Маркетинг компании: идти к подрядчикам или делать самим?

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

“А кто у нас займется маркетингом и вопросами продвижения?”, – вопрос, который рано или поздно встает перед любой компанией.

На создание собственной структурной единицы решаются далеко не все.

“Тогда можно отдать эти задачи на аутсорс”, – скажете вы.

Но и тут управленцы сомневаются в эффективности подрядчиков, полагая, что маркетинговую стратегию лучше воплотит инхаус отдел.

Все эти сомнения и метания лишь вызывают застой и тормозят развитие.

Как же быть? Как продвигать и расширять бизнес, если собрать свою классную команду сложно, а к агентствам доверия нет?

Мы привели плюсы и минусы собственного отдела маркетинга и привлечения подрядчиков + оценили их для крупных и малых предприятий отдельно.

Давайте посмотрим, что получилось.

Цена вопроса

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

Как известно, все средства хороши, но денежные – лучше, поэтому давайте прикинем, во сколько компании обойдется содержание своего отдела маркетинга, согласно вакансиям с сервиса hh.ru.

Допустим, состав отдела должен включать минимум:

  • руководителя (з/п 150 тыс. руб., но большинство вакансий содержит цифры 300 тыс.руб и выше)

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?
  • копирайтера (около 50 000 тыс.руб.)

  • дизайнера (от 60 000 тыс.руб.)

А если говорить о полном штате, к ним добавятся:

  • интернет-маркетолог (от 100 000 тыс.руб.)
  • Event-менеджер (от 50 000-70 000 тыс.руб.)
  • SMM-специалист (от 60 000 тыс.руб.)
  • PR-менеджер (от 100 000 тыс.руб.)

Сложим цифры вместе и получим более 500 тыс. руб/мес. только на зарплату. А еще налоги + обязательные отчисления в разные фонды.

Здесь также важно понимать, что платить сотрудникам – это полдела. Сначала этих сотрудников нужно найти, задействуя ресурсы HR-отдела. Далее, специалистов без опыта – обучить и развить, опытным – предложить конкурентные условия и интересные проекты.

И всегда есть вероятность, что человек, в которого вложены время и средства, покинет компанию в силу разных причин, а процесс поиска придется возобновлять.

Что с оплатой услуг подрядчиков? Конечно, бюджет каждого проекта на аутсорс рассчитывается индивидуально. Плюс цены зависят от компетенции специалистов.

Если брать агентство интернет-маркетинга, то услуги SEO-шника или контент-менеджера оцениваются примерно в 2000 руб/ч. Плюсом является то, что оплачивается только время, необходимое на реализацию задачи. А оценку временных затрат подрядчик согласовывает до старта работ, позволяя спланировать бюджет.

С учетом слаженной команды, экспертизы и навыков, решение вопроса занимает не недели/месяцы, а какое-то количество часов. Какое – зависит от объема и сложности проекта.

Поэтому при грубом подсчете можно сделать вывод, что обратиться в агентство – дешевле, чем содержать собственный штат.

Вывод:

  • Крупные компании могут позволить себе маркетинговый отдел, а задачи, требующие дополнительной экспертизы или навыков, отдавать агентствам. Такой подход помогает сэкономить время инхаус команды (им останется только контролировать сроки реализации и результат) и получить взгляд на проблемы компании извне, что иногда очень ценно.
  • Мелкие и средние – в лучшем случае имеют одного-двух собственных специалистов. Задачи, требующие различных компетенций, или разовые проекты, логичнее отдавать на аутсорс.

Как быстро решаются задачи

Сколько времени уходит на решение вопросов силами своей команды и в случае делегирования подрядчику?

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

Скорость выполнения поручений внутри компании страдает по нескольким причинам:

  • фиксированный рабочий день, особенно при большой нагрузке, не позволяет быстро переключаться на новые задачи;
  • долгие процессы согласования рабочих моментов с другими отделами (бухгалтерией, кадрами, снабжением) тормозят работу;
  • выполнение новых нестандартных задач требует время на изучение теории и поиск решения.

Агентства могут быть быстрее, так как:

  • больше накопленной экспертизы и навыков в конкретных направлениях;
  • налажены рабочие процессы: создается проект, задачи распределяются по зонам работ, для каждой назначается ответственный специалист и устанавливается дедлайн;
  • задействованы дополнительные инструменты и проверенные методы;
  • оценка задач и поиск решений происходит комплексно всеми участниками команды.

Вывод:

  • Бюрократия в крупных компаниях может тормозить скорость решения задач маркетологами. При привлечении подрядчиков время экономится в силу наличия у них опыта и нужных инструментов. И там, и там требуется согласование плана работ и утверждение бюджета.
  • Малые и средние организации, не страдающие от внутренней бюрократии, решают вопросы быстрее. Если обратиться к руководителю и получить согласование можно здесь и сейчас, то собственный сотрудник может уложиться в краткие сроки и показать хороший результат.

