{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Автотаргетинг в «Яндекс.Директе». Что это и как его отключить?

Разбираемся, в чем суть автотаргетинга в Яндекс.Директе, как его отключить и как настроить.

Как работает автотаргетинг в Яндекс.Директе

Всем привет! На связи Сергей Милых, сооснователь и управляющий партнер агентства контекстной рекламы Склифосовский.Про. В последнее время тема автотаргетинга в Яндекс.Директе не сходит с уст как директологов, так и спикеров самого Яндекса. Представители системы активно продвигают этот продукт в массы, демонстрируя кейсы с потрясающей эффективностью своего детища. Директологи же не стесняясь в выражениях кричат о том, что инструмент очень сырой и сливает бюджет клиентов.

Споры о целесообразности использования автотаргетинга многократно усилились осенью 2023 года, когда Яндекс объявил об обязательном использовании инструмента в поисковых кампаниях. Иными словами, рекламодателей на поиске лишили возможности отключения опции автотаргетинга. В этой статье мы разберем, как работает автотаргетинг в Яндекс.Директе на поиске и в РСЯ, а также покажем, как отключить автотаргетинг в Директе и как минимизировать его влияние там, где отключение невозможно.

Что такое автотаргетинг в Яндекс.Директе

Автотаргетинг – это технология внутри Яндекс.Директа, позволяющая показывать объявления без использования ключевых фраз. Система, используя технологии машинного обучения, сама определяет, соответствует ли запрос или интересы пользователя рекламируемому товару и активизирует показ наиболее подходящего объявления. Стоит отметить, что несмотря на общий смысл, на поиске и в сетях технология работы автотаргетинга отличается.

Автотаргетинг на поиске Яндекса

На поиске автотаргетинг пляшет от запроса пользователя. Принцип работы следующий. Пользователь вбивает запрос в поисковую строку. Система анализирует запрос и проверяет, соответствуют ли ему заголовок, текст и посадочная страница из нашего объявления. Если соответствует, объявление попадает в аукцион. Если нет – автотаргетинг не срабатывает.

Особо отмечу, что ключевые слова не имеют приоритета над автотаргетингом. Иными словами, если у вас есть ключевая фраза, к примеру, «купить колпак» и пользователь вводит идентичный запрос, ему с равной степенью вероятности может показаться как объявление по условию автотаргетинга, так и с ключевой фразой «купить колпак». Такая вот нелогичная логика.

Автотаргетинг в Рекламной сети Яндекса (РСЯ)

В РСЯ автотаргетинг ориентируется не на запросы пользователя, а на его интересы. На каждого пользователя у системы есть своеобразное досье, основанное на его истории поиска и посещения сайтов. К примеру, если вы часто бываете на сайте Авто.ру, Яндекс посчитает, что у вас есть машина и с большой долей вероятности покажет вам рекламу автомастерской.

В отличие от поиска, в РСЯ ключевая фраза имеет приоритет на автотаргетингом. По крайней мере, об этом заявляет Яндекс. Проверить, так ли это, к сожалению нельзя, поэтому поверим на слово.

Как автотаргетинг стал обязательным

Изначально Яндекс позиционировал автотарегинг как дополнительную опцию, которая позволяет охватить целевые поисковые запросы, которые специалист, собиравший семантику, по какой-то причине не учел. Таким образом, инструмент позволял расширить охваты рекламного объявления и нивелировал человеческий фактор при сборе ключевых фраз.

Звучит прекрасно, но на деле показы по условию автотаргетинга зачастую шли не просто по спорным запросам, но по откровенно нецелевым. Поэтому в профессиональной среде уже давно существует мнение, что автотаргетинг лучше отключать, а если и использовать, то очень осторожно – в рамках теста и не во всех кампаниях сразу.

Со временем же Яндекс перешел от концепции «автотаргетинг как дополнение к ключевым фразам» к девизу «автотаргетинг лучше ключевых фраз». В качестве подтверждения этой концепции Яндекс презентовал несколько кейсов, которые должны были убедить профессиональное сообщество в силе инструмента.

Далее как гром среди ясного неба грянула новость о том, что Яндекс настолько заботится о своих клиентах, что не позволит им отключать такой эффективный инструмент как автотаргетинг в своих кампаниях на поиске. Зачем это Яндексу? Ответ прост – чтобы больше заработать.

