас ситуация с маркировкой стала особенно животрепещущей. Сегодня мы поделимся нашим опытом, полезными сервисами и юридическим мнением о рекламе (или не рекламе) на разных площадках.

Реклама, что ей не является и кто это контролирует — важные пункты закона, которые вы могли пропустить

Для того, чтобы разобраться во всех мелочах, исключениях и уточнениях, написанных мелким шрифтом, мы обратились к юристу. Теперь мы можем с уверенностью пробежаться по самым важным или неоднозначным пунктам.

Контролирует маркировку РКН — федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. А вот является ли ваш контент рекламой или нет, решает ФАС — федеральная антимонопольная служба России. Именно ФАС рассматривает интеграции в каждом конкретном случае, исходя из содержания информации и обстоятельств ее размещения.

Что такое реклама: рекламой считается любая информация в сети Интернет, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

К рекламе не относятся:

— Справочно-информационные и аналитические материалы: обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний.

— Информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.

— Обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера, если его основной целью не является продвижение товара на рынке.

— Органичная интеграция — упоминание объекта рекламы, которое используется в научных или литературных произведениях, а также произведения искусства. Например, упоминание о новинках косметики в постах бьюти-блогеров, а также обычное употребление и использование блогерами товаров считается органичной интеграцией.

Совет от юриста: следите за практикой применения новых норм и смотрите разъясняющие письма ФАС

Сейчас такая тактика — единственный достоверный способ, который поможет понять, что относится к рекламе, а что нет. Скорее всего позиция ФАС в разъяснениях совпадет с будущей практикой применения.

Способы маркировки и как мы их применяем

Самостоятельная маркировка

Определенно не самый простой, но вполне рабочий способ. Маркировать рекламу самостоятельно можно при помощи операторов рекламных данных, которые были признаны Роскомнадзором. Сейчас таких семь, это:

  • «Лаборатория разработки» (Сбер),
  • «Яндекс Оператор Рекламных Данных» (Яндекс),
  • «ВК Рекламные Технологии» (VK),
  • «ОЗОН ОРД» (Озон),
  • «МедиаСкаут» (МТС),
  • «Первый ОРД» (Вымпелком),
  • «ОРД-А» (Амбердата).

Используя одну из этих площадок, вы вносите все необходимые данные — включая юридический адрес, ИНН, рекламный креатив и так далее. Также вы обязаны указать сроки рекламной компании и договор об оказании платных услуг, в случае, если маркировкой или размещением рекламы занимается подрядчик.

<i>Интерфейс ОРД</i>
Интерфейс ОРД

После того, как все необходимые материалы были загружены, вы проходите модерацию и получаете токен — электронную метку, которая будет использоваться для маркировки.

Если ваш креатив — это текст, тогда токен будет выглядеть как текстовый элемент с кодом и необходимой информацией о рекламодателе. В случае с визуальной рекламой на баннер нужно будет разместить специальный знак, который также вы получите в рекламном кабинете своего ОРД. Кроме того, рекламный материал должен содержать пометку «реклама» и ссылаться на рекламодателя: либо напрямую в интеграции или баннере, либо через ссылку на сайт.

Когда рекламная кампания заканчивается, вы обязаны загрузить результаты: охваты, переходы — все известные вам цифры. Далее эти данные попадают в государственный орган и вы можете спать спокойно: проблем с законом о рекламе не будет.

Что мы маркируем самостоятельно?

— Баннер в нашем аккаунте на Хабре

Хабр, как площадка, имеет конкретную позицию: все коммерческие материалы и упоминания они считают рекламой и маркируют самостоятельно, а баннеры в аккаунтах компаний для них рекламой не считаются.

С нашей стороны то, что мы размещаем в баннерных публикациях на Хабре — явная реклама, проходящая по всем пунктам закона, с кликабельными элементами и подробной информацией о Timeweb Cloud. Именно по этой причине мы промаркировали баннеры самостоятельно.

<i>БаннерTimeweb Cloud на Хабре</i>
БаннерTimeweb Cloud на Хабре

— Баннеры в статьях на DTF

В некоторых статьях на DTF мы используем брендированные баннеры. По аналогии с ситуацией на Хабре мы либо убираем эти баннеры, либо маркируем их вручную.

— Промокоды

Если верить закону, маркировка промокодов необязательна. Сам промокод по определению — это уникальный набор символов, который позволяет получить скидку при оплате услуги.

Если промокод не сопровождается избыточной и положительно эмоционально окрашенной информацией, нет призывов приобрести товар/услугу, в том числе с указанием адресов магазинов, то такой контент не является рекламой.

Маркировка при помощи подрядчика

Наиболее простым и безболезненным вариантом маркировки сейчас является аутсорс — мы просто передаем функцию маркировки (не всей рекламной компании) сторонней организации.

Подрядчик выполняет все те же функции и освобождает вас от рутинной работы, предостерегая от ошибок по незнанию. Мы сейчас работаем с Elama — на их плечи легла маркировка всей контекстной рекламы.

<i>Интерфейс Elama</i>
Интерфейс Elama

Какие категории рекламы в вопросах маркировки мы рассматриваем отдельно

Несмотря на то, что закон в целом определяет категории, которые нужно маркировать, есть нюансы, которые явно не регулируются. Здесь возникает вопрос: что все-таки маркировать необязательно. Мы в Timeweb Cloud не маркируем:

— Карточки компании в катологах и рейтингах;

— Статьи на UGC-площадках;

— Посты в наших социальных сетях;

— Страницы услуг на сайтах Timeweb Cloud.

<i>Пример карточки компании в каталоге</i>
Пример карточки компании в каталоге

Об этих пунктах можно много и спорить и многое действительно зависит от контента, потому что закон в отношении площадок рекламодателя неоднозначен:

Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте их производителя или продавца.

Но действует это ровно до тех пор, пока в контенте об отдельном товаре или услуге не появляются призывы приобрести товар. Упоминание новой услуги на каждой странице сайта и пометка «с нашим товаром ваша жизнь станет лучше» сделает информацию положительно эмоционально окрашенной. Вы попадете под статью 18.1. и даже на своем сайте такой баннер придется промаркировать.

Самое сложное здесь — нащупать эту тонкую грань между информационной публикацией или эмоционально-окрашенной рекламой. В своих соцсетях и на сайте мы:

— Не используем агрессивный CTA;

— Остаемся в рамках безэмоционального месседжа.

В общем — двигаемся аккуратно и без резких движений :)

2020
4 комментария

Как ни крути - жесть)
Хорошо, что мы граждане мира

1
Ответить

Верим в силу диджтал-комьюнити! Общими усилиями справимся с маркировкой и не только 🔥

1
Ответить

Спасибо за полезную статью! Сложно пока ориентироваться в этих обновлениях, конечно... но, надеюсь, скоро многое станет понятнее.

1
Ответить

Ох, Анна, а как мы надеемся... Верим, что такая ситуация - дело времени!)

1
Ответить