5 признаков мошенничества в PR

Сообщества для пиарщиков – очень полезный и удобный инструмент, которым пользуются все участники медиа-рынка: журналисты, сами PR-специалисты, пресс-секретари, эксперты, владельцы бизнесов, посредники и, конечно же, мошенники. Именно в профессиональных группах соцсетей они любят находить своих жертв. Задача мошенника – выдать себя за посредника или пиарщика, вытянуть из клиента деньги, подсунуть вместо публикаций «куклу» в виде ссылок на СМИ пятого эшелона. Или же просто исчезнуть с радаров.

Клиент без солидного опыта позиционирования не может определить обман. На первый взгляд все прилично: человек помогает организовать публикацию, получает за это деньги. Но на практике значительная часть тех, кто представляется посредниками на PR-рынке – это мошенники. И вычислить их можно по этим пяти признакам.

5 признаков, по которым можно отличить адекватного посредника или профессионального пиарщика от мошенника на доверии, который обещает разместить материалы в СМИ из первой десятки рейтингов.

1. Мошенник называет точную стоимость за публикацию, не обсудив сферу деятельности клиента и темы. Профессионал не станет называть точную цену, он озвучит приблизительную стоимость. Но, перед этим, запросит у клиента:

а) информацию о деятельности;

б) темы, которые хочет осветить, прокомментировать или дать экспертную оценку клиент;

в) выяснит цель публикации;

г) уточнит насколько долгосрочным планируется позиционирование и сколько публикаций необходимо.

Только после этого пиарщик или профессиональный посредник подготовит прайс на работу.

Пример

Клиент обращается к человеку, выдававшему себя за пиарщика, чтобы рассказать о своем бизнесе в топовом СМИ. Тот озвучил стоимость (например, 100 рублей), получил деньги, после чего стал тянуть время. Через несколько недель, когда терпение клиента стало подходить к концу, мошенник предложил, в качестве равноценной замены, публикации в 5 (10, 15…) очень маленьких СМИ, стоимость размещения в которых варьируется от 0 до 3 рублей. Если клиент соглашается, то мошенник за считанные часы размещает материал, и клиент получает несколько ссылок на публикации в СМИ, о существовании которых даже не подозревал.

Возможен еще один вариант развития событий: мошенник возвращает только часть денег, сославшись на то, что работа была проделана добросовестно, и вся проблема в неадекватности запросов самого клиента. Расчет простой – клиент не будет связываться с судами, чтобы не тратить время на разбирательства. Третий вариант, мошенник просто исчезает с радаров.

Почитать о таких случаях можно, вбив запрос в поисковиках.

Что делает профессиональный пиарщик

Во-первых, подробно изучает деятельность клиента. Во-вторых, разрабатывает с клиентом информационные поводы и темы. И только после этого дает гарантию публикации. Как произошло в этом случае.

2. Профессионалы стараются не гарантировать выход публикации в заранее обговоренную с редакцией дату. Если человек, к которому обратился клиент уверяет, что статья выйдет, в строго определенную дату, стоит поподробнее узнать, откуда у него такая уверенность. Все, кто имел хоть какое-то отношение к работе редакций знает, что очень часто ни журналисты, ни редакторы не могут назвать, когда конкретно будет опубликован материал. Редакции перегружены информацией, а еще в любой момент может появиться «горячая новость», которая отодвинет запланированные статьи и сюжеты на второй план. Если приплюсовать к этому хроническую нехватку рабочих рук в редакциях, то картина получается совсем неопределенная.

Пример

Мошенники часто не понимают, что PR-агентство – это не магазин в обычном понимании и не рекламное агентство, у которых есть фиксированные цены на товары и услуги. Поэтому, они стараются убедить клиента в том, что якобы договорились о точной дате выхода.

Что делает профессиональный пиарщик

В данном случае публикация была передана редакции Ведомостей, как эксклюзивная, но переносилась несколько раз, просто потому, что журналисты и редакторы были перегружены работой, и у них банально не хватало времени сделать качественный контент. Учитывая пожелания клиента опубликовать информацию именно в Ведомостях, пришлось ждать почти неделю.

3. Даже если эксперт один из лучших на рынке, но не публиковался в топовых изданиях или его тема не соответствует требованиям СМИ, профессионал предложит альтернативные варианты:

а) доработает темы, после консультации с редакторами;

б) предложит провести подготовительную работу с приложениями крупных СМИ, прежде чем идти в первый эшелон.

Пример 1
Очень известная на рынке, но не знакомая большинству редакторов эксперт, была опубликована в приложении РБК , в региональной редакции Коммерсанта, после чего попала в список спикеров федеральных СМИ.

Пример 2

Клиент договорилась с мошенником о телевизионном интервью. Была согласована дата, внесена оплата, большая часть которой уходила, якобы, на взятку ведущей. Педантичная помощница клиента обратилась к нам с просьбой уточнить у телеведущей, действительно ли с эфиром все решено однозначно. Оказалось, что никаких договоренностей не было. В итоге, клиент бесплатно, совместно с ведущей обсудила новую тему эфира, так как что озвученная мошенником никак не подходила под формат передачи, и все прошло в штатном режиме.

Мошенник так и не вернул деньги.

4. Клиенту обещают интервью в топовых деловых СМИ. Звучит красиво, если бы не одна деталь: РБК, Ведомости, Коммерсант не публикуют интервью. Интервью там выходят только, если клиент заходит через рекламный отдел. Логика редакций очевидна: если мы опубликуем интервью с бизнесменом А, то придется публиковать интервью с Б, В и так далее. В результате, СМИ превратится в платформу для саморекламы бизнесменов, а читатель уйдет.

Почти все ведущие деловые СМИ отказывают в редакционных интервью даже очень крупным бизнесменам.

Профессиональный посредник или PR-специалист предложат опубликовать вместо интервью экспертные колонки или комментарии.

Пример

Запрос клиента на интервью в Топ-10 СМИ был отклонен, из-за того, что реализовать его просто невозможно. Вместо этого, был подготовлен список тем, которые были предложены редакциям. Интервью заменили экспертной колонкой в Известиях.

5. Публикация с перепечатками.

Если клиенту обещают одну публикацию в топовом издании, которую гарантированно подхватят десятки других СМИ, стоит быть, как минимум, осторожным. Профессионалы знают, что публикация даже в самых читаемых изданиях не гарантирует создание информационной волны. Может не заинтересовать тема статьи или в день публикации появится более важный, федеральный информационный повод. Профессионал, в зависимости от темы, ограничится обещанием 2-3 гарантированных перепечаток. Но никак не 10-20. Мошенники пообещают десятки публикаций, в самых читаемых и небольших СМИ, а по факту ограничиваются банальной рассылкой без каких-либо гарантий.

Чтобы избежать провалов даже пресс-службы федеральных министерств заранее договариваются с десятками СМИ о том, что те перепечатают новости, после выхода флагманской публикации

И еще всегда надо помнить, что профессиональные пиарщики и посредники не скрывают то, как они работают. Они не скрывают риски и причины, из-за которых клиент может не получить ожидаемых результатов. В то время как недобросовестные посредники рассказывают о «профессиональных тайнах» и принципах, которые не позволяют раскрыть детали своей «работы».

Начать дискуссию