Создаём идеальный аудиогид: пошаговое руководство от идеи до озвучивания

Изучение новых городов, музеев или достопримечательностей — увлекательное занятие для многих людей, которое одновременно расширяет кругозор и обучает, а ещё дарит ощущение полноты жизни. От истории до современных технологий — всегда есть, чему поучиться, и узнать то, чего раньше не знал. Но экскурсии в традиционном формате зачастую кажутся однообразными и, если говорить честно, бывают даже скучны. Поэтому музеи и компании из сферы туризма уже достаточно давно предлагают альтернативный вариант в виде аудиогидов. Это менее жёсткий формат изучения выставок и достопримечательностей, потому что не привязан к определённому времени и способен подарить иной опыт взаимодействия с предметом изучения, нежели чем если бы вы ходили за гидом вместе с экскурсионной группой. Чтобы создать идеальный аудиогид, нужно учесть некоторые тонкости, и о них я планирую рассказать в этом материале.

Создаём идеальный аудиогид: пошаговое руководство от идеи до озвучивания
Андрей Одинцов
Диктор и основатель онлайн-сервиса заказа озвучки Overvoice

Привет, меня зовут Андрей Одинцов, я развиваю умный онлайн-сервис заказа озвучки Overvoice. О тонкостях выбора подходящих дикторов для разных проектов знаю не понаслышке: я работаю в индустрии озвучивания 15 лет и понимаю, на чём строится вся цепочка от начала формирования заказа до непосредственного выпуска аудиопродукции в эфир.

В этой статье:

Что такое аудиогид?

Допускаю, что всё-таки есть ещё люди, которые не знают, что такое аудиогид. Если всё же вы довольно прогрессивны и уже в курсе, то смело отправляйтесь читать следующий раздел.

Аудиогид — это экскурсия, которую проводят в аудиоформате преимущественно с помощью инструментов для прослушивания аудио. Основное отличие аудиогида от классической экскурсии с гидом заключается в том, что гида как такового нет. Вместо него — аудио, которое вы слушаете, оно и является вашим гидом.

Аудиогид состоит из заранее записанной информации, которая загружается на устройство и выдаётся людям для индивидуального прослушивания. Это позволяет посетителям передвигаться в своём темпе, что, собственно, многих и привлекает.

Но здесь важно понимать, что аудиоэкскурсии не обязательно ограничиваются устной речью. Фактически, аудиогиды могут создать захватывающий опыт, особенно если они используются в сочетании с другими технологиями. Но даже без дорогостоящих технологий можно добавить в аудиогид музыку и драматические эффекты, и это уже сделает его более увлекательным для слушателей.

Какими бывают аудиогиды?

Аудиогиды различаются по формату. Я смог насчитать 3 варианта, но, возможно, в будущем человечество придумает что-то ещё:

  • Аудиогид может быть записан на специальное устройство, которое выдаётся вместе с наушниками в самом начале выставки либо при посадке в туристический автобус.
  • Аудиозапись, которая запускается после сканирования QR-кода, который располагается рядом с экспонатом в музее. У посетителя при этом должен быть мобильный телефон с камерой и доступом в интернет.
  • И есть ещё более продвинутый вариант в виде мобильных приложений с аудиогидами, которые могут работать в офлайн-режиме и автоматически запускать аудиозаписи, когда посетитель находится в определённой триггерной точке, которая считывается по данным GPS.

Итак, вы пришли к выводу, что аудиогид вам нужен. Что делать в первую очередь, и на какие этапы делится весь процесс его создания?

Всё начинается с целей и задач

Самый первый шаг — постараться понять, зачем вы создаёте аудиогид и какую цель преследуете. Хотите предложить контент на разных языках? Увеличить вовлечённость аудитории? Обеспечить ей более богатый опыт? Или обучить посетителей чему-то конкретному? Если вы начнёте с определения своих целей, вам будет легче принимать решения позже.

Разрабатываем структуру тура

Через мою студию озвучивания прошло немало проектов аудиогидов, и я могу сказать, что невозможно найти двух одинаковых музеев, если брать во внимание именно их. В одном музее может быть всего один аудиогид с одной экскурсией для 25 экспонатов, в другом музее может быть три разных тура, и в каждом будет рассказываться о десятке экспонатов. В вашем случае может быть совершенно другой набор. Учитывайте размер, планировку, дизайн и общую организацию вашего музея, когда решаете, как разделить его наполнение на экскурсии.

Создаём идеальный аудиогид: пошаговое руководство от идеи до озвучивания

И не занимайтесь планированием в одиночку. Обязательно обсудите план со всеми заинтересованными сторонами, прежде чем переходить к написанию сценария.

Сценарий всему голова

Третий шаг предполагает работу со сценарием. Чтобы создать аудиотур, который произведёт впечатление, учитывайте следующие моменты:

  • Какие истории вызовут эмоции у посетителей?
  • Какие важные детали необходимо упомянуть?
  • Какие общие вопросы задают посетители на очных экскурсиях?
  • Будут ли озвучиванием заниматься несколько дикторов или только один?
  • Какой длины должен быть сценарий?

