Тенденции развития рынка электронной коммерции в России в 2023 году
В текущем материале рассмотрим точки роста онлайн-продаж актуальные на 2023-2024 года.
Эти знания помогут владельцам бизнеса и их руководителям выстроить рабочие и эффективные стратегии, адаптироваться к меняющимся условиям рынка и обходить конкурентов. Статья будет интересна и тем, кто ищет пути оптимизации бизнеса, никогда не останавливается на достигнутом и хочет узнать, какие новые методы и инструменты необходимо внедрить в онлайн-продажах. Эксперты собрали знания, которые можно сразу применить на практике, чтобы ваш бизнес вышел на новый масштаб и обеспечивал желаемый уровень роста.
Понимание текущей ситуации на рынке — это основа для построения будущей стратегии. Современные тенденции демонстрируют интересную картину. Несмотря на то, что сегодня динамика роста онлайн продаж немного замедлилась, по сравнению с периодом пандемии, когда он вырос на 60%. Теперь некоторые потребители предпочитают снова делать покупки оффлайн, но рынок онлайн продаж продолжает расти. Благодаря выходу в онлайн новых игроков и расширения продуктового предложения привычка к онлайн-шоппингу охватывает большее число разных целевых аудиторий.
Колебания на рынке часто связаны с изменениями в потребительских привычках. Эта нестабильность вызывает изменения в структуре рынка, а также адаптацию его участников. С одной стороны, некоторые компании покидают рынок, с другой — приходят новые игроки.
Как вести себя малому и среднему бизнесу в такой ситуации и что лучше выбрать: собственную площадку или маркетплейс для продажи товаров — отвечаем по порядку. Сформируем целостное понимание от оценки текущей ситуации в России до анализа мировых трендов e-commerce.
Российский рынок в мировом контексте
Темпы развития онлайн-рынка товаров и услуг в России бьют все рекорды. Общий оборот розничной торговли в 2022 году составил 42 трлн 512,5 млрд рублей, при этом объем рынка розничной онлайн-торговли составил 5,7 трлн руб., всего было сделано 2,8 млрд заказов. Предполагается, что в 2023 году объем продаж в интернете вырастет на 30%, до 7,4 трлн руб., а количество заказов — на 64%, до 4,6 млрд. При этом очевидна тенденция смещения предпочтений покупателей от интернет-магазинов, торгующих товарами напрямую, к маркетплейсам – гигантским онлайн-площадкам, предоставляющим информацию о тысячах различных продавцах и миллионах товаров различного назначения: от лекарственных средств до дорогостоящей техники и ювелирных украшений. Лидерами стали интернет-магазины Wildberries, OZON– на них пришлось более половины всех продаж.
Отечественный рынок онлайн продаж показывает одни из самых высоких темпов роста в секторе электронной коммерции в мире. Рассмотрим ключевые данные:
- Россия возглавляет рейтинг самых быстрорастущих рынков электронной торговли.
- Несмотря на замедление роста, двузначные показатели роста сохраняются.
- Россия входит в десятку крупнейших мировых рынков по объему, хотя и отстает от Китая.
Эксперты отмечают, что есть разные способы оценки доли электронной коммерции на рынке: Data Insight говорит о 14-15%, используя разные методы анализа.
Мировой уровень проникновения электронной коммерции в среднем составляет 20%, в то время как в Китае этот показатель значительно выше. Делаем вывод, что на рынке РФ еще есть много возможностей для роста.
Важно отметить, что идет рост числа покупателей в онлайн-каналах, увеличивается частотность покупок и количество заказов. Рынок электронной коммерции продолжает активно развиваться, а компании ищут новые пути для привлечения клиентов, улучшения своего сервиса и расширения ассортимента товаров.
А знаете ли вы, что почти 100 миллионов человек в России пользуются интернетом, что делает страну одним из лидеров на мировой арене. Сегодня более 70 миллионов россиян делают покупки онлайн, и эта цифра продолжает расти!
Почти 70% совокупного роста российского рынка электронной коммерции обеспечивают два основных игрока: Wildberries и Ozon. (За год их доля поднялась с трети до почти половины общего объема продаж, а по количеству заказов возросла с 62% до 71%.) Товарооборот Wildberries по итогам 2022 года превысил 1,4 триллиона рублей. Ozon опережал абсолютного лидера по темпам роста по сравнению с предыдущим годом, но товарооборот составил чуть более 800 миллиардов рублей.
По итогам 2022 года объем онлайн-продаж на маркетплейсах составил 2,7 триллиона рублей, выполнено почти 2 млрд заказов.
