{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Экспресс-исследование корпоративных коммуникаций в России 2023

Результаты опроса 500 верифицированных специалистов, которые внедряют и обслуживают системы видеосвязи и корпоративные мессенджеры. География: 13 городов России.

Рейтинг ВКС-решений

Несмотря на санкции и политику импортозамещения, иностранные вендоры все еще пользуются спросом в России.

31% опрошенных экспертов подтверждает, что в их компаниях используется только иностранное решение для видеосвязи, 33% — только российское, 30% — и то, и другое.

39% тех, кто использует иностранное решение, оплачивают его.

Судя по рейтингу, многие умудряются поддерживать в рабочем состоянии даже системы Cisco, официально прекратившего работу в стране еще в марте 2022 года. Популярны и те, кто не отказывался от поставок бесплатных тарифов — Microsoft, Zoom.

Последние два года с введением санкций в топ рейтинга начали активно продвигаться российские решения. Крупные компании и госорганы запрещают сотрудникам использовать популярные мессенджеры в рабочих целях и переходят на отечественный софт. Взаимодействие проходит в закрытых системах видеоконференцсвязи и внутренних чатах.

— Мы все видим, как ушли основные западные вендоры, и вместе с ними уходят технологии… Это создает некоторую нестабильность и много мыслей

Видео+Конференция 2023, Дмитрий Мирошник, Softline

Малым и средним предприятиям стал доступен выбор отечественных облачных решений, которые постепенно обрастают функционалом для бизнеса. Российские разработчики ощутимо активизировались, это видно на графике — Яндекс, МТС Link (бывший Webinar) набирают популярность. Многие отечественные решения даже не встречались раньше в анкетах.

Облако или локальный сервер

58% предпочитают локальное развертывание. Скорее всего, причина — в текущей нестабильной ситуации и санкциях, когда необходим контроль за своими данными и контентом. Это позволит не зависеть от провайдеров и блокировок со стороны зарубежных IT-компаний.

Облачный сервис выбирают всего 12%. Оба показателя выросли по сравнению с прошлым годом, меньше стало неопределившихся.

В таблице видно, как растет предпочтение локального развертывания с ростом количества сотрудников в компании.

— Мы даже думали договориться с Microsoft, чтобы организовать Teams в виде on-premises инсталляции для Газпрома… Но потом Microsoft отказался вообще рассматривать эту ветку развития продукта и полностью перешел на подписную модель

Видео+Конференция 2023, Игорь Клушин, «Газпром нефть»

Новые технологии и привычки

Привычка работать на ходу — по-прежнему редкое явление. Регулярно этим увлекаются всего 20% специалистов.

В условиях санкций стали недоступны многие комфортные мобильные приложения и другие инструменты для выполнения рабочих задач на ходу. Особенно их полнофункциональные платные версии. Российские вендоры пока активно дорабатывают полноценные офисные продукты.

Однако почти на 10% за 2 года сократилось количество тех, кто никогда не совещался с мобильного устройства. Возможно, это тенденция — проверим через год.

71% опрошенных специалистов все еще не завели архив, не хранят централизованно записи собраний и видеовстреч. Записывают встречи только для тех кто пропустил.

Это создает риски утечки конфиденциальной информации в сеть или сторонним лицам. 13% вообще не задумываются о возможности записывать видео или не в курсе, записываются ли встречи у них на предприятии.

Хорошая тенденция: по сравнению с прошлым годом произошел сдвиг на 5% в сторону централизованной записи и хранения.

Хранят записи в специальных сервисах по-прежнему только 5%. Однако хранение — не самоцель. Единый архив нужен для систематизации, поиска по базе знаний. Он помогает быстро принимать решения. Судя по графику, системы хранения и поиска по видео, подобные Panopto, Kaltura, Qumu, у нас не скоро станут услугой первой необходимости.

Google, Microsoft, Zoom и другие известные облачные вендоры сейчас активно внедряют интеллектуальные сервисы, которые облегчают человечеству обработку терабайтов обсуждений и помогают быстрее принимать решения.

Постепенно привычка пользоваться такими услугами придет и к нам, дело за разработчиками. Пока специальными сервисами по-прежнему пользуется всего 1% опрошенных.

Зато уже 34% (в прошлом году 23%) выделяют обработку того, что обсуждалось на встрече, в отдельную функцию, а не просто совещаются.

— Каждое действие должно иметь административный след. Если конференция по принятию решений имеет какой-то результат, то он ложится в протокол

Видео+Конференция 2023, Игорь Клушин, «Газпром нефть»

Автоматическое протоколирование, которое уже фактически по умолчанию встроено в любые сервисы западных вендоров — как гигантов, так и стартапов — пока нельзя назвать трендом отечественных коммуникаций. Хотя решений от разработчиков на рынке уже достаточно.

