“А кто у нас займется маркетингом и вопросами продвижения?”, – вопрос, который рано или поздно встает перед любой компанией.На создание собственной структурной единицы решаются далеко не все. “Тогда можно отдать эти задачи на аутсорс”, – скажете вы.Но и тут управленцы сомневаются в эффективности подрядчиков, полагая, что маркетинговую стратегию лучше воплотит инхаус отдел. Все эти сомнения и метания лишь вызывают застой и тормозят развитие.Как же быть? Как продвигать и расширять бизнес, если собрать свою классную команду сложно, а к агентствам доверия нет?Мы привели плюсы и минусы собственного отдела маркетинга и привлечения подрядчиков + оценили их для крупных и малых предприятий отдельно. Давайте посмотрим, что получилось.Цена вопросаКак известно, все средства хороши, но денежные – лучше, поэтому давайте прикинем, во сколько компании обойдется содержание своего отдела маркетинга, согласно вакансиям с сервиса hh.ru.Допустим, состав отдела должен включать минимум:руководителя (з/п 150 тыс. руб., но большинство вакансий содержит цифры 300 тыс.руб и выше)копирайтера (около 50 000 тыс.руб.)дизайнера (от 60 000 тыс.руб.)А если говорить о полном штате, к ним добавятся:интернет-маркетолог (от 100 000 тыс.руб.)Event-менеджер (от 50 000-70 000 тыс.руб.)SMM-специалист (от 60 000 тыс.руб.)PR-менеджер (от 100 000 тыс.руб.)Сложим цифры вместе и получим более 500 тыс. руб/мес. только на зарплату. А еще налоги + обязательные отчисления в разные фонды.Здесь также важно понимать, что платить сотрудникам – это полдела. Сначала этих сотрудников нужно найти, задействуя ресурсы HR-отдела. Далее, специалистов без опыта – обучить и развить, опытным – предложить конкурентные условия и интересные проекты. И всегда есть вероятность, что человек, в которого вложены время и средства, покинет компанию в силу разных причин, а процесс поиска придется возобновлять.Что с оплатой услуг подрядчиков? Конечно, бюджет каждого проекта на аутсорс рассчитывается индивидуально. Плюс цены зависят от компетенции специалистов. Если брать агентство интернет-маркетинга, то услуги SEO-шника или контент-менеджера оцениваются примерно в 2000 руб/ч. Плюсом является то, что оплачивается только время, необходимое на реализацию задачи. А оценку временных затрат подрядчик согласовывает до старта работ, позволяя спланировать бюджет. С учетом слаженной команды, экспертизы и навыков, решение вопроса занимает не недели/месяцы, а какое-то количество часов. Какое – зависит от объема и сложности проекта. Поэтому при грубом подсчете можно сделать вывод, что обратиться в агентство – дешевле, чем содержать собственный штат. Вывод:Крупные компании могут позволить себе маркетинговый отдел, а задачи, требующие дополнительной экспертизы или навыков, отдавать агентствам. Такой подход помогает сэкономить время инхаус команды (им останется только контролировать сроки реализации и результат) и получить взгляд на проблемы компании извне, что иногда очень ценно.Мелкие и средние – в лучшем случае имеют одного-двух собственных специалистов. Задачи, требующие различных компетенций, или разовые проекты, логичнее отдавать на аутсорс.Как быстро решаются задачиСколько времени уходит на решение вопросов силами своей команды и в случае делегирования подрядчику?Скорость выполнения поручений внутри компании страдает по нескольким причинам:фиксированный рабочий день, особенно при большой нагрузке, не позволяет быстро переключаться на новые задачи;долгие процессы согласования рабочих моментов с другими отделами (бухгалтерией, кадрами, снабжением) тормозят работу;выполнение новых нестандартных задач требует время на изучение теории и поиск решения.Агентства могут быть быстрее, так как:больше накопленной экспертизы и навыков в конкретных направлениях;налажены рабочие процессы: создается проект, задачи распределяются по зонам работ, для каждой назначается ответственный специалист и устанавливается дедлайн;задействованы дополнительные инструменты и проверенные методы;оценка задач и поиск решений происходит комплексно всеми участниками команды.Вывод:Бюрократия в крупных компаниях может тормозить скорость решения задач маркетологами. При привлечении подрядчиков время экономится в силу наличия у них опыта и нужных инструментов. И там, и там требуется согласование плана работ и утверждение бюджета.Малые и средние организации, не страдающие от внутренней бюрократии, решают вопросы быстрее. Если обратиться к руководителю и получить согласование можно здесь и сейчас, то собственный сотрудник может уложиться в краткие сроки и показать хороший результат.Уровень экспертизыКакие трудности есть у компании при создании отдела по маркетингу?Недостаток опыта у кандидатов;Нехватка знаний о специфике деятельности компании;Взгляд сотрудников “замыливается”, что ослабляет приток свежих идей и решений;Отсутствие связей в профессиональной среде (нет наработанной базы).Штатные маркетологи должны “от и до” ориентироваться во всех бизнес-процессах. Поэтому в подготовку кадров надо серьезно вкладываться и “выращивать” их под себя.С одной стороны, через полгода-год сотрудник будет отлично разбираться во всем, что касается компании. С другой – страдает развитие непосредственно по специальности. Рутинная зачастую работа в штате приводит к выгоранию, а на креатив и повышение квалификации не остается времени и сил.А что в агентстве? Здесь специалисты работают над проектами из разных отраслей бизнеса и постоянно изучают новые инструменты. Эксперты по SEO раскрутке сайтов прокачиваются ввиду обновлений алгоритмов ПС, специалисты по настройке рекламы – ввиду обновлений законодательства и т.д.Кейсы агентства подтверждают экспертизу его сотрудников и показывают, какую практическую пользу они могут принести бизнесу. Кроме того, агентство объединяет специалистов разных профилей в команду, что позволяет:минимизировать возможность ошибок;дать оценку проекта с разных сторон;выявить плюсы и минусы;верно определить точки роста.Вывод:Для крупных компаний, у которых есть время и ресурсы на обучение кадров, создание отдела может быть оправдано. Главное – внимательно отнестись к подбору кандидатов, и не ждать результатов слишком быстро.Небольшим и средним фирмам вряд ли есть смысл содержать полноценный отдел, особенно на старте. Первое время можно отдавать задачи на аутсорс.КоммуникацияСогласитесь, для реализации проектов нужна слаженная коммуникация обеих сторон.Главный залог продуктивного общения – это личные и профессиональные качества участников.Совсем не факт, что диалог руководства со штатными маркетологами окажется более эффективным. Конечно, совместные обеды и перекуры, принадлежность к “единому дому” – это положительный фактор, способствующий решению вопросов. Но есть и минусы. Например, субординация, из-за которой сотрудники боятся “продавить” хорошие идеи, если те пришлись не по вкусу начальнику.В целом, делать ставку на собственный отдел как на гарант беспроблемной коммуникации, мы не советуем. Если говорить об агентстве, то здесь привыкли к режиму быстрого знакомства и погружения в задачи. Налаживание доверительных отношений с клиентом – своеобразный знак качества.Для общения с заказчиком часто выделен аккаунт-менеджер, который отслеживает рабочий чат и вовремя корректирует ход работ.Вывод:Касаемо крупных организаций — эффективное общение, что с отделом маркетинга, что с агентством на аутсорсе будет зависеть скорее от самих участников процесса, их профессионализма.Малый и средний бизнес с коммуникацией внутри команды справляются лучше. Здесь нет большой пропасти между специалистами и начальством, и атмосфера чаще более дружелюбна. Проблем с подрядчиками тоже обычно не возникает.Что в итоге?Штатный отдел маркетинга – это, безусловно, хорошо. Он снимает часть головной боли с руководства фирмы, помогает задать верное направление в развитии.Но свои специалисты не могут закрыть абсолютно все потребности ввиду недостатка знаний по узким направлениям. Те же SEO оптимизация и продвижение сайта – не то дело, которое можно освоить за пару часов.Поэтому самым оптимальным видится гибридный вариант, когда:разработкой стратегии, планированием бюджета, расстановкой приоритетов занимается специалист/отдел в штате;отдельные задачи, требующие экспертизы и быстрой реализации, отдаются на аутсорс.Такой подход поможет эффективно воплотить стратегию и грамотно распределить ресурсы организации. Если вы ищете агентство по комплексному интернет маркетингу, обращайтесь в MITUP. Мы ценим своих клиентов, умеем и любим приносить бизнесу коммерческий результат.Искренне ваши,ребята из Mitup.
Работа пойдет быстрее, если использовать корпоративный таск-трекер. Так сотрудники тоочно не забудут о важном :)
Рабочий процесс - вещь, требующая регулярной оптимизации, согласны с вами)
А я вообще не знаю что делать, чтоб работа шла быстрее
Константин, если речь о том, что не укладываетесь в сроки по проектам - возможно, стоит делегировать часть задач?
Или вы про то, как бы приблизить конец рабочего дня?))
Если что, завтра пятница - держитесь!)