Как мы стали монополистами на рынке такси за 2 месяца
Три месяца назад ко мне обратился потенциальный клиент с запросом на создание службы такси в Телеграм-боте. Проект показался мне интересным, технически ничего невозможного для себя в нем я не видел, и я взялся за дело. Спойлер: оборот нашей службы такси через 2 месяца достиг 3 млн. рублей в месяц.
Заказчик живет в городе Нурлат, Республика Татарстан, 150 км от Казани, 30 000 населения. В Нурлате нет Яндекс.Такси (он не присутствует в городах с населением меньше 50 000 человек), нет такси Максим, но есть несколько местных традиционных служб такси, куда нужно звонить по телефону. Собственно эти службы и являются его главными конкурентами.
О заказчике - профессиональный водитель, 15 лет работал таксистом, свой маленькой город знает от и до. Лично знаком с несколькими тысячами жителями своего города, т.к. возил их на своей Ладе Калине. С потребностями водителей и пассажиров знаком не понаслышке. Такой опыт позволил ему формировать требования к боту довольно-таки уверенно, не проводя какого-нибудь долгого анализа.
Работали мы с ним самым любимым моим способом, по методологии agile. Мы оба постоянно были на связи в Телеграм. Я мог в любой момент задать ему вопрос и получить ответ через пару минут. Он в свою очередь получал от меня ответы так же почти в реальном времени.
В итоге за 1 месяц мы создали прототип бота, который тут же пустили в бой. На раскачку времени решили не тратить, а тестировать сразу в боевом режиме. Так несколько тысяч жителей Нурлата стали пользоваться моим сырым продуктом. Для меня это не было проблемой, потому что я был готов исправлять баги и добавлять новые функционал, как только на них поступит запрос. В первую неделю было много недовольных, но в основном из-за того что люди не хотят переучиваться, делать что-то по новому, выходить из зоны комфорта. Да и просто многие не знают, что такое боты в Телеграм и с чем их едят. Были естественно и баги и запросы на новый функционал. Заливал новые версии бота на сервер я в некоторые дни по пять раз. Иногда из-за этого отваливались заявки от пассажиров (если он оформлял заявку как в момент обновления). Но мы решили что лучше мы сейчас быстро сто раз накатим изменения и доведем сырой продукт до качественного условно за неделю, чем мы будет заливать изменения раз в сутки, например, только по ночам и будет доводить продукт до качественного несколько месяцев. Этим принципом я руководствуюсь до сих пор. Быстро получить качественный продукт гораздо важнее, чем сохранить каждый заказ и не разочаровать пару пользователей.
Чем занимался клиент все это время
Заказчик в это время наклеил баннер с рекламой бота-такси на свой авто и возил пассажиров по городу как обычно. Каждому пассажиру он сообщал, что теперь его такси можно вызывать прямо в Телеграм. Этим он занимался два месяца. Кроме того отлично работало сарафанное радио.
В боте были реализованы следующие функции:
1. Регистрация водителя
2. Создание поездки пассажиром
3. Оповещения водителей о новых заказах и пассажиров об изменениях статусов поездки
4. История поездок у пассажира и водителя
5. Карта
6. Навигатор
7. Модуль ценообразования
8. Геокодинг
9. Модуль администратора
10. Финансовые отчеты
11. Статистика посещаемости
Бот интегрирован с платежными системами Qiwi, ЮКасса, картами и навигаторами 2GIS и Яндекс.
Результаты
В итоге сейчас такси-ботом пользуются около 2700 жителей города. Учитывая население в 30 000 человек, можно считать что все кому нужно такси, знают про наш сервис. В боте ежедневно совершается более 500 поездок. Зарегистрировано больше 150 водителей, ежедневно работает около 60. В месяц в боте совершается поездок больше чем на 3 млн. рублей.
Вот так оказывается просто запустить свою службу такси. Если вы хотите создать такси в своем городе - обращайтесь @AndrewBotDeveloper . Я вам помогу. Так же вы можете протестировать функционал в демо-боте @TaxiSamaraBot .
Идея с ботом в телеграмм вполне оригинальная. Не нужно скачивать дополнительные приложения, которые забивают память. По обзору понятное меню и удобная навигация. За столь короткий срок, такой функционал! Молодцы!
Щас бы еще в 2023 за память переживать
Как же я ненавижу телеграм боты, ещё больше телеграм каналы. Убейся тот, кто придумал запихнуть все что угодно в формат чата в мессенджере.
Так не пользуйтесь. В чем проблема ? А если передумаете, то вот мой телеграмм-канал. Пишу о буднях владельца кофеен, факапах и достижениях, а ещё немного о разведении собак.
https://t.me/maxbasenko
Это не тот, кто ВКонтакте продал?)))
Не смог дочитать из-за орфографии.
Статья написана программистом...
не всё так плохо
Очень классный продукт для маленьких городов.
Остро стоит вопрос безопасности и верификации водителя.