Можно ли отключить автотаргетинг в Директе?

Ответ на этот вопрос: да, но только в РСЯ. Делается это на уровне групп объявлений. Все до банального просто: необходимо сдвинуть соответствующий чек-бокс влево.

Отключение автотаргетинга в РСЯ

Неоднократно слышал мнение коллег о том, что даже при выключенном тумблере объявления в РСЯ показываются по условию автотаргетинга, а вся суть этого переключателя в том, будет ли система показывать в мастере отчетов статистику по автотаргетингу или нет. Однако в справке Яндекса четко написано, что автотаргетинг в РСЯ отключить возможно. По крайней мере пока.

На поиске с 28 сентября 2023 года отключить автотаргетинг полностью, к сожалению, не получится. Однако вы можете минимизировать его долю в своих рекламных кампаниях. К примеру, Яндекс предоставил рекламодателю возможность самостоятельно выбирать категории запросов, по которым будут идти показы в рамках автотаргетинга. В настоящий момент все запросы разделены на следующие категории:

  • Целевые
  • Узкие
  • Широкие
  • Сопутствующие
  • Альтернативные

Не пытайтесь угадать какой запрос в какую категорию попадет. Это невозможно. В своей практике я неоднократно встречал синонимичные или даже полностью идентичные запросы, которые в рамках одной группы объявлений были отнесены к разным категориям. Как Яндекс распределяет запросы по категориям – вопрос без ответа.

Категории автотаргетинга на поиске

Кроме того, рекламодатели могут выбирать, будет ли автотаргетинг показывать объявление по запросам с упоминанием брендов. Притом выбрать или отключить можно не только бренды конкурентов, но и свой собственный:

Упоминание бренда в запросах на поиске

Подробнее о способах, позволяющих снизить влияние обязательного автотаргетинга на ваши кампании, можно почитать в статье «Яндекс сломал рекламу на поиске? Рассказываем, как не слить деньги на автотаргетинг»

Вместо заключения

На текущий момент автотаргетинг Яндекса вряд ли можно назвать бесспорно полезным инструментом. Да, есть положительные кейсы, но про большинство из них рассказывает сам Яндекс, а он, как ни крути, лицо заинтересованное. От частных специалистов гораздо чаще можно услышать негативные отзывы об этом инструменте.

В любом случае, если ваши кампании в Яндекс.Директе исправно тратят бюджет, но при этом не приносят заявок, имеет смысл проверить, возможно дело во включенном автотаргетинге. Сделать это можно самостоятельно, воспользовавшись стандартным мастером отчетов Директа, или обратившись к специалистам. Заказать бесплатный аудит рекламных кампаний можно по этой ссылке, или написав мне в телеграм: t.me/serge2842. Будем на связи!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Александр Аксёнов

А ещё низкую ставку сделать в настройках на автотаргетинг

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Милых
Автор

Пока Яндекс не уберет возможность раздельного управления ставками на автотаргетинг)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аксёнов

Боюсь, не так долго ждать до этого момента(

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Yundev

какие же уроды монополисты в яндексе сидят
раньше яндекс был в 1000 раз лучше и удобней для всех
уьтром сомтрю статистику и бац -5к просто на какой то автотаргетинг
денег им мало
уродам

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Семенов

Яндекс уже не стесняется открыто переливать деньги рекламодателя в свой карман. Именно для этого он и создает подобные "полезные" инструменты, которые нельзя отключить... Иначе мы бы сами решали, что работает, а что нет. Здесь все очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Egor Buharin

Пока все это только разговоры. Хотелось бы больше деталей на примерах. Раньше во всяком случае так и делали в статьях.. У меня пока не сложилось какого-то однозначного мнения хорошо или плохо автотаргетинг. Возможно, потому что я не директолог, а обычный маркетолог, который сталкивался с настройками РСЯ. И в начале этого года мне привелось "воспитывать" своего робота для автотаргетинга на Яндексе. Может это было чудом расчудесным, но мне "воспитав" своего робота и отправив его пучину автотаргетинга — удалось в разы увеличить посещаемость сайта без дополнительных расходов на рекламу. Одним словом я ничего не потерял. Были ли нецелевые лиды? Конечно были! Но, и трафик рос выползая все ближе к топам. Может мне как новичку просто повезло.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда