Изобразительное искусство в кино
Многие кинорежиссёры цитируют мировую живопись в своих картинах или просто вдохновляются изобразительным искусством.
Живопись помогает ярко описать атмосферу фильма, подчеркнуть переживания героев, расширить границы кинотекста. Это вполне естественный процесс — в мире кино мы замечаем упор на чувства и личные эмоции зрителя.
Но если живопись будет слишком часто появляться в кадре или вовсе не соответствовать идее фильма, качество рискует снизиться.
Зритель лучше запоминает фильм, если видит ассоциацию между образом киногероя и картиной художника.
Как картины появляются в кино?
Как часть сюжета, с которой взаимодействуют;
- При выстраивании картинки, композиции кадра;
- Как элемент интерьера;
- Как характеристика персонажа, дополнение к его образу;
- Как источник вдохновения для костюма.
Композиция кадра играет большую роль
От композиции зависит первое впечатление о фильме.
Ведущие линии, правило третей, диагонали, перспектива, золотое сечение, насыщенность, свет и фокус, смещение композиционного центра и другие приёмы работают как в живописи, так и в кино.
Кстати, в своём Телеграм я опубликовала видео, которое можно использовать как учебный материал для первого знакомства с темой.
Киноэкфраса или «кажется, я где-то уже это видел»
Киноэкфраса — это приём, который подразумевает отсылки к известным картинам в кино.
Однако сам термин «экфраса» или «экфрасис» обозначает нечто другое — описание произведения изобразительного искусства или архитектуры в литературном тексте. Хотя подобное описание может быть применимо и к кино.
Экфрасой называют также цитату в искусстве. Например: статую среди театральных декораций; фразу из музыкальной пьесы в саундтреке к фильму; фрагмент известного танца в уличном перформансе.
Советский режиссёр театра и кино Андрей Тарковский не признавал экфрасу, считал это непозволительным, при этом иногда всё же использовал этот приём в своих фильмах.
Отрывок из латвийского интервью Тарковского 1979г.:
«Поскольку в «Зеркале» использованы мотивы Брейгеля чисто живописные, просто нам казалось, что этот материал входит в какую-то биографическую ткань памяти авторской… Для нас это является культурным пластом, который для автора является жизненным опытом».
В лекциях по кинорежиссуре Андрей Тарковский рассуждал о связи живописи и кино:
«Я никогда не понимал, как можно, например, строить мизансцену, исходя из каких-либо произведений живописи. Это значит создавать ожившую живопись, а следовательно, убивать кинематограф. Мизансцена выражает не мысли, она выражает жизнь…»«Никогда не следует забывать, что приемы художника не должны быть заметны в его произведении. Во всяком случае, такое требование для себя я считаю обязательным».
Реконструкция от Питера Гринуэя, британского художника и кинорежиссёра
Питер Гринуэй цитирует картины Вермеера, Веласкеса, Брейгеля, Ван Дейка и «надеется на диалог культур».
Реконструкция — метод, благодаря которому живопись считается отправной точкой для всего фильма: и для сюжета, и для визуального образа.
Режиссёр реализовал этот метод в своих фильмах: «Рембрандт! Я обвиняю!» (2008) и «Тайны “Ночного дозора”» (2007).
Обе работы Питера Гринуэя посвящены полотну Рембрандта – «Ночной дозор» (1642).
Ещё больше о кино, медиа и журналистике ТУТ! Присоединяйся к сообществу креативных людей!
Автор: Виолетта Герасименко
Источник: Статья ЮНПРЕСС во ВКонтакте