Как записать и опубликовать подкаст: руководство по оборудованию, постобработке, лицензиям и площадкам

Я заставил 10 тысяч человек регулярно слушать голосовухи длительностью от 45 минут до часа. Вы тоже так можете — читайте подробное руководство для подкастеров (и садистов).

Как записать и опубликовать подкаст: руководство по оборудованию, постобработке, лицензиям и площадкам

Если бы я вернулся в 2018 год и показал этот гайд себе из прошлого, то сэкономил бы 50 тысяч рублей на рекламе и 100+ часов, которые потратил на изучение форумов.

Меня зовут Артём Полтавцев и два с лишним года назад я начал записывать подкаст «Русский Детройт». Недавно этот проект закрылся, но я доволен его результатами: 600+ оценок в Apple Podcasts и 10 тысяч человек постоянной аудитории.

В конце 2019 года Русский Детройт попал в шорт-лист премии «Просветитель». Тогда меня обогнали Arzamas, но этим ребятам не стыдно проиграть.

В статье я не говорю о монетизации, потому что никогда не собирался жить на доходы с подкастинга. Но патреон к своему шоу я всё-таки прикрутил, вместе с донатами получается 200–300 долларов в месяц. Деньги трачу на оборудование, плагины и мерч.

Больше про монетизацию мне сказать нечего, но можете спросить об этом ребят из подкаст-студии «Две дорожки» — они понимают больше и денег поднимают больше.

Также я не пытаюсь учить вас делать контент, потому что эта часть подкастерских гайдов кажется мне откровенно глупой. Сейчас подкастинг — это Дикий Запад. Никто не расскажет вам, как сделать правильный подкаст, потому что законы здесь пока не работают.

Подкастингом имеет смысл заниматься, если вы собираетесь экспериментировать. Выкладывайте что хотите, не мне вас учить. Моя задача: объяснить, как это делать с чисто технической стороны.

Техника

Для начала определимся с оборудованием для звукозаписи. У меня есть готовые наборы, выбирайте любой по бюджету.

Мой подкастерский сетап, в котором есть всё, что нужно для приятного звука. Сейчас я собираю деньги на цифровую студию RodeCaster Pro, но это уже баловство
Мой подкастерский сетап, в котором есть всё, что нужно для приятного звука. Сейчас я собираю деньги на цифровую студию RodeCaster Pro, но это уже баловство

Новичкам я рекомендую записываться на телефон. Во-первых, подкаст может надоесть через пару недель, а профессиональное оборудование стоит дорого.

Во-вторых, на старте лучше цеплять задумкой, а не звуком. Ваша цель в самом начале: собрать нетоксичную аудиторию, которая поддержит вас, когда придут популярность и хейтеры. Самые классные слушатели ценят контент выше, чем качество звука.

Начните с малого, а профессиональный микрофон купите после первых донатов. Лично я так и поступил — всё оборудование, кроме макбука, я купил на деньги слушателей.

Набор «Бомж-подкастер». Телефон с проводной гарнитурой. Лучше, если это будет iPhone c EarPods — такая связка даёт сносный звук.

Даже не пытайтесь использовать беспроводные гарнитуры. Записи через Bluetooth получаются настолько отвратительными, что даже у нетоксичных слушателей идёт кровь из ушей. Пару раз я писал гостей подкаста на AirPods и точно знаю, что исправить такой звук на постпродакшне невозможно.

Совет: закрепите гарнитуру так, чтобы микрофон не тёрся о шею или одежду — убрать эти шумы не получится. Если у гарнитуры нет зажима, воспользуйтесь бельевой прищепкой.

Набор «Начинающий». Динамический USB-микрофон за 6-7 тысяч рублей. Присмотритесь к Audio-Technica ATR2100-USB, а лучше попробуйте поискать Samson Q2U — это рабочая лошадка многих подкастеров, но он уже снят с производства.

Прелесть этих микрофонов в том, что у них два выхода: USB и XLR. Последний нужен для подключения к аудиоинтерфейсам, так что когда вы задумаетесь об апгрейде, вам не придётся менять микрофон.