Динамика роста других сегментов в 2022 году
В 2022 году количество заказов в сегменте E-grocery (продукты питания, детские товары, бытовая химия и сопутствующие товары — FMCG) по отношению к 2021 выросло — на 75% и составило 402 млн. В то время как рост в сегменте интернет-магазинов составлял всего 2%, продажи были преимущественно с маркетплейсов — Ozon и Wildberries.
Оборот в E-grocery составил почти 550 миллиардов рублей, прогнозируется, что в 2023 году он достигнет более 700 миллиардов.
Крупные игроки такие как Самокат, Яндекс. Лавка, X5 Retail Group и СберМаркет показывали активный рост. Эти компании не только активно развивались, но и устанавливали новые стандарты в сфере сервиса и скорости выполнения заказов. Например, средняя скорость выполнения заказа из Самоката составляет всего 15 минут, а у Яндекс Лавки — 16 минут.
Рынок E-grocery всегда локализован. Это означает, что предложения, которые потребитель видит на экране своего мобильного устройства, напрямую зависят от местоположения склада — Dark Store.
Наблюдается активная борьба за клиента через доступный к заказу ассортимент товаров на складе. Некоторые компании, такие как «рапиды» — Самокат и ЯндексЛавка, предлагают быструю доставку, но с ограниченным ассортиментом. Другие игроки, например Перекресток, Утконос и Ozon, также внедрили быструю доставку, делая это в течение 1-2 часов. Однако они не стремятся к более высоким показателям скорости, так как это ставит под угрозу операционную эффективность и увеличивает затраты.
СберМаркет и МегаМаркет — это два разных проекта с двумя разными площадками. СберМаркет — это агрегатор магазинов по продаже продуктов питания онлайн, и именно он оказал значительное влияние на рынок электронной коммерции.
Переориентация брендов: от оффлайна к онлайну
В 2022 мы столкнулись с беспрецедентной ситуацией, когда многие крупные зарубежные бренды ушли из оффлайна. Когда крупные бренды уходят из торгового центра, мелкие игроки теряют значительную долю трафика.
А вы знали, что для многих брендов, не только занимающихся параллельным импортом, но и работающих официально, единственная возможность продажи товаров в России — это через электронные площадки.
Обучение с нуля до продвинутого уровня знания всех бизнес-процессов E-commerce и развитию бизнеса в онлайн.
Начните обучение у нас и получите не только системные знания, но и актуальные инструменты, доказавшие эффективность на практическом опыте в мировых и российских E-commerce-компаниях. Преподаватели и эксперты школы имеют опыт преподавания в ВШЭ, МГУ и других ведущих учебных заведениях России. Комьюнити выпускников iWENGO - одно из самых больших в сфере E-commerce. Взаимодействие с ним - это возможность услышать разные мнения, и перенять опыт, и наработать связи в индустрии.
Начните внедрять их уже в процессе обучения, получите результат практически сразу. Ощутите эффект от обучения в iWENGO на коротком временном промежутке!
ROPO модель и её влияние на покупательское поведение
Самой важной причиной перетекания бизнеса в онлайн каналы является следование за своим потребителем, модель поведения которого претерпела существенные изменения в период пандемии COVID-19&
Многие современные потребители придерживаются ROPO модели (Research Online, Purchase Offline). В зависимости от сегмента товара, склонность к этой модели может быть ниже или выше (до 80%), но общий тренд нельзя игнорировать.
Покупательская аудитория делится на тех, кто начинает свой поиск в онлайн-ресурсах, а затем переходит к оффлайн-покупке, и на тех, кто делает всё наоборот. Однако, оба этих сектора демонстрируют тенденцию к совмещению онлайн и оффлайн опыта в процессе выбора и покупки товара. Наиболее ярким примером может служить ситуация, когда потребитель выбирает товар на онлайн-витрине и забирает его в офлайн магазине по пути домой.
Быть омниканальным бизнесом — значит тратить больше денег, прежде всего из-за необходимости коммуницировать с современным покупателем в разных каналах и обеспечивать “бесшовный опыт” его покупок. Омниканальный потребитель получает информацию в 10-ти и более каналах прежде, чем сделает свой выбор.
Цифровизация бизнеса в России
Бизнесу предстоит адаптироваться к меняющемуся поведению потребителя и одновременно растущей конкуренции в онлайн-торговле. Рассмотрим основные моменты:
- Рост популярности онлайн-покупокПосле начала пандемии, произошел резкий рост количества онлайн-покупателей примерно на 10 миллионов, достигнув отметки в 70 миллионов. Время, которое потенциальный покупатель проводит на маркетплейсах и в мобильных приложениях постоянно увеличивается.
- Влияние мессенджеров и социальных сетейМы неизбежно двигаемся в цифровой мир. Мессенджеры и социальные сети усугубляют ситуацию, все активнее завоевывают время потребителя. Это становится ключевым активом, вокруг которого разворачивается конкуренция.
- Рост онлайн-продаж продуктов питания после пандемииE-grocery — это продажа товаров повседневного спроса через интернет. С момента начала пандемии прошло уже три года, и этот сегмент выделился как один из ключевых драйверов роста рынка. Сегодня он обеспечивает 15% от общего прироста заказов.
- Средний чек и объем рынкаНа рынке функционирует свыше 150 тысяч интернет-магазинов, но около 40% из них не имеют значимых продаж. Самые активные участники рынка — маркетплейсы, обеспечивающие год от года высокий прирост продаж. Однако, стоит учитывать, что средний чек у этих игроков низкий и составляет чуть менее 2000 рублей.
Стоит отметить, что проникновение электронной коммерции в России пока еще не достигло своего максимума, потому что мировой показатель в среднем составляет 20% от общего объёма продаж. В Китае этот показатель существенно больше - свыше 45%, а в России всего - чуть выше 14%. Мы должны понимать, что этот показатель продолжает расти и потенциал роста ещё не исчерпан. Значит, предприниматели должны использовать эти возможности и тот, кто претендует на лидерство, будет расти быстрее рынка. Но важно еще уметь и предвосхитить потребности своей аудитории, улавливая актуальные тренды в своем сегменте.
Тренды на рынке e-commerce
Тенденции, которые мы наблюдаем на российском рынке, схожи с тенденциями на мировом рынке, но…. если какое-то нововведение появляется в мире, то в России можно ждать подобное через 2-3 года. Прежде эта разница составляла 5-7 лет.
С развитием цифровых технологий меняются правила игры для бизнеса, что одновременно представляет покупателям новые возможности. Отметим ключевые тренды, которые определяют будущее отрасли e-commerce:
- Мобильная коммерция: больше, чем просто адаптивность
Мобильная коммерция не ограничивается лишь адаптивной версткой сайта под мобильные устройства. Это новая концепция, которая дает пользователю быстрые и удобные решения через смартфон, где он проводит все больше своего времени.
Задача продавца через мобильное приложение сводится к увеличению скорости совершения заказа.
- Интерфейс как инструмент продаж
Для упрощения процесса покупки дизайнеры и разработчики уделяют особое внимание интерфейсам мобильных приложений. Главная цель — сделать так, чтобы пользователь совершил нужное действие (например, покупку) минимальным количеством кликов.
В мобильных приложениях многих компаний можно найти эффективные маркетинговые инструменты, например:
- Кнопка "повторить заказ" для ускорения процесса покупки.
- Новые механики, как "шторка" от Ozon, которые появляются в нужное время и стимулируют продажи.
- Упрощение и скорость доставки заказов
Современные технологии продолжают преобразовывать логистику. Например, Яндекс тестирует свои беспилотные автомобили, которые уже покатались по району Хамовники в Москве. Эксперты утверждают, что быстрая адаптация законодательства станет ключом к широкому внедрению таких технологий.
- Интеграция с голосовыми помощниками
Стратегия, которая только набирает обороты в онлайн предпринимательстве — добавление большими экосистемными игроками в интерфейсы своих приложений. Примеры таких игроков — Tinkoff с оператором Олегом и Яндекс с их виртуальной ассистенткой Алисой.
- ИИ — неутомимый помощник
Самое заметное событие в области технологий за 2023 год — это массовое внедрение искусственного интеллекта в различные сферы человеческой жизни. От сферы услуг до производства, ИИ заявил о себе как неутомимый помощник для малого и среднего бизнеса.
Например, представители малого и среднего бизнеса могут сэкономить существенные средства на оплате услуг дизайнера. ИИ может собрать концепцию, предложить варианты дизайна, а специалист доработает детали и стратегические задачи. Об этом поговорим в других материалах.
Только тот бизнес, который следит за трендами и адаптирует их в своей стратегии — способен выжить в условиях высокой конкуренции. Делайте шаги в сторону упрощения и удобства и для своих клиентов, становитесь клиентоцентричными. И помните: самая большая опасность новой технологии – упустить возможности от ее применения.
От имени команды iWENGO добавим: в моменты кризиса и общей растерянности важно сохранять остроту реакции, держать в фокусе вызовы времени и реагировать на них без промедления. В такие моменты необходимо прокачивать себя, а заодно и команду —только так можно не растерять конкурентоспособность и маневренность.
Обучение на программах iWENGO - это комплексное бизнес-образование, с глубоким погружением в исследование рынка, продукта, клиента, ресурсов, специфику и технологии интернет-торговли.