Реклама в Instagram* и Google в 2023 году. И прочая запрещенка

Рассказываю о том, как мы перестраивали маркетинг для зарубежных компаний после 24 февраля 2022 года, работая из России. И что из этого получилось.

Реклама в Instagram* и Google в 2023 году. И прочая запрещенка

Все мы помним, как в 2022 году сферу маркетинга в России перекроило. Некоторые востребованные узкопрофильные специалисты в одночасье остались за бортом, без доступа к рабочим инструментам и источникам заработка. Рекламные каналы, которые стабильно приносили лиды, одним разом оказались недоступны.

В последние годы я работаю в холдинге, в портфеле которого есть как российские, так и зарубежные компании. И честно скажу – в первое время после известных событий заниматься маркетингом для зарубежных компаний из России было больно... Но и здесь нашлись решения, и сейчас значительная часть сотрудников моего отдела маркетинга работают из России – на зарубежные компании.

Запретная любовь к Instagram*

Представьте, вам сегодня для чего-то понадобился таргетолог для Facebook*. И казалось бы, ранее в них не было недостатка. Однако попробуйте найти его в России сейчас. И дело не только в запретах. Найти специалиста, который разбирается в текущих требованиях и ограничениях, следит за нововведениями и может наладить стабильную работу из России – еще тот квест.

Запуск таргетированной рекламы в Facebook* из России сейчас – это как ходить по минному полю. Даже используя антидетект браузер и дорогие прокси-серверы, далеко не факт, что все пройдет гладко. Проблемы могут возникнуть в любой момент на протяжении всего процесса работы.

У меня был отличный “свой” таргетолог — девушка, с которой мы работали по разным проектам еще до 2022 года. После ввода ограничений она какое-то время пыталась работать с Facebook*. И не только потому, что привыкла к нему, но и благодаря его супер-алгоритмам. Она всегда говорила, что Facebook* куда удобнее и умнее, чем ВКонтакте, в сторону которого она и смотреть не желала.

Но, спустя время, сдалась и она. Все усугубляло то, что в тот момент никто не понимал, за что прилетит бан, а за что нет. Было ощущение, что даже служба поддержки этого не знала. Мы столкнулись с техническими сложностями, регулярными блокировками, подозрениями от Facebook* и другими “радостями”... В итоге она полностью перешла на безальтернативный ВКонтакте. Теперь он ей даже чем-то нравится)

Другой таргетолог, с которым мы работаем на данный момент, в прошлом году уехал за рубеж именно для того, чтобы полноценно продолжать работать с Facebook*, инструментом, которым он хорошо владеет и на котором зарабатывает. Чтобы не лишиться этой возможности, парень уехал в Турцию. Возможно, были и другие основания, но мне он ситуацию озвучил именно так)

В первые месяцы 2022 года большинство таргетологов ощущали себя именно так
В первые месяцы 2022 года большинство таргетологов ощущали себя именно так

“Чувственная” переписка с Google

С Google у меня связана отдельная история. У компаний, с которыми я работаю, есть зарубежные юрлица, счета и карты, которые можно привязать к рекламным кабинетам без каких-либо опасений. Но и здесь нас заподозрили в неладном...

Не помню точно, но в какой-то момент Google обнаружил “русский след”. Возможно, потому что контекстолог периодически писал в службу поддержки на русском. Или VPN подвел. Не важно, но факт в том, что от нас стали требовать бесконечное количество подтверждений, что мы являемся зарубежной компанией. И это было именно так, скрывать нам было нечего.

Наша "ошибка" была лишь в том, что мы привлекли русскоговорящего контекстолога, из России. Но похоже русофобские настроения в тот момент были особенно сильны. Нам стоило много времени и нервов, чтобы разрешить ситуацию и разобраться в том, что же хочет от нас Google. В итоге мы все наладили, реклама идет, а мы уже хорошо знаем, как себя вести, чтобы не попасть в черный список.

Зарубежных сотрудников стало больше

Несмотря на то, что по сути можно весь маркетинг для зарубежной компании выстроить из России, сотрудников, работающих из-за рубежа, у нас стало больше. При этом все они – русскоязычные.

СММщик у нас живет в стране, в которой располагаются главные офисы компаний, что логично. Оба таргетолога находятся за рубежом – один в Турции, другой на Бали. Руководитель группы контента и один из копирайтеров – также из других стран. Несколько менеджеров по продажам – тоже из-за рубежа.

При этом у меня была лишь одна цель – найти классных специалистов. Нам было не важно, где они будут жить. И это уже показатель того, как много хороших кадров из сферы маркетинга уехали из России за последнее время.

А как там у них?

Очень интересно, работая из России и взаимодействуя с коллегами в других странах, отмечать для себя то, как отличается наша повседневность.

Чтобы воспользоваться ChatGPT, нам нужно пройти целый квест. Моя коллега из Португалии просто вбивает сайт в браузер и вуаля – уже общается с самым умным ИИ. С другой стороны, я без задней мысли звоню коллеге в Дубай через Telegram, а вот она в свою очередь сделать это без ВПН не может – там звонки через “Телегу” запрещены государством.

Интересная ситуация и с соцсетями. Я в своей личной жизни из Instagram* перешел на ВК – мне надоело пользоваться VPN. И когда мои зарубежные коллеги скидывают мне ссылки на интересную информацию в Instagram*, я внутри себя ворчу – опять мне включать VPN, да и ВК уже более родным стал)

И таких мелочей много. Как будто я, находясь в сегодняшней России, регулярно окунаюсь в повседневную действительность не только других стран, но и нашего прошлого до всех запретов и санкций. Но без ощущения какой-то утраты, а с любопытством. У нас сформировалась самобытная и по-своему интересная реальность.

*Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией на территории РФ

1717
7 комментариев

А что с монетизацией рекламных каналов сейчас?

2
Ответить

А монетизации просто нет

1
Ответить

Так все же вроде в телегу поперли

2
Ответить

Тут нужно иметь действительно классный канал с полезным контентом и вести ЦА туда. А это время-деньги, конечно. Остальные связки в ТГ Ads показывают крайне низкую конверсию.

1
Ответить

Что порекомендуете для российских компаний? Пользоваться Faceb*k и instagr*m? или они умерли как рекламные каналы?

1
Ответить

Живы, курилки... Через блоггеров все идет, и даже рекламу не нужно маркировать, так как вся сеть запрещена в РФ.

2
Ответить

Запрещенка - через блогеров и органику вполне хорошо работает. А вообще на эту тему я бы отдельную статью написал) В РФ сейчас очень интересная ситуация – активно используются все возможные рекламные каналы. Правда, некоторые злоупотребляют - оттого и спама куда больше стало(

2
Ответить