В этих моделях также есть вход для наушников, чтобы вы могли слышать свой голос во время записи. В первое время будет непривычно, зато вы начнёте слышать проблемы в своей дикции и сможете вовремя перезаписать неудачный кусок.

Также существуют конденсаторные микрофоны — например, любимый микрофон стримеров Blue Yeti. Если не вдаваться в технические подробности, от динамических они отличаются повышенной чувствительностью: конденсаторные лучше передают особенности звука, но ловят эхо от стен.

Стримеры используют Blue Yeti, потому что им не нужно заморачиваться со звучанием так сильно, как подкастерам. При наличии картинки требования к звуку снижаются — аудитория обращает на него меньше внимания.

В подкастинге у вас есть только звук, поэтому выбирайте динамические микрофоны, если хотите записываться в домашних условиях и не планируете проводить аудиоподготовку помещения.

Совет: динамические микрофоны ловят меньше шума, но и ваш голос получается тише. Выкрутите уровень записи примерно на 70% и поставьте микрофон поближе — на расстоянии около 5-10 сантиметров от рта. Такую запись придётся чистить шумодавом, инструкцию ищите ниже.

Также вам потребуется стойка или пантограф. Как по мне, пантограф занимает слишком много места и в квартире смотрится не очень уместно. Настольной микрофонной стойки будет достаточно — лучше, если у неё будет тяжёлое основание и антивибрационные прокладки.

Многие подкастеры дополнительно используют антивибрационное крепление a.k.a. «паук», но я считаю это излишеством. Во время записи вы вряд ли будете стучать по столу, как это делают стримеры во время жёстких зарубов.

У Артемия Лебедева микрофонная стойка с креплением «паук». На крепление можете забить, а вот стойку выбирайте похожую
У Артемия Лебедева микрофонная стойка с креплением «паук». На крепление можете забить, а вот стойку выбирайте похожую

Набор «Продвинутый». Аудиоинтерфейс за 12–17 тысяч рублей и динамический микрофон за 6–7 тысяч.

Я рекомендую аудиоинтерфейсы с двумя XLR-входами — например, Steinberg UR22mkII или Focusrite Scarlett 2i2. Рано или поздно вы наверняка захотите записать гостя вживую, а сделать это без дополнительного XLR сложно — придётся искать второй компьютер и USB-микрофон.

В аудиоинтерфейсы установливаются усилители лучшего качества, чем те, что используются в дешёвых USB-микрофонах. Запись станет чище и приятнее на слух, но её всё равно нужно обрабатывать шумодавом. Микрофон всё ещё придётся держать близко ко рту.

Набор «Мажор». Аудиоинтерфейс за 12–17 тысяч рублей, микрофонный предусилитель за 6–8 тысяч и хороший динамический микрофон от 20–30 тысяч.

В своих подкастах я использую интерфейс Steinberg UR22mkII, предусилитель TritonAudio FetHead и микрофон Shure SM7B.

Предусилитель нужен, чтобы раскачать динамический микрофон. Он добавляет сигналу пару десятков дБ чистого усиления, что позволяет выставить низкий уровень записи и ловить меньше шумов.

Совет: во время записи с предусилителем на своём сетапе я выставляю уровень примерно на 40% от максимального.

Shure SM7B — это образцовый подкастерский микрофон, фактически стандарт индустрии. На него пишется Джо Роган, а также большинство других известных подкастеров и радиоведущих
Shure SM7B — это образцовый подкастерский микрофон, фактически стандарт индустрии. На него пишется Джо Роган, а также большинство других известных подкастеров и радиоведущих

Я сделал две тестовых записи, чтобы вы могли сравнить звучание дешёвого микрофона и Shure SM7B. В остальном сетап не отличается — можете послушать и понять, стоит ли покупать более дорогой микрофон.

Поговорим про аудиоредактор. Подкастеры могут спорить о них часами, но правда в том, что вам подойдёт любой — лишь бы он нормально работал с вашим аудиоинтерфейсом. Лично я записываюсь в GarageBand, но знаю, что у многих подкастеров популярностью пользуется бесплатный Audacity.

Я разобрал сетап для домашней записи, но вы можете присмотреться к портативной технике. Сам я по таким вещам не специалист, но могу поспрашивать других подкастеров. Задавайте вопросы в комментариях, если хотите узнать о записи в полевых условиях.

Запись

Вне зависимости от того, записываете вы подкаст вживую или удалённо, у меня есть пара рекомендаций, которые помогут улучшить качество материала.

Первое правило: у каждого участника должен быть свой микрофон. Первые выпуски Русского Детройта мы записывали втроём на один Samson Q2U, но это был сущий ад.

Нам приходилось сидеть очень близко друг к другу и смотреть в стену. Кто-то видит в этом подкастерскую романтику, мне же кажется, что это плохо сказывается на итоговом материале. Всем должно быть удобно, иначе разговор будет звучать вымученно.

В любой ситуации старайтесь записывать каждый голос на отдельную дорожку, это поможет при монтаже. Во время онлайн-записи это правило тоже работает. Пусть участники записывают дорожки на своей стороне — это убережёт вас от помех, которые могут возникнуть из-за проблем с соединением.

Связь при этом держите через те же устройства. Компьютер может отдавать сигнал микрофона одновременно в онлайн-звонилку и программу для записи.

Второе правило: не перебивайте друг друга. За два года я прочитал множество негативных отзывов — как к своим, так и к чужим подкастам. Самая частая жалоба: кто-то кого-то перебивает. Серьёзно, если вы перекрикиваете друг друга, ваш диалог превращается в кашу.

Совет: старайтесь не перебивать собеседников. Ведущий, который всех перебивает, гарантированно становится самым ненавистным участником подкаста.

Но приучить людей говорить по очереди трудно — это не самый естественный способ общения. Я просил соведущих поднимать руку, когда они хотят что-то сказать: так у говорящего была возможность плавно закончить мысль и уступить своё место.

Если вы делаете разговорное шоу с тремя и более участниками, то обязательно модерируйте беседу — иначе она превратится в балаган. Сдерживайте чересчур активных и давайте слово тем, кто отмалчивается. Люди вполне заслуженно хейтят разговорные подкасты, в которых модератора либо совсем нет, либо он действует чересчур неуверенно.

Упс! Кажется, я перестарался с модерацией беседы. Помните, что даже модератору не стоит часто перебивать других ведущих
Упс! Кажется, я перестарался с модерацией беседы. Помните, что даже модератору не стоит часто перебивать других ведущих

Теперь поговорим о двух самых распространённых форматах записи.

Запись вживую. Плюсы: магия живого общения, естественные паузы между репликами.

Минусы:

  • Вам нужно одновременно собрать всех участников подкаста в одном месте. Если каждому 25+ лет, есть работа и семья — это может стать проблемой.
  • Понадобится больше техники, потому что каждому USB-источнику сигнала нужен свой компьютер. Придётся купить интерфейс с несколькими XLR-входами, либо каждый USB-микрофон записывать на отдельный ноутбук. Я слышал, что для решения этой проблемы можно настроить виртуальную аудиокарту, но обычно это работает криво.
  • Чтобы микрофоны не ловили собеседников, вам придётся сесть на приличном расстоянии друг от друга. Нормально слышать собеседника можно будет только через наушники.
Данила Поперечный и Сергей Мезенцев неспроста уселись так далеко друг от друга. Берегут нервы монтажёра
Данила Поперечный и Сергей Мезенцев неспроста уселись так далеко друг от друга. Берегут нервы монтажёра

Удалённая запись. Плюсы: на вашей дорожке не будет голосов собеседников, каждый может записываться из дома.

Минусы:

  • Во время записи может отвалиться интернет. Точнее, это скорее всего произойдёт.
  • Вы не сможете проконтролировать, нормально ли идёт запись на стороне гостя. Однажды мне пришлось перезаписывать один и тот же выпуск три раза из-за того, что телефон обрывал запись в середине подкаста.
  • Неестественный рассинхрон и слишком длинные паузы между репликами, которые появятся из-за задержки соединения. Задержка меняется в ходе разговора, поэтому идеально синхронизировать часовую запись вы не сможете — придётся внимательно переслушивать материал и выставлять паузы вручную.