Для языковых моделей и ИИ-помощников 2023 год оказался годом взрывного роста. Однако в бизнес-процессы эти технологии не успели сильно проникнуть. Используют чат-боты в работе только 17% опрошенных.

Помимо ботов-помощников, которые обобщают и систематизируют информацию с разным качеством и степенью искажения в зависимости от заложенных алгоритмов, на собраниях могут использоваться другие способы обработки данных. Удаляются не только шумы — можно заменить, улучшить, приукрасить фон. Сейчас уже доступны технологии замены собеседника в реальном времени.

Вопрос из зала:

— Должна быть какая-то иконка, отметка: «вы сейчас в конференции используете искусственный интеллект». Есть ли такие сервисы, чтобы человек понимал, что он видит ненастоящую картинку: достроенную, обеззвученную и так далее?

Максим Трошин, SDK Effects:

— В рамках ВКС-систем я такого не видел. Есть системы, которые пытаются распознавать фейки. Защита и понимание, что перед вами фейк — это один тех сервисов, который действительно будет нужен

Дмитрий Одинцов, Труконф:

— А против него будет сервис, который против этого сервиса. АОН-АнтиАОН — мы все это уже проходили))

Субъективная безопасность

45% опрошенных беспокоятся о возможном доступе злоумышленников к незакрытой камере и уже предпринимают меры.

64% наших экспертов уверены в том, что их системы не подвергались взлому. 12% сигнализируют о том, что вмешательства извне имели место.

По данным Solar, хакерские атаки являются причиной 15% утечек конфиденциальной информации в организации. Еще 15% — это случайности, остальные 70% — это злонамеренные действия сотрудников.

— 33% сливов конфиденциальной информации происходят через мессенджеры. Когда вы разрешаете сотрудникам работать в мессенджерах, вы по сути сами санкционируете широкий круг возможных нарушений

Видео+Конференция 2023, Михаил Моисеев, Solar

Помимо передачи текста и слива файлов, сотрудники записывают скринкасты, снимают скриншоты, в том числе и во время видеозвонков. Есть экзотические способы — сохранение критичных данных в ВКС в виде черновиков с последующим открытием на личном устройстве. Нередко бывшие сотрудники не сразу удаляются из рабочих чатов, что тоже чревато утечками.

Однако мессенджеры — эффективный и удобный рабочий инструмент. Для профилактики утечек и защиты данных существуют DLP-системы (Data Leak Prevention), которые контролируют сетевой трафик, вывод на печать, копирование на съемные носители, запись экрана, звука и еще очень много пунктов. В будущем может появиться даже защита от фотографирования рабочих экранов личным смартфоном.

Как мы проводим исследование

Уже несколько лет мы проводим конференции и обучающие семинары. Они рассчитаны на IT-специалистов, которые внедряют и обслуживают системы видеосвязи и корпоративные мессенджеры. Также мы приглашаем AV-инженеров и руководителей IT-департаментов. География: РоссияСначала собирали данные для внутренней аналитики, потом решили делиться со всеми кому интересна отрасль ВКС и коммуникаций. Можем включать в анкету актуальные вопросы от партнеров и СМИ в новом сезоне.

Тема семинаров: видеоконференцсвязь, ПО и оборудование для переговорных, оснащение рабочих мест, организация удаленной работы и дистанционного обучения.

В 2023 году с марта по ноябрь побывали в 13-ти городах и получили обратную связь от почти 500 специалистов.

  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Казань
  • Краснодар
  • Москва
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Санкт-Петербург
  • Сыктывкар
  • Уфа
  • Челябинск

Кто наши эксперты

Участники исследования — это руководители и специалисты IT-отделов, которые занимаются корпоративными коммуникациями. Все, кто переводит сотрудников на дистанционный режим, внедряет и обслуживает системы видеоконференцсвязи, оборудует переговорные пространства, проводит вебинары и онлайн-мероприятия, учит дистанционно.

По сфере деятельности ⅔ — это представители ИТ-отрасли, телекома, госструктур и промышленности. Также традиционно темой ВКС интересуются в системе образования.

12% занимаются вопросами ИТ в крупных корпорациях, где число сотрудников превышает 10 000.

23% — крупный бизнес или госорганы, где работает до 10 000 человек.

19% опрошенных работают в компаниях с количеством сотрудников от 300 до 1000 человек.

46% — малый и средний бизнес со штатом до 300 человек.

0
3 комментария
Чеширский кот

Даже если за мной наблюдают через камеру — могу только посочувствовать этим бедолагам

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Панченко

cамые опасные «вирусы» любят кофе из офисного автомата

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Смирнова

несмотря на все попытки заменить иностранное по, оно все еще в ходу, как посмотрю

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда