Wildberries: история успеха "диких ягод"

Пожалуй, в России не найдется человека, который бы хотя бы раз не оформлял заказ в этой компании. В чем же феноменальный успех фиолетового мира «диких ягод»? Попробуем разобраться, изучив их историю развития.

Как все начиналось

Основатели компании — супруги Владислав и Татьяна Бакальчук. Это сегодня Татьяна — самая богатая женщина России, а на заре развития бизнеса она была обычной мамой в декрете, которая в качестве источника дополнительного дохода решила заняться реализацией одежды из немецких каталогов Otto Group. Тогда в РФ ее продавали через агентов, который брали себе 15% гонорара. Плюс требовали 10% предоплаты.

Уникальным предложением Татьяны было отсутствие предоплаты и гонорар 10%. Заказ можно было сделать на сайте, а получить его в любом городе России.

На создание первого интернет-магазина у Бакальчук ушло $700, еще 2000 рублей она еженедельно тратила на рекламу.

Знакомое местечко?
Знакомое местечко?

Офисом и складом в то время была квартира семейной пары. Интересные условия привлекали клиентов, благодаря чему бизнес быстро набирал обороты. Продажи начались осенью 2004 года, а в 2005 году появился первый склад, call-центр, курьеры.

«Моим капиталом в то время был труд и поддержка семьи»

Татьяна Бакальчук

Что было дальше?

Бакальчуки понимают, что без расширения не обойтись.

В этот момент Вячеслав знакомится с Сергеем Ануфриевым. Ходят слухи, что именно он стал первым инвестором развивающейся компании. Но семья это опровергает.

Как бы то ни было, компания растет. До Wildberries одежда в Рунете практически не продавалась.

Otto, который занимал второе место в мире после Амазон и в российском рынке видел большие перспективы. В 2006 году немецкая компания решает открыть собственный интернет-магазин в Рунете и построить свои логистический центр в Твери. Для Бакальчуков это становится вызовом.

Они решают переходить на прямые контакты с брендами, которые раньше продавались через каталоги. Каждый заключенный договор в те времена бизнесмены воспринимали как победу.

За 2007 и 2008 год было найдено много крупных поставщиков, в число первых брендов вошел и Adidas.

В те годы компания часто выкупала стоковые товары, хотя в компании утверждают, что «всегда были нацелены на актуальные концепции».

Выросла нагрузка на колл-центр и расходы. Было принято решение ввести единую стоимость доставки по РФ — 300 рублей. Но после плата была отменена.

  • С 2010 поставки измерялись фурами.
  • В 2011 году на рынок выходит Lamoda, которая начинает быстрый рост. Но как говорит Татьяна: «Мы уже стали закаленными бойцами и были рады новому игроку». Так как конкурировать с иностранными компаниями сложно, пришлось перестраиваться.
  • Была запущена своя служба доставки, открылись первые пункты выдачи.
  • В 2011 году число суточных заказов уже достигло 18 000 единиц. Еще через год выручка компании приравнивалась к $290 млн.

Секреты Татьяны Бакальчук

Когда у Татьяны спрашивают о ее самом большом провале, она вспоминает кассовый разрыв, который едва не произошел в 2010 году. Но руководители быстро поняли, что близки к краху и сменили модель.

«Мы перестали заключать договоры купли-продажи, перейдя на договоры комиссии. У нас освободилось большое количество энергии, чтобы развиваться дальше»

Татьяна Бакальчук

По ее признанию, у мужа на момент организации Вайлдберриз был свой бизнес и по началу он не воспринимал задумку жены всерьез. Тем не менее, всячески поддерживал ее в начинаниях.

Например, именно с его подачи в компании появилась первая бухгалтерия, он настоял на внедрении 1С, хотя сама Татьяна долго от этого отмахивалась.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

В одном из интервью Бакальчук сетует на доверчивость. Она вспоминает, как в начале 2005 года отдала наличные девушке для передачи поставщику. А та просто перестала выходить на связь. Сумма в 800 долларов в те времена была для нее серьезной и Татьяне пришлось экстренно искать деньги, чтобы выкупить заказ.

На вопрос о конкурентах она отвечает: «Есть компании на которые мы смотрим, которые продают лучше чем мы, например, на AliExpress. Но мы считаем, что наша сильная сторона — это сервис, логистика, сайт. Мы долго росли и развивались. Неоднократно перекраивали бизнес».

«Нас невозможно повторить, потому что наше преимущество — это люди»

Татьяна Бакальчук

Когда Татьяну просят дать совет девушкам и женщинам, мечтающим о своем бизнесе она говорит: «Надо просто брать и делать. Потому что можно перегореть, а кто-то другой просто возьмет твою идею. Потому что она витает в воздухе».

В сухом остатке

Бакальчуки много раз брали кредиты в банках, но о привлечении инвесторов не думали, хотя предложения сыпались со всех сторон.

  • В 2016 году был построен гигантский склад в парке «Коледино» на 25 га.
  • В 2019 году она была признана лидером российского ритейла в сегменте фешн, обогнав Спортмастер.
  • И даже карантин 2020 года сыграл компании на руку. Ее оборот вырос вдвое до 170 млрд рублей. Ежедневно сайт посещало около 7 млн человек — кстати, именно в 2020 я первый раз сделала заказ на WB.

Сейчас компания предлагает колоссальное количество товаров, ежедневно сайт посещает около 2 млн человек, которые делают до 180 000 заказов, а в праздники до 300 000.

Количество скандалов вокруг Вайлдберис — не сосчитать. Но маркетплейс стал действительно крупным игроком и не боится конфликтов.

Татьяна Бакальчук - яркий пример успешного директора в юбке
Татьяна Бакальчук - яркий пример успешного директора в юбке

В 2021 году у пары родились двойняшки, которые стали 6-м и 7-м ребенком в семье.

Татьяна говорит, что в WB действует режим свободного посещения для сотрудников, которые недавно стали родителями. Также в WB лояльно относятся к срокам выхода из декрета.

Когда у Бакальчуков спрашивают о чем они сожалеют, они отвечают, что только об одном — о том, что не стали универсальным магазином раньше.

Часто пользуетесь этим маркетплейсом?

11
2 комментария

красивая история, но как же хорошо и удобно, что есть ВБ , без быстрой доставки уже не представляешь себе сегодняшние реалии

2
Ответить

Скандалы, скандалами, но они реально молодцы. Удачи бизнесу, а им здоровья и счастья.

Ответить