Как совмещать в одном коллективе поколения X, Y и Z

Вице-президент коммуникационной группы iMARS Владимир Нерюев рассказывает об отличительных чертах каждого из трех поколений.

Современный коллектив (вне зависимости от того, чем занимается компания) — это своеобразный сплав самых разных специалистов: бок о бок работают технари, закупщики, IT-специалисты, финансисты. Именно синергия и слаженная работа этих сотрудников и позволяет компаниям занимать ведущие позиции на своем рынке.

Однако вместе с тем большую роль в коллективе играет концепция поколений. Впервые о ней заговорили в начале 90-х годов прошлого века в США, однако реально стали использовать буквально несколько лет назад. Связано это со стремительным развитием общества и технологическими прорывами — прежде всего, в сфере телекома и интернета.

В итоге практически в любом рабочем коллективе сегодня можно встретить одновременно представителей трех разных поколений — X, Y, Z. И если руководитель имеет достаточно большой опыт управления, то он использует все плюсы и возможности каждой конкретной группы. Необходимо это в первую очередь для того, чтобы четко разграничить функционал и определить задачи, которые по силам конкретному специалисту.

Поколения X, Y и Z разнятся от страны к стране и не имеют четко определенных границ. Однако отличаются друг от друга особенностями воспитания, ценностями, восприятием мира. В этой связи в материале используются усредненные значения в привязке к российским реалиям.

iMARS

Поколение Х, родившееся в 1961—1979 годах

Это поколение выделяется социальным и политическим безразличием, обладает значительным уровнем скептицизма и безынициативностью. Из положительных моментов можно выделить образованность и грамотность. В рабочей сфере их отличительной чертой является нацеленность на упорную работу и индивидуальный успех. Они поэтапно планируют свой карьерный рост, посвящая этому всю свою жизнь, и монотонно двигаются в соответствии с выбранным курсом.

Поколение Y, родившееся в период начала 80-х — конца 90-х

Игреки привыкли постоянно находиться на связи, и в первую очередь им необходима коммуникация, сотрудничество, взаимодействие. В отличие от предыдущего поколения, они не готовы и не хотят проводить всю жизнь на одном месте. Поэтому стремление к разнообразию работы, готовность к обучению и переобучению сопровождает их в течение всей жизни. Поколение Y характеризуется большей гибкостью, они умеют оперативно подстраиваться под изменяющиеся условия, но в то же время оставляют за собой право менять условия сами. Они будут диктовать свои правила, если видят, что это принесет большую пользу и повысит эффективность работы.

При этом есть и другая точка зрения: поколение Y не стремится начинать работать, у представителей нет желания постепенно расти в профессиональном плане, как это делали их родители из поколения Х. Они хотят всего и сразу: высокую зарплату, хорошую должность. В итоге им присуща «концепция вечной молодости» и постоянный нарциссизм. Однако это относится в первую очередь к поздним Y, родившимся на рубеже XX — XXI вв.

Поколение Z, представители 2000−2010 годов рождения

Сейчас на рынке труда очень маленький процент представителей этого поколения, поэтому пока рано говорить про их трудовые установки и ценности. Однако если рассматривать их жизненные приоритеты, уже сейчас можно выделить некоторые характерные особенности.

«Зеты» не просто растут в окружении современных технологий, они с ними буквально родились. Поэтому они менее коммуникабельны, больше ориентированы на себя, но умеют отлично работать с любой информацией. Данному поколению больше подошло бы определение «i-generation». Благодаря развитию электронных технологий поколение Z привыкло к визуальному восприятию информации.

Понимание специфики каждого специалиста необходимо, в первую очередь, для формирования команды и распределения задач между представителями разных поколений.

Простой пример: необходимо подготовить большой проект, в котором будет присутствовать аналитическая информация и инфографика. Кому отдать реализацию проекта? Напрашивается простой вывод: поколению Y или в недалекой перспективе 3−5 лет — поколению Z. Они лучше знакомы с современными технологиями и быстрее выполнят работу. Но тут кроется подвох: к примеру, представитель поколения Z еще слишком молодой и не обладает хорошими аналитическими способностями, ему присуще клиповое мышление.

В связи с этим целесообразно разделить работу на этапы: «иксы» готовят аналитику, а «игреки» рисуют красивую картинку. В горизонте 2−3 лет к процессу подключатся «зеты», которые возьмут часть задач на себя.

Владимир Нерюев, Вице-президент коммуникационной группы iMARS

Еще один пример: необходимо оперативно найти информацию и сделать презентацию. «Иксы» вряд ли годятся — они больше привыкли работать с массивами данных, скрупулезно подходить к процессу и вникать во все тонкости. В то время как «игреки» или некоторые «зеты», хоть и обладают клиповым мышлением, очень быстро увлекаются и способны оперативно сделать то, что от них нужно. Главное — заинтересовать их работой, вовлечь в нее и использовать этот кураж.

Подходы к представителям должны быть персонифицированы. Для этого надо знать, что людей больше привлекает в их работе.

«Иксы» покажут высокий уровень эффективности, если в компании есть перспектива стабильного профессионального роста и правильная мотивация. Они с удовольствием отправятся на корпоративное обучение, так как знают, что им необходимо повышать свою компетентность, чтобы прорваться и выжить в условиях меняющихся реалиях.

Сотрудников поколения X необходимо удерживать в компании, вовлекать в управленческие решения, касающиеся развития предприятия. Они составляют самую динамичную группу персонала компании, однако если их не устроят мотивационные программы, они будут искать новую работу даже в период кризиса, несмотря ни на что повышая свое материальное благополучие. Сотрудники этой возрастной категории знают, что такое трудности, и готовы преодолевать их вне зависимости от обстоятельств.

Если говорить об «игреках», то сотрудник будет активно трудиться, если в компании организована четкая и интересная ему корпоративная культура, выделены миссии компании, ценности, традиции предприятия. Задачи необходимо ставить конкретно и четко, указывая нюансы задания. Кроме того, они предпочитают свободу перемещения и лучше проведут рабочий день в какой-нибудь кафешке, нежели в душном офисе.

Представители поколения Z только начинают переступать порог взрослой жизни. Но уже сейчас можно обозначить условия, которые будут подкупать потенциальных сотрудников-«зетов». Работодателю необходимо обеспечить хорошую карьерную линию, и не только в плане финансов. Работать должно быть интересно: это могут быть занимательные проекты, большая зона ответственности, появление возможности путешествовать — например, командировки или курсы повышения квалификации в другой стране. Один из основных пунктов — люди поколения Z хотят быть личностью. Важно дать им возможность быть уникальным, и чтобы другие это видели.

Совмещение в одном коллективе разных поколений не только возможно, но и необходимо. Но для этого руководитель должен чувствовать свой коллектив, понимать его сильные и слабые стороны и, как хороший фокусник, тасовать карточную колоду, выбирая оттуда именно того, кто в данный конкретный момент способен выполнить проект. При этом нужно учитывать разницы восприятия мира людьми разных возрастов.

Владимир Нерюев, Вице-президент коммуникационной группы iMARS

Поэтому грамотный начальник раз в неделю должен устраивать встречу всех сотрудников для обсуждения какого-либо проекта. Такие встречи позволяют услышать позицию и понять взгляды разных поколений — таким образом удается выстроить правильные рабочие взаимоотношения. И не стоит забывать про корпоративы. В противном случае не то что работа не будет выполнена, но и сотрудники почувствуют неудовлетворение от работы и просто уволятся.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Креативный маркетолог

К каждому человеку нужен свой подход. Не важно игрек ты или икс, важно умение налаживать коммуникацию. У зетов с этим конечно проблемы, они общаются больше в гаджетах. Но все поколения разные, нельзя говорить, что одно плохое, а другое хорошее.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кочергин

Вообще автор далек, видимо, от управления. Как можно людей под копирку разделять? Вы, батенька, даже как-то обидно написали для каждого поколения

Ответить
Развернуть ветку
AlexVulgarix

это же коммуникационное агенство. 

Ответить
Развернуть ветку
AlexVulgarix

ты с какого поколения?,юноша?

Ответить
Развернуть ветку
AlexVulgarix

In a world of thieves, the only final sin is stupidity.  Hunter Thompson

Ответить
Развернуть ветку
Александр Балалеев

Мне кажется за использование в одном предложении слов "Z" и "поколение" - нужно банить. Опять статья на эту тему и опять бред и демонстрация нуля опыта в управлении и коммуникациях.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Сатыбаев

"Поколение Y, родившееся в период начала 80-х — конца 90-х" в нашей стране это поколение надо делить как минимум еще на два. Ибо те кто родился в начале 80-х и рос в 90-е совершенно отличаются от тех кто в 90-е родился. 

Ответить
Развернуть ветку
Stas Smith

вот всегда удивляюсь людям, которые оставляют комментарии выше, вам человек с профессиональным опытом рассказывает про сферу своей деятельности, про теорию и практические аспекты, у него, в любом случае, есть опыт и он знает о чем он говорит, но тут же комментариях появляются люди из поколения Д(долбо.бы), субпоколение, присутствующее во всех поколения человечества, и с пеной у рта доказывают специалисту, что он не прав, не приводя аргументов))) п.с. Относится не ко всем комментаторам выше.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Вот по поводу X, они повернуты на политоте. Конечно не все, и они делятся 50 на 50. А именно, нищита которая вытаскивает гайки на заводе, пиздит свою жену когда нажрется водки, у них рвет жопу с политоты. А адекватные и образованные, которые постоянно стремятся развиваться и расти, им побую по политоту.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда