Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

В начале мая арт-журнал Литота запустил новый подкаст — «Это про нас». Проект посвящен поколению, которое всю сознательную жизнь провело в XXI веке. Идея подкаста заключается в том, чтобы рассказать, кто все эти молодые люди от 18 до 23 лет, которые активно выступают на митингах, постоянно сидят в соцсетях и слушают новую волну русской музыки.

Мы решили, специально для vc.ru, раскрыть с какими сложностями столкнулись при создании проекта, и почему он обрел именно такую форму.

Идея

Анкета, знакомая с детства
Анкета, знакомая с детства

В то время, как крупные медиа и бренды гонятся за поколением Z, наша команда сама полностью состояла из людей младше 23 лет. Мы решили воспользоваться этим преимуществом и рассказать о самих себе.

Отправной точкой для нашей идеи стали анкеты, которые были популярны в нашем детстве. Они состояли из простых вопросов: кто ты? что ты любишь? чего боишься? У одного из редакторов Литоты даже сохранилась папка с анкетами ее друзей.

Этот тренд начала 2000-х стал нашим ориентиром в плане формы, в которой можно рассказать о целом поколении. Мы решили собрать своеобразную «папку анкет» людей от 18 до 23 лет.

К простым вопросам о месте учебы, возрасте и интересах, мы добавили вопросы об общечеловеческих ценностях: об отношениях с родителями, о власти и Родине, о самых счастливых моментах жизни и самых больших страхах.

Только часть людей, у которых мы взяли интервью
Только часть людей, у которых мы взяли интервью

Нашей главной задачей было найти максимально широкий спектр разных людей: тех, кто учится и тех, кто уже работает; тех, кто верит в Бога и тех, кто придерживается атеистических взглядов; тех, кто хочет традиционную семью и тех, кто вывешивает в спальне ЛГБТ-флаг.

Довольно быстро мы отказались от идеи приглашения знаменитостей в подкаст, несмотря на то, что они могли принести нам трафик. Нашей идеей было, в первую очередь, сосредоточиться на простых историях, в которых слушатель мог узнать себя, а не на условных «историях успеха».

Мы проанализировали другие русскоязычный подкасты, которые говорят о поколении: «Ну па-ап!» и «Зумеры и бумеры». Как подкаст Иры Сергеевой, так и проект Глаголев FM за основу берут сравнение двух поколений: дочки и отца, бабушки и внука. Мы захотели отойти от этой истоптанной тропинки и сосредоточиться не на сравнении, а на иллюстрации.

Героев мы искали через знакомых, их знакомых, и знакомых знакомых. Нам удалось собрать более 30 часов оригинальных записей. В подкаст попали истории помощника депутата, лесбиянки и будущего врача; коренного москвича и студентов, которые приехали из Сибири и Калмыкии.

В результате, у нас получилось собрать самый полный портрет поколения, которое выросло в XXI в России.

Звук и визуал

Монтаж одного выпуска занимает несколько дней
Монтаж одного выпуска занимает несколько дней

Другой сложностью для нас стал монтаж звука и саунд-дизайн. Несмотря на то, что Литота уже достаточно давно занимается созданием аудио-визуального контента (например, проект о стихах About), этот подкаст потребовал гораздо больше внимания.

Часть материалов удалось записать до начала карантина, но часть — уже после введения режима самоизоляции. Поэтому качество звука на стороне гостей сильно зависело от их технического оснащения и подкованности.

Самой большой проблемой было удаление эха от помещения, в котором записывается звук. Один из гостей был вынужден отвечать на вопросы в пустой аудитории на сотню студентов, а другой — на веранде дачи, где шумел ветер и гавкали уличные собаки.

Для тех, кто впервые встречался с записью звука, мы подготовили чек-лист
Для тех, кто впервые встречался с записью звука, мы подготовили чек-лист

Недостаток качества звукозаписи мы решили превратить в особенность, дополнив музыкальную тему подкаста звуками раритетного винилового проигрывателя, который нашелся в той же коробке, что и детские анкеты. А перебивками стали узнаваемые щелчки переключения слайдов на старом проекторе.

Некоторые помехи, по-моему, идут на пользу. Какие-то шероховатости в личностном проекте гораздо лучше абсолютной безукоризненности.

Иван Денисов, ведущий Radio NVC о недостатках звука в подкасте «Это про нас»

На ранних этапах проекта основным вариантом для обложки и оформления соцсетей нам представлялся коллаж, который бы совмещал в себе изображения молодых людей и узнаваемые символы XXI века.

Однако после того, как у нас сформировался взгляд на аудио-оформление проекта, нам пришлось пересмотреть весь визуальный ряд. Ламповое и неидеальное звучание не сочеталось с чисто-белым фоном и реалистичными изображениями.

Мы решили попробовать воссоздать эту идею в другом стиле: в виде рисунка. На первых набросках сохранялись символы XXI века, например, логотип твиттера и элементы интерфейса социальных сетей.

Некоторые эмоции и ощущения проще передать в мультике, чем в фильме. Ламповость картин Миадзаки невозможно воссоздать в Голливуде. Я хотела применить тот же принцип к обложке «Это про нас», чтобы тот, кто ее видит, чувствовал ламповость и искренность.

Александра Чулкова, дизайнер Литоты

Но в таком формате мы теряли считываемость концепции подкаста. Про кого «Это про нас»? Про молодую пару? Про соцсети? Поэтому мы решили добавить на обложку больше персонажей и отказаться от части элементов.

Кроме того нам хотелось визуально подчеркнуть рукотворность проекта, то, что он сделан от молодых людей про молодых людей. И поэтому мы отказались от ровных шрифтов и написали название подкаста на обложке от руки.

Финальный вид обложки
Финальный вид обложки

Также были продуманы специальное оформление для соцсетей и платформ Литоты, таких как Twitter, Youtube и Вконтакте. В частности для последней мы подготовили специальную инвертированную версию обложки, так как большенство пользователей этой соцсети используют светлую тему в приложении VK.

Версия обложки для Вконтакте
Версия обложки для Вконтакте

Дополнительные активности

Выпуск каждого эпизода подкаста мы решили сопроводить специальными микро-мероприятиями и поддерживающим контентом в соцсетях.

Первый выпуск «Это про нас», посвященный родителям, сопровождался публикацией в группе Вконтакте Литоты статьи «Возвращение домой» о студентах, которые на время самоизоляции решили вернуться в родной дом и столкнулись с изменениями в отношениях с родителями.

Мои родители все время, хочу помягче сказать, говорят на повышенных тонах. Друг с другом, со мной, с соседями и собутыльниками. Отец орет на телевизор, верит, что коронавирус пиндосы подослали.

Вика, Одна из героинь текста «Возвращение домой»
Для оформления статьи использовались работы молодого художника Gonya7 
Для оформления статьи использовались работы молодого художника Gonya7 

Кроме текстов каждую неделю в Instagram-аккаунте Литоты проводятся прямые эфиры, где молодые авторы из Литературного института им. Горького читают свои художественные произведения: стихи и прозу, темы которых пересекаются с темами каждого эпизода подкаста.

Пока рано подсчитывать прослушивания и аудиторию проекта. Из прогнозируемых восьми основных эпизодов подкаста вышло только два.

Но уже на этом этапе важно отметить общий рост интереса пользователей Литоты к проекту: в группе Вконтакте, на которую мы делаем основной упор, на 171% выросло количество уникальных посетителей и на 384% количество просмотров.

Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

Подкаст «Это про нас» также попал в «Выбор редакции» русскоязычной платформы для прослушивания подкастов SoundStream.

Кейс: как рассказать о целом поколении в подкасте?

Кейс подкаста «Это про нас» показывает, как с помощью простых элементов можно собрать портрет целого поколения. Третий эпизод проекта выйдет уже 26 мая на всех доступных площадках: Apple Podcasts, Google Podcasts, Castbox, Яндекс.Музыка, SoundStream, Youtube и Вконтакте

398398 открытий
1 комментарий

Очень интересная статья, спасибо! Про звук и содержание пока ничего сказать не могу, но визуал у вас отличный! Желаю удачи и больше прослушиваний подкасту 🧡

Сама обязательно послушаю в свободное время, и подругам с детьми-подростками посоветую.

Ответить