Содержание аудиогида – самый важный аспект. Тут всё просто: если у вас неинтересный контент, у вас неинтересный аудиогид. Просто перечислять имена, даты и исторические факты — плохая идея. Понятное дело, что они крайне важны, но экскурсия не должна состоять только из этой информации. Люди любят истории, и от аудиогидов они ждут именно этого. И ещё они впервые находятся в этом музее или городе, они не знают, где и что располагается — помогите им это найти: говорите, куда конкретно следует смотреть, нужно ли повернуться, поднять голову наверх или пройти несколько метров.

Большинство музеев создают аудиодорожки продолжительностью от 2 до 5 минут. Если же аудиогид предназначен для автомобильной экскурсии, он может содержать более длинные дорожки. Однако практика экспертов показывает, что 90 секунд — это идеальный хронометраж для одного раздела аудиогида. Краткость и лаконичность лучше всего подходят для таких экскурсий, потому что посетители теряют внимание, когда остановки у каждого экспоната кажутся слишком длинными.

Очень важно на этом этапе не забыть про разработку глоссария. Наверняка ваш сценарий будет изобиловать фамилиями, географическими названиями и терминами, которые диктор увидит впервые. Он не знает, как это правильно произносить, а вы знаете и можете заранее прописать транскрипции и ударения, не дожидаясь записи аудио с ошибками и последующим перечитыванием текста.

На этом же этапе готовятся переводы сценария, если аудиогид будет транслироваться на разных языках. Большинство музеев, кстати, считают этот этап обременительным и затратным, хотя совсем не прочь предоставить иностранным гостям контент на их языке. Поэтому многие выкручиваются, как могут, и стараются выбрать универсальный язык, чтобы хотя бы что-то было (но часть гостей всё равно будет обделена). Что будет конкретно в вашем случае, решит бюджет, но помните, что иностранные посетители оценят вашу заботу, даже если вы предоставите им аудиогид, озвученный искусственным интеллектом (в случае очень ограниченных ресурсов).

Этап озвучивания аудиогида

На четвёртом шаге записывается аудио. Скорее всего, для озвучивания вы будете искать профессионального диктора. Есть, конечно, варианты озвучить самостоятельно или обратиться к технологии искусственного интеллекта, но в ситуации с аудиогидами на плечи рассказчика ложится большая ответственность. Успех аудиогида в глазах аудитории напрямую зависит от голоса, которым он озвучен. Навряд ли люди будут стремиться слушать истории от человека без навыков художественного чтения или вообще в исполнении бездушного робота с однотипными интонациями.

Что касается выбора самого голоса, то здесь есть только один совет — выбирайте то, что вам самим нравится, а потом спросите мнения окружающих. Если они оценят ваш выбор, то с высокой долей вероятности голос понравится и целевой аудитории. И да, повествователей в аудиогиде может быть несколько — такой подход обычно оживляет рассказываемые истории. Так что если бюджет проекта позволяет, рассмотрите вариант с несколькими голосами.

Создаём идеальный аудиогид: пошаговое руководство от идеи до озвучивания

Проверка на ошибки и сведение аудио

Пятый этап — это редактирование аудио и внесение правок. Внимательно прослушайте записи, и если что-то вам не нравится по интонированию и ударениям, просите диктора перечитать, чётко прописывая таймкоды с ошибками и правильным вариантом исправления.

Как только озвучка будет доведена до совершенства, можно будет заняться «раскрашиванием» аудио: добавить музыку и саунддизайн в виде шумов и звуков, которые создадут эффект присутствия, и подарят аудитории запоминающийся опыт. Это уже работа звукорежиссёра.

Финишная прямая

И, наконец, шестой этап — это тестирование на месте и запуск аудиогида. Пройдите тем же путём, которым будут ходить по музею посетители, и послушайте аудиогид их ушами. Если же этот тур запускается через специальное приложение, убедитесь, что все триггеры местоположения и направления работают правильно. Это заключительный этап, после которого аудиогид отправится в массовое пользование, а себя можно поздравить с успешным завершением сложного проекта (да-да, аудиогиды к ним относятся).

Создаём идеальный аудиогид: пошаговое руководство от идеи до озвучивания

Если вы сейчас находитесь в процессе создания аудиогида (а скорее всего, это именно так — иначе вы не дошли бы до этого абзаца) и ещё не нашли диктора, который его озвучит, то я рекомендую сервис онлайн-заказа озвучки Overvoice. Это более 200 дикторов (между прочим, это ещё не предел), подборки голосов и удобные фильтры для поиска, работа с исполнителями напрямую безо всяких комиссий и возможность оплачивать заказы с расчётного счёта. Но и это ещё не всё! Чуть позже в сервисе появится функционал заказа аудиогида под ключ: от вас нужна будет только идея, воплощением которой займутся сценарист, диктор и звукорежиссёр. И никакой мороки с поисками специалистов и изнурительной коммуникации с менеджерами.

22
Начать дискуссию