Master Delivery

Зачем мы ищем здания, которых нет на картах

Ильдар Бикташев, руководитель отдела картографии и алгоритмов Master Delivery, рассказывает, откуда мы знаем о зданиях, которых нет на картах, и зачем нам нужна собственная геоинформационная система.

Карты есть, но это не точно

По данным Росстата в России более 150 тыс. населенных пунктов, причем только в 87% из них действительно есть жители. Около 19 тыс. населенных пунктов существуют лишь номинально. Наряду с этим на картах есть жилые поселки без единого адреса, только названия.

За информацию о территории РФ в картографическом виде отвечает Росреестр. Кроме того, есть коммерческие сервисы Яндекс, 2ГИС, Гугл и ряд других компаний, которые работают с адресной и картографической информацией. В работе логистической платформы Master Delivery мы используем все доступные источники и объединяем их данные, чтобы строить максимально эффективные маршруты для курьеров. Однако с первых же дней работы мы столкнулись с тем, что информация на картах расходится с тем, что видят курьеры на местах. Скорость и стоимость доставки напрямую зависят от точности работы алгоритмов маршрутизации, которые, в свою очередь, опираются на картографические данные. Проще говоря, чем более точные карты будут использованы в работе алгоритмов, тем быстрее каждый клиент получит свой заказ. Поэтому для нас крайне важно иметь актуальные геоданные по всей территории присутствия.

Полнота адресных данных на картах — еще один важный для нас вопрос. Служба доставки Прямиком развозит заказы в 200+ городах России и Европы, и мы будем продолжать расширять территорию присутствия. Мы стремимся работать не только в крупных городах, но и развивать сервис в районных центрах, небольших региональных городах. В нашей стране даже в больших городах далеко не все объекты представляют собой многоквартирную или капитальную застройку и имеют полные адреса. Информация по частному сектору, СНТ и дачам зачастую отсутствует — на карты не нанесены ни сами строения, ни их адреса. А если нанесены, то содержат существенные неточности или попросту устарели. Доставку люди заказывают и на дачи, и в частный сектор, и в новостройки без адресов, так что полнота адресных данных для нас так же важна, как актуальность самих карт.

Интересная ситуация с точки зрения полноты данных на картах сложилась с адресами в населенном пункте Лорино, мы с командой давно за ним наблюдаем. Лорино — крупнейшее национальное село Чукотки с населением около 1 тысячи (!) человек. На картах Яндекса Лорино обозначено только границей.

Немного больше информации о Лорино дают карты Гугл:

Дальний Восток в целом не самая изученная территория и удивительно то, что максимально полные и актуальные данные по Дальневосточному округу, причем как по крупным городам, так и по малым населенным пунктам, мы обнаружили на картах OpenStreetMap (OSM). Например, вот так выглядит уже знакомое нам село Лорино на картах OSM:

OpenStreetMap — это карты, которые создавались и поддерживаются картографами-волонтерами. Через OSM-сообщество мы узнали, что дальневосточные компании, деятельность которых зависит от картографических данных о территории региона, взяли дело в свои руки и самостоятельно наполнили карты актуальной информацией. Примерно тем же путем, только гораздо дальше, мы пошли в Master Delivery.

Мы решили, что если ни один из доступных источников, ни все они вместе не могут обеспечить нужной нам точности и полноты геоданных, то мы создадим свою картографическую платформу, которая будет отвечать всем нашим требованиям и сможет обеспечить алгоритмы Прямиком качественными исходными данными.

Если данные собирают, значит, это кому-нибудь нужно

Создание собственной геоинформационной платформы — длительный и кропотливый процесс. Мы постепенно движемся вперед и оцифровываем новые территории своего присутствия. Для работы используем данные из открытых источников, соотносим их со спутниковыми снимками с помощью нейросетей и дополняем информацией от курьеров и супервайзеров на местах.

Курьеры — самые заинтересованные в наполнении карт люди, и они же — самый ценный источник информации о местности. От курьеров мы оперативно получаем данные о фактических адресах, открытых проездах, новых дорогах и микрорайонах. Курьеры помогают дополнить адресные данные информацией о времени работы инфраструктуры. Например, указывают, что въезд на территорию через шлагбаум возможен только с 9 до 18 часов, чтобы алгоритм маршрутизации Прямиком мог использовать эти данные для более точного расчета времени доставки.

Мы постоянно обрабатываем заказы на доставку по всей стране — собираем огромные массивы данных. В обезличенном виде информацию о заказах мы соотносим с данными о населении и анализируем потребительское поведение разных территорий, чтобы построить прогнозы на будущее: когда, где, сколько и каких курьеров потребуется. Фактически мы заранее знаем, в какой район чаще заказывают пиццу и электронику, а в какой — подгузники и детские товары. На сегодняшний день в 9 случаях из 10 мы даем точный прогноз спроса, это сокращает время курьера в пути в среднем на 6 минут. Таким образом картографический инструмент влияет и на работу предиктивных алгоритмов Прямиком.

Пока картографическая геоинформационная платформа Master Delivery используется только в работе сервиса Прямиком.

Наша цель — обеспечить максимально точной и подробной картографической информацией собственные логистические алгоритмы.

Но в будущем мы не исключаем возможность выпустить геоаналитические разработки отдельным продуктом. Уже сейчас мы предлагаем отдельные инструменты геоплатформы в качестве дополнительного сервиса для наших клиентов. Например, делаем расчет геозон доставки и помогаем определить локации для открытия новых торговых точек на основе анализа территории. Мы рассматриваем развитие геомаркетинговых инструментов как еще одно направление бизнеса по модели SaaS (software-as-a-service).

0
1 комментарий
Популярные
По порядку
Михаил Грозовский

К величайшему сожалению, ваша статья набрала очень мало просмотров и не получила ни одного комментария, несмотря на все усилия. Это печально ;-( Напишите мне в ДМ, чтобы исправить ситуацию в будущем.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
Как мы сделали корпоративную культуру инструментом роста. Опыт региональной IT-компании
«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

ИКЕА смогла предоставить самый худший клиентский сервис в моей жизни
РОССИЙСКИЙ РЫНОК БУДЕТ РАСТИ. Пора покупать российские акции. Аналитика и прогноз индекса РТС

В видеоролике дан подробный прогноз по индексу РТС и российскому рынку акций. Почему российский рынок будет неизбежно расти? Подробный фундаментальный и технический анализ по индексу РТС.

Как Яндекс Маркет забрал у меня товара на 600 тысяч и не хочет возвращать

Предыстория

Хоть кто-то был в курсе?

Российскую операционную систему «Фантом» довели до тестирования после 12 лет разработки с нуля Статьи редакции

Система использует необычную архитектуру, не похожую на Windows и Linux.

Система «Фантом» в виртуальной машине QEMU
Извините, но нам просто нужен был не таргетолог, а суетолог

Даже несмотря на то, что этот случай укатал мою психику также лихо, как асфальтоукладчик свежее дорожное покрытие, я вспоминаю этот фееричный кейс с улыбкой. И дёргающимся глазом.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Ты всё ещё доверяешь калькуляторам веб сервисов ?

При поиске жилья наткнулся на интересный калькулятор "Копить или купить" от ЦИАН.

null