Уровень экспертизы

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

Какие трудности есть у компании при создании отдела по маркетингу?

  • Недостаток опыта у кандидатов;
  • Нехватка знаний о специфике деятельности компании;
  • Взгляд сотрудников “замыливается”, что ослабляет приток свежих идей и решений;
  • Отсутствие связей в профессиональной среде (нет наработанной базы).

Штатные маркетологи должны “от и до” ориентироваться во всех бизнес-процессах. Поэтому в подготовку кадров надо серьезно вкладываться и “выращивать” их под себя.

С одной стороны, через полгода-год сотрудник будет отлично разбираться во всем, что касается компании.

С другой – страдает развитие непосредственно по специальности. Рутинная зачастую работа в штате приводит к выгоранию, а на креатив и повышение квалификации не остается времени и сил.

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

А что в агентстве? Здесь специалисты работают над проектами из разных отраслей бизнеса и постоянно изучают новые инструменты.

Эксперты по SEO раскрутке сайтов прокачиваются ввиду обновлений алгоритмов ПС, специалисты по настройке рекламы – ввиду обновлений законодательства и т.д.

Кейсы агентства подтверждают экспертизу его сотрудников и показывают, какую практическую пользу они могут принести бизнесу.

Кроме того, агентство объединяет специалистов разных профилей в команду, что позволяет:

  • минимизировать возможность ошибок;
  • дать оценку проекта с разных сторон;
  • выявить плюсы и минусы;
  • верно определить точки роста.

Вывод:

  • Для крупных компаний, у которых есть время и ресурсы на обучение кадров, создание отдела может быть оправдано. Главное – внимательно отнестись к подбору кандидатов, и не ждать результатов слишком быстро.
  • Небольшим и средним фирмам вряд ли есть смысл содержать полноценный отдел, особенно на старте. Первое время можно отдавать задачи на аутсорс.

Коммуникация

Маркетинг компании: идти к подрядчикам или  делать самим?

Согласитесь, для реализации проектов нужна слаженная коммуникация обеих сторон.

Главный залог продуктивного общения – это личные и профессиональные качества участников.

Совсем не факт, что диалог руководства со штатными маркетологами окажется более эффективным.

Конечно, совместные обеды и перекуры, принадлежность к “единому дому” – это положительный фактор, способствующий решению вопросов.

Но есть и минусы. Например, субординация, из-за которой сотрудники боятся “продавить” хорошие идеи, если те пришлись не по вкусу начальнику.

В целом, делать ставку на собственный отдел как на гарант беспроблемной коммуникации, мы не советуем.

Если говорить об агентстве, то здесь привыкли к режиму быстрого знакомства и погружения в задачи. Налаживание доверительных отношений с клиентом – своеобразный знак качества.

Для общения с заказчиком часто выделен аккаунт-менеджер, который отслеживает рабочий чат и вовремя корректирует ход работ.

Вывод:

  • Касаемо крупных организаций — эффективное общение, что с отделом маркетинга, что с агентством на аутсорсе будет зависеть скорее от самих участников процесса, их профессионализма.
  • Малый и средний бизнес с коммуникацией внутри команды справляются лучше. Здесь нет большой пропасти между специалистами и начальством, и атмосфера чаще более дружелюбна. Проблем с подрядчиками тоже обычно не возникает.

Что в итоге?

Штатный отдел маркетинга – это, безусловно, хорошо. Он снимает часть головной боли с руководства фирмы, помогает задать верное направление в развитии.

Но свои специалисты не могут закрыть абсолютно все потребности ввиду недостатка знаний по узким направлениям. Те же SEO оптимизация и продвижение сайта – не то дело, которое можно освоить за пару часов.

Поэтому самым оптимальным видится гибридный вариант, когда:

  • разработкой стратегии, планированием бюджета, расстановкой приоритетов занимается специалист/отдел в штате;
  • отдельные задачи, требующие экспертизы и быстрой реализации, отдаются на аутсорс.

Такой подход поможет эффективно воплотить стратегию и грамотно распределить ресурсы организации.

Если вы ищете агентство по комплексному интернет маркетингу, обращайтесь в MITUP. Мы ценим своих клиентов, умеем и любим приносить бизнесу коммерческий результат.

Искренне ваши,

ребята из Mitup.

1111
4 комментария

Работа пойдет быстрее, если использовать корпоративный таск-трекер. Так сотрудники тоочно не забудут о важном :)

1
Автор

Рабочий процесс - вещь, требующая регулярной оптимизации, согласны с вами)

1

А я вообще не знаю что делать, чтоб работа шла быстрее

1
Автор

Константин, если речь о том, что не укладываетесь в сроки по проектам - возможно, стоит делегировать часть задач?

Или вы про то, как бы приблизить конец рабочего дня?))
Если что, завтра пятница - держитесь!)