120+ терминов, которые должен знать каждый пиарщик, или как быстро заговорить на птичьем языке

В любой профессии есть профессиональный сленг, но с некоторыми из них мы сталкиваемся чаще, с некоторыми реже. Мы в itcomms.io собрали для вас словарь повседневных терминов, которыми разговаривают между собой ( да и не только между собой ) пиарщики. Сохраните себе и вы никогда не потеряете лицо и не покажетесь невеждой. Итак, поехали:

Инфоповод

событие, которое вызывает интерес и активное обсуждение в обществе. В пиаре инфоповод, это когда сама компания генерирует интересное событие, которое привлекает внимание аудитории. СМИ публикуют такие материалы бесплатно, ведь неординарная новость гарантирует большое количество читателей.

Эта статья научит работать с инфоповодами.

Питч

(англ. “pitch”) — сообщение журналисту, в котором пиарщик рассказывает про свою компанию и ее инфоповод. По сути это такая "продажа" своей темы СМИ, чтобы журналист написало о ней. Фишка питча в его краткости и релевантности конкретно взятому СМИ и журналисту, в отличие от пресс-релиза, который может в исходном виде рассылаться по большому количеству изданий.

Пример использования:

"Мой питч был очень убедительным, его взял Forbes".

"У нас вышла новая технология, нужно запитчить айтишные СМИ."

Ньюсджекинг

Ньюсджекинг aka ситуативный пиар — это технология использования актуальных новостей для продвижения своего бренда. Инфоповод может быть абсолютно любым: предсказуемым (национальный праздник, выход Threads), неожиданным (падение\рост биткойна), позитивным, негативным, смешным (фейлы звёзд и политиков) или серьёзным (законопроект). Все эти события объединяет одно: они вызывают интерес и на некоторое время оказываются в центре внимания. Если грамотно интегрировать в происходящее свой бренд, то всеобщее внимание достанется и ему. Главное – найти подходящую новость и вовремя на неё среагировать.

Подробней о ньюзджекинге написали в этой статье.

Стейкхолдер

лицо, которое имеет интересы относительно проекта или организации или влияет на проект или организацию. Стейкхолдерами могут быть клиенты, сотрудники, акционеры, поставщики и другие заинтересованные лица. Даже органы государственной власти для некоторых организаций - стейкхолдеры. По сути, для пиарщика стейкхолдер - это часть целевой аудитории, на которую направлены PR-активности.

Thought leadership

или "идейное лидерство", она же "экспертность" — это стратегия, при которой организация или личность становится авторитетом в своей области благодаря разработке и продвижению инновационных идей, экспертных знаний и решений. Например, продвигать новый продукт компании могут ее публичные эксперты, показывая, как он влияет на индустрию и как помогает пользователям решать их задачи. Таким образом, идейные лидеры становятся для них основным источником информации в случае необходимости.

Share of Voice

сокращенно SOV — это доля упоминаний компании по сравнению с основными конкурентами или с какой-то нишей вообще, другими словам — место вашей компании в информационном поле. Например, если вы опубликовали 6 статей за месяц, при этом ваши конкуренты опубликовали 10, значит, ваша доля будет 37,5%. Это значение показывает, насколько публикации компании в СМИ заметны потребителю и воздействуют на него в контексте публикаций других компаний. SOV полезно считать на устоявшемся конкурентном рынке, именно там обычно вес в инфопространстве коррелирует с долей рынка.

Tone of voice

способ выражения идентичности бренда через коммуникацию. Он определяет, как бренд общается со своей аудиторией, отражая его характер, ценности и уникальность. Например, бренд может выбрать официальный, дружелюбный, юмористический или вдохновляющий тон. Правильно подобранный тон помогает создать эмоциональную связь с аудиторией, укрепляет доверие и узнаваемость бренда. Важно, чтобы тон был последовательным во всех сообщениях бренда.

Tier

( тир или категория ) - классификация средств массовой информации в зависимости от их охвата, влияния и аудитории. Вот общая классификация СМИ — Tier1, Tier2, Tier3 и т.д., где Tier1 — это топовые издания. Важно понимать, что для узкой ниши изданиями первой категории будут самые важные именно в этой нише, а не республиканские или федеральные издания общей направленности с огромными охватами.

