Big Data. Реальная угроза малому бизнесу

Вы нашли свою нишу, честно зарабатываете себе на жизнь и, конечно же, применяете онлайн-кассу. Вроде бы все хорошо…

Казалось бы, что может быть лучше своего любимого дела, где вы сам себе хозяин и прекрасно разбираетесь в процессе? Да, в нашей стране у рядового предпринимателя много проблем, которые создают ему проверяющие и контролирующие органы, но как часто он задумывается о том, что сам может нанести себе вред куда более значительный, чем весь госаппарат вместе взятый? Нет, я не говорю сейчас о той ситуации, когда человек просто забивает на свое дело, отдает его на откуп наемным менеджерам и перестает контролировать процесс. Я говорю о таком, казалось бы, пустяке, как онлайн-касса и операторе, осуществляющем обработку фискальных данных (ОФД). И нет, погубить ваше дело она может не своей стоимостью, в конце концов не такие уж они и дорогие. Все дело в том, что эта маленькая коробочка знает все о вашем бизнесе: где, когда, что и по какой цене вы продаете. А далее она отправляет эти данные через посредника – ОФД, который в соответствии с законом может без вашего ведома в «аналитических целях» осуществлять обработку полученной от кассы информации и передавать ее третьим лицам в обезличенной форме. Но что скрывается за этой обезличенностью?

Например, у вас своя маленькая кофейня на небольшой улочке в центре города. Вы варите кофе только на свежеобжаренных зернах, которые отбираете сами, больше ориентируясь на их качество, нежели на цену поставщика, а также выпекаете небольшой ассортимент свежей выпечки. По утрам у вас выпивают свой утренний кофе с круасаном местные жители, которые считают, что у вас лучший кофе в городе, а днем заходят сотрудники окрестных офисов, взять с собой стаканчик или быстренько перекусить. Вечером вам нравится наблюдать за парами, которые гуляя по городу решили попить кофейку с тортиком в вашем кафе. Хороший поток клиентов растянутый на весь день, который скорее всего позволяет заниматься любимым делом и тем самым поддерживать комфортный уровень жизни вашей семьи. Вы честно оплачиваете патент и, естественно, используете онлайн-кассу, чтобы избежать огромных штрафов за невыданный чек.

И вот, в какой-то момент к вашему оператору фискальных данных приходит запрос от крупной сети кофеен следующего содержания: где в городе хорошо продается кофе? И оператор, который не брал обязательство сохранять ваши данные в секрете от третьих лиц, очень быстро продает отчет, в котором ваш район, пусть без указания номера дома, является перспективным для открытия сетевой кофейни, мотивируя это тем, что здесь наблюдается устойчивый спрос. В один прекрасный день уже на расстоянии прямой видимости с вашего крыльца внезапно начинается ремонт и появляется легко узнаваемая вывеска с логотипом кофейной чашки.

Ни для кого не секрет, что открывая новую точку продаж, крупный бизнес может легко себе позволить работать в минус. Но минус – это не отсутствие продаж. Продажи будут. И, поверьте, раскрученный бренд перетянет у вас львиную долю клиентов. Для одних решающим фактором станет цена – пережженый кофе годовалой давности априори дешевле, а затраты сетевой кофейни максимально оптимизированы, для других важен будет логотип на стаканчике, который они уносят в офис + больший ассортимент сопутствующих закусок, которыми можно полноценно перекусить в обед, ну а третьи просто выберут знакомую им вывеску против вашей, которую они видят первый, и, возможно, последний раз в жизни.

Да, постоянные клиенты, которые по достоинству оценивают ваш труд останутся, но выдержит ли бизнес потери остальных? Скорее всего нет. А все по причине того, что вы доверили свои данные, которые не зря называют нефтью XXI века, какой-то компании, которую посоветовал продавец касс или просто она была первой в поисковой выдаче.

Думаете я сгущаю тучи? Давайте разберемся.

Знаете, что для ОФД цена за клик по первой выдаче в Яндексе составляет +/- 2 тысяч рублей при средней цене годового тарифа 3000? Или что рекомендующий ОФД продавец касс получил скретч-карту по цене, не превышающей 500 рублей за годовой тариф? А может быть просто назвать основных игроков на рынке? Яндекс, Mail.ru, Сбербанк, большая тройка. Думаю, что эти ребята, вбухивающие огромные деньги в маркетинг продукта пришли не за грошами в виде 200 ₽ чистыми с кассы в год. 200 чистыми – это с малого бизнеса. Крупный бизнес либо платит символический рубль за кассу в год, а Почта России так вообще зарабатывает 4 копейки ежедневно за каждую подключенную к oфд.py кассу!

А теперь давайте посмотрим на крупных пользователей касс: самый крупный продуктовый ритейлер России имеет свой собственный ОФД и не коммерциализирует его услуги (а ОФД – это не дешево), второй сейчас, по слухам, хочет купить готовый ОФД под себя, еще несколько серьезных игрок использует разные ОФД на кассах в одном магазине.

Крупный бизнес, работающий в конкурентной среде, прекрасно знает во что им обойдется потеря 1% торгового оборота, а также научился принимать решения об открытии новых точек продаж при помощи анализа большого массива данных, куда непременно входит та самая аналитика, которую активно продают большинство ОФД.

Неслабо? А ведь это еще не все ловушки! Поверьте, не только конкуренты охотятся за данными с ваших касс. Сейчас в процесс активно включаются владельцы торговой недвижимости, которым очень интересны ваши обороты и не только в тех случаях, когда арендная ставка рассчитывается от объема выручки. Ведь это так приятно адресно повышать ежемесячную плату, зная, что у арендатора все хорошо с продажами. Да и плевать хотели многие арендодатели, что они изымают у вас выручку, которую можно пустить на расширение бизнеса – ведь деньги уйдут другому рантье.

А теперь давайте вернемся в нашу уютную кофейню. ОФД, гордо рекламируя свои возможности в целях привлечения новых клиентов, также предоставит и владельцу кассы данные о продажах с разрезом по времени дня, недели и сезона, только вот толку от них? Бариста и так прекрасно знает, что и когда у него хорошо берут. А вот купить данные по конкурентам для него это: а) дорого б) что с ними делать, если нет миллионов на развитие сети.

В итоге получается, что в случае с малым бизнесом клиент сам становится товаром для большинства ОФД, и данный товар всегда пытаются монетизировать. В XXI всегда скрупулезно относитесь к выбору подрядчика, который будет управлять вашими данными. Даже простой поиск в Гугле выдает массу полезной информации, например интервью топов о том, зачем их компании вышли на рынок обработки фискальных данных.

Алексей Слепков, Исполнительный директор е-ОФД

11
1 комментарий
Комментарий удалён модератором

Будет, согласен. Но чем слабее вытесняемый, тем проще с ним разобраться. Предприниматель сам выбирает свою позицию: защиту нападением или колено-локтевую.

Ответить