Экспертный контент и SEO: созданы друг для/без друга — опыт Ozon Клуба

В рамках конференции Optimization-2023 агентство контент-маркетинга Glider организовало секцию «Контент будущего». Одним из спикеров стала Валерия Булычева, экс-руководитель Ozon Клуба, которая рассказала, как и почему создавали экспертный контент в Ozon Клубе, а также с какими сложностями столкнулись.

Экспертный контент и SEO: созданы друг для/без друга — опыт Ozon Клуба

О спикере

Валерия Булычева 10 лет занималась новостной журналистикой, делала интервью для российских и зарубежных СМИ по темам кино и музыки. Последние 5 лет руководила SEO-редакциями в Independent Media и отвечала за контент в Ozon Клубе.

Что такое экспертный контент

Экспертный контент можно определить как материалы, подготовленные профессионалами в своей области. Это могут быть рекомендации книжных новинок от переводчика детской литературы, советы по лечению алопеции от трихолога или по экипировке для восхождения на Эльбрус от альпиниста.

Команда Ozon Клуба создавала экспертный контент по шести направлениям: travel, электроника, спорт, дети, питомцы и здоровье. В 5 категориях границы экспертности не были размыты, но в сегменте travel было непросто определить, кто является экспертом, а кто имеет личный опыт в этой области.

Экспертный контент часто путают с личным опытом.

Мы в Ozon Клубе определили для себя четкий ориентир: какими бы регалиями ни обладал человек, если он не является профессионалом в конкретной отрасли, его навыки и знания остаются личным опытом.

Валерия Булычева
Экспертный контент и SEO: созданы друг для/без друга — опыт Ozon Клуба

Например, если альпинист рассказывает о том, как готовиться к восхождению — это экспертный контент, но если этот же альпинист советует, как правильно бегать — это уже личный опыт.

Готовить контент на основе личного опыта намного легче. Кроме того, его легко масштабировать. Однако команда Ozon Клуба выбрала стратегию создания экспертного контента.

Почему решили делать экспертный контент

Проанализировав метрики кликабельности и конверсии, команда Ozon Клуба определила, что экспертные материалы работают лучше.

Информации много, поэтому сейчас в контенте привлекает качество. На SEO-контент у аудитории уже сформировался блок. А экспертный контент дает гарантию качества, гарантию того, что его будут потреблять.

Валерия Булычева

Если в какой-либо сфере лишь узкая прослойка людей владеет не только информацией, но и обладает личным опытом, материалы, написанные совместно с такими экспертами, заходят на ура.

<p><i>Примеры успешного контента</i></p>

Примеры успешного контента

Как искали экспертов

Необходимо понимать, что поиск экспертов нельзя автоматизировать. Поэтому в каждой рубрике к нему был разный подход.

Валерия отмечает, что по детской и медицинской тематикам искать экспертов проще: через пресс-службы клиник можно найти врачей-педиатров, акушеров-гинекологов и пр. Для написания экспертных статей по литературе Ozon Клуб, как правило, задействовал личные контакты, ведь у сотрудников-журналистов было много контактов с издательствами.

Экспертный контент и SEO: созданы друг для/без друга — опыт Ozon Клуба

Однако даже после долгого и кропотливого поиска, при совместной подготовке материала все еще могут возникнуть сомнения в правильности подбора эксперта.

Из 10 экспертов могут не подойти все 10 по той или иной причине. Поиск экспертов — это работа, требующая терпения.

Валерия Булычева

Как работали с экспертами

Эксперт может иметь опыт написания материалов, но чаще всего эксперт — это не автор.

Валерия поделилась, что работа с экспертами в Ozon Клубе происходила по одной из 3 схем:

  • Текст создавался на основе живого интервью: автор собирал фактуру текста, утверждал ее с экспертом, а тот добавлял недостающее. Эта схема была оптимальной, так как позволяла автору сэкономить время, сразу задать уточняющие вопросы и определить, эксперт перед ним или не эксперт.
  • Эксперт сам собирал фактуру, которую автор преобразовывал в качественный текст и ставил на нем свое имя.
  • Эксперт сам писал текст, но тогда редактор правил материал или переписывал его с нуля. Инициатива работать по такой модели исходила, как правило, от эксперта: ему казалось, что он сделает текст лучше, чем редактор, и договориться об интервью не удавалось.

Недостатки такой схемы:

  • Плагиат — у эксперта не получается выразить свои мысли в желаемом ключе, он прибегает к открытым источникам или ИИ.
  • Заигрывание с аудиторией — человек, который не пишет на постоянной основе, обычно имеет специфическую подачу и приводит излишне долгие примеры из своей практики.
  • Несоблюдение редполитики — эксперту сложно учитывать все требования редакции.
  • Затянутый процесс — много времени уходит на редактуру и визирование исправленного материала.
  • Высокая стоимость — в написании материала участвуют автор, эксперт и выпускающий редактор.

Как работали с Glider

Редакция, работающая по разным направлениям, не выпустит большое количество экспертных материалов в месяц. Ozon Клубу удается создавать до 20 единиц контента по каждому из направлений, где работает несколько редакторов.

Нам хотелось масштабировать экспертный контент, потому что по конвертации он отрабатывал гораздо лучше, чем другой вид контента. Наших мощностей уже не хватало, и мы обратились в агентство Glider.

Валерия Булычева

Валерия отмечает, что в начале работы качество отбора экспертов агентством казалось спорным. Поэтому отбор происходил совместно: Glider предлагали экспертов, а команда Ozon Клуба смотрела, чтобы эти эксперты смогли подготовить необходимый материал.

Кроме того, создание ТЗ для авторов агентства отнимает больше времени, чем для ин-хаус команды.

Работать с агентством можно и несложно, но на старте необходимо наладить тесный контакт друг с другом. Качество текста во многом зависит от качества ТЗ.

Валерия Булычева

Благодаря оптимальной схеме работы с агентством Ozon Клуб получает контент высокого качества. Ребята из Glider привнесли свой подход к поиску экспертов, расширили базу экспертов и забрали на себя контент по темам «Животные» и «Техника».

Как оптимизировали и продвигали экспертный контент

На старте Ozon Клуб не миксовал SEO и экспертный контент. Но вскоре стало понятно, что экспертный контент нужно закрывать SEO-обвесами, иначе в долгосрочной перспективе он бы перестал работать.

Механика работы с таким контентом была обратной: отталкивались не от спроса, а от готовых текстов. У Ozon Клуба уже были написанные материалы, и нужно было понимать, насколько возможно дорабатывать эти тексты по линии SEO.

Начинали с подготовки ТЗ на доработку. Чаще всего доработать такие тексты было невозможно, так как тема уже не была релевантной, не совпадал объем текста, материал стал бы хуже и его не удалось бы согласовать с экспертом. Однако половину текстов доработать все же удалось.

Для продвижения материалов использовали как внутренние инструменты (баннеры на главную, пуши и т.д.), так и личные соцсети экспертов.

Экспертный контент и SEO: созданы друг для/без друга — опыт Ozon Клуба

При отборе экспертов команда Ozon Клуба не ориентировалась на объемы их соцсетей. Бывало, что сотрудничали с теми, кто не развивал свои аккаунты. Тогда ставили ссылку на организацию, с которой связан эксперт, и через нее доказывали экспертность.

У нас возникла сложность при работе с альпинистами: они, как правило, не ведут свои соцсети. Однако есть локальные паблики, в которых они фиксируют свои первопрохождения. Мы отправляли пользователей на эти спецресурсы, чтобы доказать, что этот человек действительно эксперт.

Валерия Булычева

Однако если речь шла об именитом спортсмене с прокачанными соцсетями, Ozon Клуб договаривался об анонсе материала, так как это позволяло получить хороший трафик и переходы.

Если вы хотите узнать больше о подготовке контента, поиске экспертов и принципах работы с агентством, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

А если вам необходима помощь в создании качественных экспертных статей здесь и сейчас, оставляйте заявку на сайте.

1414
8 комментариев
Комментарий удалён модератором

Экспертный контент очень важен! Поэтому такое ответственное отношение к подбору специалистов.

Ответить

А ещё ботов нагонят? С кем спорить то?

Ответить

Нет, вы первый и единственный =) Остальные - по любви)

Ответить

А не было такой проблемы, что эксперт просит оплатить потраченное на подготовку материала время? Если да, то как решали ее?

Ответить

Добрый день! Классный вопрос! Мы с такой проблемой не сталкивались, так как все условия проговаривали с экспертами заранее. И не начинали совместную работу, не удостоверившись, что взаимопонимание достигнуто.

Ответить

Увы, но качество материалов на Озон Клубе очень низкое, типично копирайтерское. Все, что попадалось на 2-3 балла.

Ответить