Апдейт

англ. "update" — в мире пиарщика это чаще всего добавление новой информации, актуализация данных по какой-то теме, например, статусу задачи от клиента или руководителя. Также термин часто используется специалистами по продвижению сайтов и обозначает обновление данных поисковых систем или же самого сайта.

Апрув

англ. "to approve" — ласкающее слух пиарщика слово, означающее одобрение, принятие, согласование, например, PR-проекта :=)

Асап (ASAP)

как можно быстрее, при первой возможности. Пошло от устойчивого выражения as soon as possible. Звучит как команда и ясно даёт понять, что информация нужна срочно.

Пример использования:

"Мне нужен просчет по блогерам АСАП!"

Бриф

англ. "brief" — документ, который заполняет заказчик или работодатель до начала проекта. В нём прописывают контекст, в котором существует компания, примерные задачи проекта, разбирают возможные технические нюансы. Чем подробнее составлен бриф, тем больше вероятность, что пиарщик исполнит именно то, что вы от него хотите

но при этом

Бриффинг

это упрощенный аналог пресс-конференции, предусматривающий краткое выступление представителя компании по свежим следам важных событий перед журналистами. А вовсе не процесс написания брифа.

Пресс-кит

это папка с информационными материалами для средств массовой информации. Иногда пресс-кит называют «информационный кит» или «информационное досье», как правило, когда материалы распространяются во время презентаций или на выставках, где могут присутствовать представители деловых кру­гов или властных структур, а не только журналисты.

Есть еще пара схожих по смыслу и применению терминов:

  • Медиа-кит — есть несколько вариантов применения: а) это папка с материалами, фото, видео, технические характеристики и т.д. которую отправляют журналисту, который готовит статью; б) медиа-кит издания — это подробная презентация с описанием СМИ, форматов, аудиторией и прочей информацией, призван "продать" размещение в этом СМИ.
  • Ньюс-кит — тоже, что и пресс-кит, но чаще используемый при продвижении именно новости.

Пруфридинг

это проверка текста на наличие орфографических, синтаксических, пунктуационных, фактологических и других ошибок и их исправление.

ну и мои любимые:

PESO

маркетинговая модель, которая помогает спланировать процесс коммуникаций: от разработки идеи до выбора канала для запуска. В аббревиатуре PESO отражены четыре типа коммуникаций, используемых для распространения информационных сообщений: Paid, Earned, Shared и Owned. Вот тут мы рассказали про эту модель.

Пример использования: "Мы расписали матрицу коммуникаций нашей PR-кампании по модели PESO".

P (Paid)

Реклама или Оплаченные публикации: спонсированные посты и опросы в соцсетях, нативная реклама и спецпроекты со СМИ и блогерами. Важно, что материал помечен как коммерческий и читатель это понимает.

E (Earned)

Заработанные публикации, то есть СМИ и блогеры. Упоминания ими компании или продукта нужно добиваться, создавая громкие инфоповоды, предлагая спикеров-экспертов, интересных героев или истории. СМИ и блогеры выпускают такие публикации на бесплатной основе, но их подготовка требует времени и усилий.

S (Shared)

«Социальные» каналы «касаний», которые не принадлежат ни вам, ни традиционным медиа, и которые в то же время непросто купить. Преимущественно социальные сети разных поколений.

О (Owned)

Собственные площадки и каналы, полностью контролируемые компанией, развитием которых традиционно занимались контент-менеджеры. В их число входит, например, лендинг или новостная лента на собственном сайте, «представительства» в соцсетях, собственные ивенты.

Еще много терминов, относящихся к пиару или к пиару и маркетингу читайте в полной статье тут.

И больше душераздирающих историй про пиар и про жизнь руководителя агентства в новой стране ищите в моем телеграм-канале.

1818
20 комментариев

Наконец-то, вернулись твои статьи !)

2

Thought leadership сам себя не сделает =)

1

Круть и благодать для начинающих в профессии ребят

2

Наконец, глоссарий PRщика собран воедино! Благодарю)

2

Многим из этих слов есть замечательные русские аналоги, зачем вот это вот все

Так это как раз словарь для тех, кто эти слова не использует и не понимает коллег

3