Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории

В статье копирайтер делится правилами выбора источников для создания контента, простыми инструментами для проверки фактов. Статья поможет тем, кто ценит доверие аудитории, думает о качестве текстов в сети.

Unsplash Markus Winkler
Unsplash Markus Winkler

Статью/пост украшают факты, статистика и отсутствие ошибок. Жонглирование, пренебрежение фактами может стоить бренду или блогеру доверия аудитории.

На Западе аудитория требовательна, в США получить «cancelled» можно и за небольшую оплошность. Бренды могут радоваться лояльности российских покупателей. Но и у нас ценят внимательность и честность компании.

– Как вызывать больше доверия текстами?

– А ты слышал про фактчекинг?

– Это что?

Фактчекинг – старый добрый инструмент журналиста. Современный копирайтинг сблизился с журналистикой. Теперь mauvais ton писать: «Покупайте у нас, мы №1». Нужно рассказать о продукте, компании так, чтобы покупатель сам понял, кто №1. И только потом ненавязчиво предложить купить.

Для работы с информацией копирайтинг позаимствовал некоторые инструменты журналистики. Например, фактчекинг – проверка фактов (с английского fact checking).

Профессиональный копирайтер тщательно работает с данными: этому он учился, за это получает деньги. Если вы пока не работаете с копирайтером, то можете самостоятельно провести фактчекинг.

На этапе создания текста

Найти первоисточник

Чем потом перепроверять и переделывать, сразу работайте с проверенным источником. Им может быть:

  • Человек

Для копирайтера первоисточником может быть специалист, сотрудник компании, клиент. Главное, чтобы человек ответил лично на вопросы. Человек может поделиться как фактами, так и мнением – это лучше отразить в тексте.

Не работайте с анонимом. Учитывайте личные выгоды и интересы

Хорошо: профессор МГУ

Плохо: аспирант неаккредитованного университета

  • Статистика, аналитика собранная авторитетным агентством

Плохо: No name сайт с непонятными доменом

  • Официальные бумаги

Ищите документы, акты органов, судов, техническую документацию на официальных порталах государственных органов, в Консультанте, Гаранте.

  • События

Хорошо: самому посетить конференцию, мероприятие и написать об этом

Плохо: спросить у соседу, брат которого знал человека, который знал, того, кто там был

Вторичный источник

Есть умные люди, которые уже обработали информацию. Но доверять можно не всем.

Ищите информацию в научных статьях, книгах, которые получили рецензию (специалисты сферы подтвердили качество работы). Поищите в Google Scholar, в этой поисковой системе удобно искать тексты рецензируемых научных издательств.

Наличие рецензии хорошо, но необязательно. Есть полезные данные в базах известных университетов и научно-исследовательских центров, как Harvard, Oxford, Yale, французская бизнес-школа Insead, национальный исследовательский университет ВШЭ.

В сервисе ScienceDaily можно найти релизы научных новостей, исследований.

Можно брать информацию из авторитетных новостных изданий: Коммерсантъ, Ведомости, Forbes, РБК, The Economist, TASS. Но помните: издания имеют свой взгляд на происходящее.

Ознакомьтесь с исследованиями рынков и маркетинговыми анализами на сервисах: Euromonitor, Nielsen.

Сайты

Искать информацию в интернете удобно, но легко попасть на сомнительный сайт.

Есть CRAP test – гайд для проверки веб-ресурсов. Информация на сайте должна обновляться, быть актуальной, надежной. Автор должен давать ссылки на источники. Также учитывайте причины, по которым опубликован материал: продать/ научить/ вызвать ажиотаж.

Сервисы DomainTools, WHOIS, SimularWeb помогут получить данные о любом сайте. Время регистрации, информацию о смене домена и другую информацию, чтобы вы решили: доверять или нет.

Общеизвестные факты

Такие факты, как Земля – третья планета Солнечной системы, можно не подкреплять доказательствами. Их и так все знают.

Ищите информацию в англоязычном интернете

Научных исследований на русском языке почти нет. И большинство компаний делают релизы на английском. Зайдите в Google и переведите поиск на английский язык. Практика показывает: на русскоязычном пространстве меньше оригинального контента.

Количество источников

Работайте с несколькими источниками, около 3-5. Берите их из разных сервисов, медиа, чтобы увидеть разные подходы. Также лучше работать с несколькими специалистами, экспертами, очевидцами. Будет хорошо, если вы изучите разные точки зрения.

Работа с экспертами

Разобраться за день в теме, в которой специалисты разбираются годам, сложновато. Найдите человека, который уже сделал это, и попросите проверить текст, прокомментировать. Найти профессионала любой сферы можно на Pressfeed, Deadline.Media.

Оригинальность текста

Воспользуйтесь антиплагиатом, как text.ru, Advego. Сервис покажет, был ли скопирован материал и даст ссылки на оригинальный текст.

Работа с соцсетями

В соцсетях можно найти любую информацию. Есть расширение для Chrome Storyful Multisearch. Вводите ключевое слово — открывается множество вкладок с результатами поиска по популярным соцсетям. Конечно, социальные сети переполнены фейками, непроверенной информацией. Но там можно найти людей, специалистов, цитаты, описания событий.

По данным Facebook, около 2-3% аккаунтов — фейковые, то есть 60 миллионов человек. Поэтому анализируйте страницу человека, а еще лучше возьмите номер телефона и позвоните. Или созвонитесь по видеосвязи.

Фото и видео – тоже источник

Но и их нужно проверять. Сервисы Google Image Search или TinEye. показывают, загружали ли изображения в сеть раньше, кто это делал.

Сервис FotoForensics определит, есть ли изменения на фото.

Для видео есть инструмент от YouTube Data Viewer, он сам генерирует кадры из ролика и ищет в Google Image Search как самостоятельное фото.

За 5 минут до готовности материала

Опечатки

Это одновременно самый простой и сложный момент: вы проверяете только себя. Делать грамматические, орфографические и другие глупые ошибки плохо. Но ужасно делать ошибки в цифрах, датах.

Орфографию, грамматику можно проверить в программе LanguageTool. Но на 100% от ошибок сервис не убережет – проверяйте самостоятельно, читайте вслух на несколько раз.

Он/она?

Проверьте должности, расшифровку инициалов. Уточните мужчина или женщина, чтобы никого не обидеть.

Контактная информация

Убедитесь, что все адреса электронной почты, номера телефонов и другая информация, которую предоставляете, верны.

Не очень приятно прочитать отзыв: «Пришел по адресу на сайте, а там другая компания».

404

Хорошую статью будут читать и через месяц, и через год. Часто в старых статьях переходишь по ссылкам и видишь 404/NOT FOUND. Старайтесь время от времени проверять ссылки. Они могут не только не работать, но и потерять актуальность.

Проверьте дату

Даже самый надежный источник устаревает. Особенно техническая и медицинская информация. Чем новее источник, тем лучше.

Подведем итог

Впарить что-либо покупателем в 2020 сложно. Даже аудитория в России ждет честности, открытости, заботы о клиентах.

Плюсы фактчекинга:

Фактчекинг – инструмент, который поможет давать полезную информацию, без воды, преувеличения, fake news. А значит выстроить долгие доверительные отношения с клиентами, выделиться среди конкурентов.

Минусы фактчекинга:

Работа над каждым текстом – маленькое расследование. Здорово, если вы готовы собирать, анализировать информацию, изучать инструменты проверки. Труд окупится доверием аудитории. Но если нет, можно обратиться к копирайтеру (коммерческому автору).

Инструкция по фактчекингу: завоевываем доверие аудитории

Коротко

  • Фактчекинг начинается на этапе написания текста: сразу работайте с надежными источниками.
  • Лучше, чем один надежный источник – три надежных источника.
  • Старайтесь найти источники, которые имеют разные точки зрения, разный опыт. Это сделает текст полезнее для читателя.
  • Не стесняйтесь, если вы не разбираетесь в какой-то теме (например, квантовой механике). Найдите эксперта, даже комментарий плохого эксперта будет лучше вашего.
  • Проверяйте себя на описки, опечатки, пробелы.
99 показов
4.9K4.9K открытий
11 репост
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Спасибо, согласна с вами. Но без своих экспертных знаний лучше полагаться на формальные признаки. Я очень надеюсь, что профессора ТОЧНО компетентны в своей сфере. К сожалению, в моем провинциальном вузе большинство аспирантов просто прячутся от армии. 

Ответить

Росстат говорите...ну так себе достоверность.
И SimIlarWeb  в статье должен быть, а не SimUlar

Ответить

Спасибо за ваш комментарий. Можно везде смотреть, изучать разную информацию. Конечно, думать самим, перепроверять. 

Ответить