Долгий путь самой крутой французской манги LastMan в Россию

Долгий путь самой крутой французской манги LastMan в Россию

Впервые опубликованная ещё в 2013 году манфра (французская манга) LastMan, возможно, известная отечественному читателю по мультсериалу-приквелу с локализованным названием «Последний мужик/человек», спустя 11 лет наконец-то готовится к изданию на русском языке. Расскажу вам, как её обходили стороной всё это время и как помочь её изданию.

Меня зовут Степан, и я уже более десяти лет занимаюсь комиксами в России в издательстве «Комильфо», известном многим по практически всему комиксному мейнстриму — «Человек-Паук», «Рик и Морти», «Скотт Пилигрим» и т. п. В 2017 при моём участии было организовано издательство «КомФедерация», специализирующееся на отечественном и зарубежном андеграундном комиксе. В 2018 году «Комильфо» объединяется с книжным гигантом «ЭКСМО», а в 2019 и маленькая «КомФедерация» вступает в этот союз. Полгода назад мы принимаем коллегиальное решение закрыть «КомФедерацию», зато берёмся за закрытие старых гештальтов, и один из них — как раз манфра «LastMan. Последний мужик» — легендарная сага, насчитывающая уже более 2500 страниц. Не путать с американским комиксом издательства Vertigo «Y: Последний мужчина», это совсем о другом. Так вот, французская манга вобрала в себя всё лучшее от американской, евройпеской и японской комиксной культуры, стала лауреатом престижных премий индустрии по всему миру, была переведена на множество языков (корейский, японский, немецкий, испанский, польский, итальянский и т. п.), получила зрелищный мультсериал-приквел, игру для Nintendo Switch. Но почему только сейчас? Обо всём по порядку.

Комиксы и манга во Франции

Мало кто знает, что комиксы во Франции (там они называются BD, bande dessinée, лента с картинками) — это явление гораздо более серьёзное и культовое, чем те же комиксы в США. Простые цифры для сравнения — 600 тысяч проданных копий нового тома детского комикса «CAT KID COMIC CLUB» на 330 млн населения США против 1.4 миллиона свежего альбома «Астерикса» на без малого 70 миллионов населения Франции. И тут отметим, что 2000 книг — среднестатистический тираж переводного комикса в России, а главный бестселлер той же весовой категории — «Землю Королей. Трефовый том» Фёдора Нечитайло, 200 000 книг с хвостиком за всё время продаж, с 2020 года, на 145 млн человек населения страны. И даже если об этом вы не знали, то наверняка так или иначе встречались с непосредственными плодами этой мощной индустрии — недавний «Убийца» Финчера, старый фильм и относительно свежий сериал «Сквозь снег», «Валериан» Люка Бессона, наделавшая в своё время шуму комедия «Смерть Сталина», — всё это экранизации французских комиксов. А, например, в любимом всеми «Пятом элементе» за декорации отвечал некий Мёбиус — легендарная фигура французской культуры, много работавший в дуэте с эксцентричным режиссёром Алехандро Ходоровски именно над комиксами, самый известный из которых, «Инкал», мы тоже издавали.

<i>Тот самый «Инкал», в котором можно углядеть параллели с «Пятым элементом».</i>
Тот самый «Инкал», в котором можно углядеть параллели с «Пятым элементом».

Буквально второе место по популярности после «Астерикса» во Франции занимает манга. Недавно адаптированный на Netflix «OnePiece» продаётся тиражами по 250 000 железно, а Эмманюэль Макрон даже хвастался своей коллекцией прессе. И вот в 2013 году три друга-таланта, Бастьен Вивес, Балак и Михаэль Санлавиль, решают запустить свой собственный манга-проект — LastMan. Сначала это был вэбтун и выходил на сайте delitoon. com. (Основное отличие вэбтуна от комикса на бумаге — картинки скролятся на экране смартфона снизу вверх.) В таком творческом союзе им удалось не только поддерживать интерес читателей к своему детищу за счёт стабильного расписания выхода выпусков, но и создать историю, сильную со всех сторон — колоритные персонажи, неподражаемая боевая хореография, умопомрачительная динамика повествования, фирменный юморок, крутой экшн, удивляющий своими постоянными лихими поворотами сюжет.

<i>Слева направо: Балак, Санлавиль, Вивес.</i>
Слева направо: Балак, Санлавиль, Вивес.

Сам LastMan, и почему это круто

Кстати, о сюжете. С первого взгляда всё выглядит как самый обычный японский сёнен — маленький мальчик, средневековая деревня, магический чемпионат, таинственный незнакомец в туфлях и с сигаретой в зубах. Но вот таинственный незнакомец уже соблазняет маму мальчика, а вот у мамы мальчика оказывается в сарае гоночный мотоцикл, и вот магический мир трещит пополам, а из разлома на вас вываливаются скандалы, интриги, расследования, шоу-бизнес, секс, наркотики, рок-н-ролл, миксфайт и сай-фай. В 2022 году американское издательство Skybound Роберта Киркмана (создателя «Ходячих Мертвецов») взялось за переиздание комикса на английском языке, и в двухстраничном предисловии именитый сценарист лишь сокрушается, почему не он придумал это. Не только Роберт высоко оценил творение французов — через год после выхода на бумаге комикс получил призы международного фестиваля комиксов в Ангулеме, фестиваля в Лукке (Италия), а как только был переведён на японский (манга же, пусть и французская) — и премию Japan Expo за лучшую международную мангу.

Путь в Россию

Но как же так получилось, что настолько гениальная работа лишь сейчас, через 11 лет, подбирается к книжным полкам российских магазинов? Причин тут несколько, и одна из них — длинна серии. Российской манга- и комикс-индустрии известны масса случаев, когда даже серии из 6-10 томов не выходили целиком из-за очередных экономических потрясений, и это касалось даже таких громких тайтлов, как «Песочный человек» Нила Геймана, да что там — «Берсерк» и тот же «ВанПис» (то, что они сейчас снова выходят — настоящее чудо). А что уж говорить про французскую мангу в 12 томах. Сам я узнал об этой серии в 2017 году, спустя год после выхода одноимённого мультсериала. Собирали средства на него, кстати, французы на краудфандинг-платформе Kickstarter, и насобирали 183 тысячи евро. Сериал очень советую к просмотру — сюжет комикса он не спойлерит, так как это приквел, а серии длятся 10 минут, что делает его идеальным сопровождением к приёму пищи или поездке на работу.

Так вот, в 2017 году я как раз стал главредом издательства «КомФедерация», специализирующегося на андеграундных комиксах, как иностранных, так и отечественных. Но взяться за серию в 12 томов по 200 страниц для маленького независимого издательства — самоубийство. Посему было принято решение прощупать почву. Таким образом увидел свет великолепный комикс «Hollywood Жан» от двух из трёх авторов «Мужика» — Вивеса и Санлавиля. Рассказывает он о взрослеющем мальчике и его отношении со своими воображаемыми друзьями. Вот только его воображаемые друзья не Винни Пух и Пятачок, а герои боевиков: агрессивный Арнольд Шварценеггер, понимающий Сильвестр Сталлоне и озабоченный Рассел Кроу. В сложных ситуациях Жан обращается к ним за поддержкой и советом. Но когда неотвратимое взросление подходит вплотную — они не хотят отпускать пацана в свободное плавание. Комикс умопомрачительный, в хорошем смысле этого слова. Но продажи оставляли желать лучшего, так что идея взяться за «Последнего мужика» была отложена на неопределённый срок.

В 2019 году случился исторический момент — маленькая «КомФедерация» слилась в едином порыве с «Комильфо», которое на тот момент уже принадлежало книжному гиганту «ЭКСМО». А по гик-сообществу прокатился слух, что скоро на канале 2х2 будут показывать LastMan! Я этим слухам внял и тут же побежал к начальству — давайте, мол, покупать скорее! Но как только озвучил количество томов, получил ответ — «давай-ка лучше подождём, как там у 2x2 сезон запустится, какая реакция будет». И несмотря на то, что длинные серии уже были достаточно обыденным делом для «Комильфо», 32 тома «Ходячих мертвецов» и бесконечные приключения Человека-Паука не дадут соврать, всё же к французским комиксам издательство всегда относилось с опаской. Когда же сериал наконец запустился, тут уже было не до комикса — 2020 год, пандемия, и нам даже на продолжения известных серий marvel вроде Сорвиголовы, Карателя и Росомахи приходилось открывать краудфандинги.

Краудфандинг

И вот мы здесь. В 2022 году выходит второй сезон приквела, всего в 6 сериях рассказывающий очень разные истории отдельных персонажей, и подводит нас вплотную к повествованию комикса. marvel замораживает свои деловые отношения с Россией. Бренд «КомФедерация» и вовсе закрывается. В порыве эскапизма я перечитываю старый комикс от корки до корки, и, уже имея опыт издания манги в формате 2-в-1 и даже 3-в-1 (серии «BECK. Восточная ударная группа» и «GTO. Великий учитель Онидзука»), понимаю — либо сейчас, либо уже никогда. Связываюсь с издательством оригинала и заручаюсь поддержкой самих авторов, и вот 25 декабря мы запускаем краудфандинг на платформе CrowdRepublic на 6 томов истории в трёх толстеньких книгах в твёрдом переплёте. Благо ровно посередине ребята ставили жирную точку, которая лишь спустя некоторое время оказалась запятой.

Почему краудфандинг? Потому что даже с ресурсами книжного гиганта за спиной выпуск на рынок сразу 3 толстенных книг — это риск для редакции. Потому что хочется заранее спрогнозировать тираж, чтобы книга не пробуксовала на релизе, дошла до своей потенциальной аудитории, вокруг серии была какая-никакая информационная шумиха и следующий трёхтомник тоже увидел свет. Получится ли? На прошлой неделе мы достигли психологически важной отметки в 1 млн рублей, и надеюсь, уже скоро будет предзаказан 500-й экземпляр, что важная отметка лично для меня как для редактора серии. Так что я полон оптимизма.

А какие крутецкие фанарты рисуют нам в поддержку и на конкурс:

Такова была моя история о том, с каким трудом до рынка комиксов доходят нишевые шедевры, не имеющие поддержки в виде многомиллионных блокбастеров. Надеюсь, было интересно, и быть может, мне даже удалось заинтересовать вас самой книжкой. Поддержать можно тут. Спасибо за внимание!

Начать дискуссию