Совет: если записываетесь удалённо, попросите всех участников подкаста включить камеру. Так общение получится чуть более естественным — вы хотя бы будете видеть эмоции собеседника.

Свой подкаст я записывал и вживую, и удалённо. Но записываться живьём мне всё равно нравится больше — удобно, когда самостоятельно контролируешь все технические моменты записи.

Постобработка и монтаж

Подкастам редко требуется сложный монтаж, поэтому вам подойдёт любой аудиоредактор. Я пользуюсь GarageBand.

Ваша задача на монтаже: сделать звучание подкаста естественным. Вырезайте всё, что мешает прослушиванию: особенно лишние охи-вздохи и длинные паузы, которые возникают из-за удалённой записи.

Но при этом старайтесь записываться так, как будто монтажа не будет. Никогда не говорите гостям, что вы будете монтажить выпуск, они из-за этого расслабляют булки и начинают нести чушь.

Любимая фраза одного из моих соведущих: «я сейчас тебе подробно расскажу, но ты потом это вырежи». В такие моменты хотелось дать ему по лбу.

Совет: если при беглом прослушивании вы отвлеклись на какой-то огрех — это верный знак, что его нужно вырезать. Если внимание осталось на голосе, то можно оставить лишний вздох — такие моменты делают запись живой.

Перед началом монтажа важно убрать с записи шумы, особенно если вы не используете фоновую музыку. Оборудование начального уровня точно будет шуметь, поэтому придётся прогнать дорожку через специальный плагин.

В бесплатном Audacity есть встроенный шумодав, он выдаёт хороший результат. Вам потребуется записать около пяти секунд тишины на каждой дорожке — это будет пример фонового шума, по которому можно отстроиться.

Гайд по шумодаву в Audacity

Постобработку голоса я рекомендую проводить с помощью плагинов. Раньше я пользовался продуктами iZotope — путём хитрых манипуляций я смог накрутить достойный звук, но лучше не повторяйте за мной. Сложные решения для мастеринга вам скорее всего не нужны.

Ищите что-нибудь, что может улучшить звучание голоса одной крутилкой — например, такой плагин есть в Content Creator Audio Toolkit от Waves.

Вот так работает волшебная крутилка. Слушайте в наушниках

Также вам потребуется выровнять всех участников подкаста по громкости и подстроить звучание под определённое значение LUFS. Это стандарт измерения громкости, который изначально использовался для настройки звука в телепередачах.

Об этом параметре мне рассказал слушатель подкаста, который занимается саунд-дизайном. До этого замечания Русский Детройт был слишком тихим: люди жаловались, что не могут слушать его в метро.

Настроить громкость под необходимое значение LUFS можно с помощью плагинов. Стандартное значение для подкастов: -16 LUFS.

Настройка под -16 LUFS в плагине из Content Creator Audio Toolkit

Музыка и лицензирование

Для подкаста вам понадобится заставка и, возможно, фоновая музыка. Если вы используете нелегальные треки, могут возникнуть проблемы с размещением на платформах.

Команда Яндекс.Музыки пытается выяснить, откуда я взял фоновый трек
Команда Яндекс.Музыки пытается выяснить, откуда я взял фоновый трек

Поищите музыку для подкаста в бесплатной фонотеке YouTube Studio. Её можно использовать за пределами YouTube. Контент в фонотеке распространяется по лицензии Royalty Free и доступен для бесплатного скачивания.

Это значит, что скачивание приравнивается к покупке прав на использование произведения: можете вставлять треки в свой подкаст, автора при этом указывать необязательно.

Также можно использовать музыку по лицензии Creative Commons «Attribution» 2.0 Generic (CC BY 2.0), но тогда в описании выпуска придётся указать автора, название трека и оставить ссылку на лицензию. Убедитесь, что под этой лицензией трек выложил именно автор.