Ведь тут получается оказание услуг в чистом виде, никто никакую ответственность не несёт, как в тех же агрегаторах, которые обязаны проверять водителей.
Комментарий недоступен
очень познавательная статья, никогда не интересовалась бизнесом в такси, но мне кажется, это очень больная и неприятная вещь для людей. то таксист грубиян, то машина грязная или вонючая. так что если вы найдете не только конкурентоспособные цены, но еще и этот нюанс учтете, будет вообще топ)
"никогда не интересовалась бизнесом в такси"
- Я как человек из отрасли, просвещу)
"мне кажется, это очень больная и неприятная вещь для людей. то таксист грубиян, то машина грязная или вонючая"
- это потому, что таксофирмы конкурируют между собой понижением цены - кто дешевле сделает. Эту порочную и пагубную практику начал такси Максим. Потом Яндексы и прочее дерьмо подключилось.
А водители вынуждены как нищие рабы сутками работать (из-за этого в Яндексе очень много аварий жутких было, когда они в город заходили) и им просто не до ванны и отдыха в этих скотских условиях, в которые их фирмы загоняют. Но пассажиры, почему-то никогда не могут правильно виновную сторону определить и все грехи на водителей вешают. Человек зарабатывающий достойно - хорошо отдыхает, хорошо одевается, машину в чистоте содержит. Ведь это и самому человеку приятно. И машину хорошую может в качестве рабочего инструмента купить. В Советское время, таксист - элитой буквально был и богатейшим человеком)
А еще, Яндексу - плевать совершенно, что на водителей, за счет которых они только и живут, т.к. грабительский % дерут, в 2 раза от ранее стандартных 10% подняли и + еще подключашки ставят, какой захочется, что на пассажиров.
Я на Лексусе таксовал в К+, мне чесотка малолетняя 1 влепила, из-за того, что я водички этой бедолаге с перепоя не дал бесплатно, хотя у меня для Бизнес такси была водичка. А за 100 рублей он не захотел покупать... И потом мамаша неадекватная, у которой ребенок грязными ногами мне белый салон пинал пачкал - отказалась за ребенком следить и воспитывать, а это её прямая обязанность. Тоже влепила 1 и мне заблокировали все тарифы кроме Эконома. И плевать дерьмояндекс хотел, что до этого не было у меня ни одной оценки ниже 5, все какйфовали от Лексуса с панорамной крышей - было с чего. Я единственный в городе на таком таксовал. Естественно я эконом не стал на нем возить и послал дерьмояндекс неадекватный.
Сам же Яндекс - только хуже делает для всех и для себя самого. По непонятным для адекватных людей причинам)) Днище в общем, а не контора)
"так что если вы найдете не только конкурентоспособные цены, но еще и этот нюанс учтете, будет вообще топ)"
- единственный выход - высокие цены и достойный заработок - это все проблемы решит) Только так. Любой труд должен достойно оплачиваться. А у нас так повелось почему-то, что водитель - не человек, а какой-то скот, раб, который почему-то должен тому. кто зачастую и машину себе не может позволить купить. И за 100 рублей вшивых ведет себя так. словно купил машину за 1-2-3 миллиона.
Всем доброго 2024! Из тех старорежимных пользователей, которые сидя в аэропорту Внуково звонит в Ёбург и заказывает такси примерно ко времени прилета самолета. И уже при посадке самолета сообщаю что буду через 7 минут на стоянке перед портом. Узнаю номер, цвет, марку машины и спокойно еду. Если что в Екате 1,7 ляма жителей. Предпочитаю пользовать, то что уже проверено, работает и работает нормально. Ни в коем случае не пики в огород автору!
Если по факту в таких ботах таксоны станут в разы дешевле за счет назовем это налоговой оптимизации, то приложения монополистов быстро будут удалены из телефонов или останутся у кучки мажористых пользователей, число которых будет стремиться к недостаточному для поддержания раздутых штатов монополистов
Я, кстати, трансферы иногда вожу. Гораздо дороже такси. Машины обязательно без признаков такси чтобы были. Заранее человеку назначается машина. Если самолет задерживается - отслеживается. Или человек сам сообщает, когда рейс вылетает и через сколько будут по плану. Казалось бы - прошлый век... А нет. Пользуется спросом тема. Когда надо, чтобы надежно и без волнений было)
Как бот проверяет разрешение на работу в такси?
Разрешение проверяет человек-владелец бота.
В бота можно встроить функционал для запроса нужных документов, чтобы упростить процесс.
Как быть с персональными данными в статье?
Не нарушает ли это закон?
Скорее всего я ошибаюсь.
Самому доводилось в маленьком городе много лет пользоваться такси по телефону. Номер набрал, сказал откуда и куда. Ответ - ожидайте!
Ни номера водителя, ни номера машины. Порой выйдешь с подъезда и тупо стоишь 10-15 минут провожая взглядом каждое идущее мимо подъезда авто с мыслями, вот эта наверное наконец моя !
Для маленького города может нормально, но у нас многие Яндекс такси пользуются, хотя у них цены высокие, иногда нормальные. Несколько новых такси запускали закрылись.
Этот бот отлично заходит, где нет Яндекс.Такси. В России несколько сотен городов, где такси вызывают по старинке по телефону. Вот там этот бот и зайдет на Ура.
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален автором поста
Ваши данные о городе расходятся с Вики и существенно. Вы заявили о монополии, но не указали долю рынка (100%, 87%, 33%?). 15к/мес. поездок на 60 машин даёт 250 на машину или 125 на водителя (их 150, но перестрахуемся). Средняя цена поездки (3млн. на 15к) 200руб. Валовой доход водителя 2.500руб./день ( 75к/мес. без учёта комиссии и налога, вкл. бензин, страховку, ремонт) Вычесть выходные и останется всего ничего. Приведённые Вами ежедневные данные (500 поездок на 60 машин) гораздо хуже. В маленьком городке поездка занимает 15-20 минут на всё, т.е. 3 часа (максимум) работы обеспечивает Ваш бот, а в остальное время водители грызут корочку хлеба (исходя из зарплаты, которую Ваш бот обеспечивает) или работают с прежними телефонными операторами? К вопросу о монополии.
Спасибо за анализ. Но вроде не расходится математика. Большая часть водителей - это не профессиональные водители, которе работают по 40 часов в неделю, а те, для кого это доп. заработок. Ну и речь о маленьком провинциальном городе. ЗП 100К в нем для водители - это вполне нормально.
Доля рынка - я думаю что в районе 50%.
Как решается проблема часа-пик и непогоды?
Сейчас есть ночной режим, в который устанавливается повышенная цена. Технически ничего не мешает так же добавить часы-пик, в которые будет повышенная цена. Кроме того цену можно формировать динамически основываясь на кол-ве заявок от пассажиров и кол-ве доступных водителей в текущий момент, а также на статистике таких данных в прошлом. Это не раелизовано, но технически проблемы не составляет.
Так же бота можно интегрировать с любым сервисом погоды, у которого есть API, и менять цену в зависимости от погоды. Это тоже технически не сложно. Но заказчик этого не требовал, поэтому написано не было.
Ага, а еще за геометкой следить и прозванивать пассажира, в случае если водитель отклонился от маршрута? Давайте делать скидку на то, что сервис создается 2мя людьми)
На чём ботов пишете?
На C#
а чем привлекателен бот для водителей? комиссия меньше или ее вообще нет? ну и вопрос легализации как то решен?
Автоматизация и отсутствие бюрократии позволяют снизить финансовую нагрузку на владельца службы Такси и быть более конкурентноспособным на рынке. Оба этих фактора в конечном итоге ведут к повышению доходов водителей по сравнению с конкурентами.
Конкретно в нашей истории водители платят комиссию, которая существенно меньше чем у Яндекс.Такси.
Хорошо, что развитие услуг идет в разных сферах. Поездки на такси очень актуальны. Бот позволяет упростить этот процесс. Думаю,что пользователей с каждым годом только будет прибавляться.
Комментарий удален автором поста
А у нас в городе Ростов великий 37 тысяч население, ном Яндекс такси есть!
Комментарий удален автором поста
Значит вам повезло. 50 000 человек - это, судя по всему, основной отсекающий критерий у Яндекса, но не единственный. В России сейчас несколько сотен городов с населением меньше 50К, где нет Яндекс.Такси.
Вторым по значимости критерием является наличие рядом других крупных городов. А у вас 50 км до Ярославля и Москва недалеко.
да и в настоящее время телеграмм пользуется наибольшей популярностью. Сначала это может насторожить некоторых пользователей, но при грамотной подаче, простом функционале дело пойдет в гору однозначно!
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Я считаю это действительно прибыльный бизнес, особенно в небольших городах. При грамотном запуске проекта всё получится.
Всегда восхищалась такими людьми, которые из ничего могут создать то, что нужно людям. Приложение удобное всем: и водителям и пассажирам. Молодцы, ребята!
Комментарий удален автором поста
Интересная штука... Не смотря на то что маленький город очень удобно будет пользоваться этим, да и причем такси почти везде нужно. Интересно еще будет воспользоваться таким ботом. Удачи!
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален модератором
Интересно, стрелочка поворачивается и этот бот должен нести полную ответственность за водителей...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Много такси не бывает, я считаю
Комментарий удален модератором
Комментарий удален автором поста
Че по стеку?
C#, Visual Studio
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален автором поста
Комментарий удален автором поста
теперь дело за малым - масштабироваться и выкинуть яндекс из игры
Кейс хороший, но с этого поржал 😹
Комментарий удален автором поста
Подключайте оплату криптой… в телеге есть, вообще впереди всех будете. Хотя бы по фану.
👍
Какая прибыль при обороте 3млн? Она вообще есть там эта прибыль?
~200 000 рублей в месяц
Комментарий удален автором поста