Лучший вариант: связаться с местной группой и договориться об использовании их песни. Для Русского Детройта я так и сделал — используйте мой договор как образец.

Соглашение можно подписать через электронную почту, но для этого нужно включить в него особый пункт
Соглашение можно подписать через электронную почту, но для этого нужно включить в него особый пункт

Обложка и визуальные материалы

Тут всё просто: наймите дизайнера. В среднем обложка подкаста стоит 7-10 тысяч рублей. Можете поискать специалиста дешевле на бирже фрилансеров: я заказывал там обложку для одного из подкастов, в целом опыт был позитивный.

Для большинства подкаст-платформ вам потребуется обложка разрешением 4000x4000px. Дополнительно попросите дизайнера сделать баннер по гайдлайну Apple — он понадобится, когда будете запрашивать фичеринг в Apple Podcasts.

Кстати, для моего нового подкаста обложку сделала крутая <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fforestmaid&postId=170171" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Ольга Герасимова</a>. Заказывайте оформление подкастов у неё, она умеет.
Кстати, для моего нового подкаста обложку сделала крутая Ольга Герасимова. Заказывайте оформление подкастов у неё, она умеет.

Хостинг и подкаст-платформы

Чтобы ваш подкаст появился в приложениях, нужно создать RSS-фид. Для этого вам понадобится выбрать хостинг.

Buzzsprout, SoundCloud, Libsyn, Simplecast — тысячи их, даже ВКонтакте можно хоститься. Я же советую вам использовать Anchor. Он полностью бесплатный и предоставляет адекватную статистику.

В Anchor есть фишка, о которой все забывают. В настройках выключите Show Anchor logo on cover art — иначе на обложке подкаста появится логотип хостинга

Подкастеры старой школы советуют прожигать фиды — прогонять их через специальные сервисы, которые создают дополнительный RSS между оригинальным фидом и подкаст-платформой. Раньше это сильно облегчало переезд на другой хостинг, теперь фид можно не прожигать — на платформах появились гайдлайны по смене хостинга.

После того, как вы опубликовали свой первый эпизод, нужно отправить подкаст на модерацию во все доступные приложения. Anchor может сделать это за вас, но я рекомендую попробовать самостоятельно — тогда вся статистика точно будет привязана к вашим аккаунтам.

Первым делом нужно добавиться в Apple Podcasts. Большинство других платформ автоматически добавляют в свои каталоги всё, что появляется в этом приложении. Чтобы опубликовать шоу в Apple Podcasts, воспользуйтесь сервисом Podcast Connect.

Приложение Google Podcasts фид из каталога Apple не возьмёт, вам придётся зарегистрировать шоу через Мастер добавления подкастов.

Некоторые приложения выгружают контент на свои сервера. Это значит, что статистика прослушиваний не будет учитываться в общем фиде, придётся смотреть её отдельно. Такие платформы автоматически фиды не размещают, нужно отправлять заявку. Читайте гайды для Яндекс.Музыки и для ВКонтакте.

Продвижение

Продвижение подкаста — это долгая история, но есть и положительный момент. Чем дольше вы занимаетесь подкастом, тем больше он пиарится без вашего участия.

Расскажите про подкаст маме, папе и друзьям. Попросите их поставить 5 звёзд и написать отзывы в Apple Podcasts, но не ждите полного понимания: со стороны вы наверняка будете похожи на сумасшедшего.

У меня есть друг, который в самом начале работы над Русским Детройтом посмеялся надо мной, зато через пару десятков выпусков стал главным амбассадором шоу. Не стесняйтесь показывать свой контент близким, ничего страшного не произойдёт.

Со временем даже незнакомые люди начнут хорошо отзываться о вашем подкасте. Мне было приятно, когда я увидел стикер Русского Детройта в одном из баров Самары — кто-то из патронов подкаста побывал там и рассказал про РД бармену.

Фичеринг. Вы можете заказать бесплатное рекламное размещение в каталогах подкастов. Чтобы запросить фичеринг, воспользуйтесь гайдами для Apple Podcasts и для Castbox. Заполнять формы придётся на английском.

Так выглядят рекламные баннеры в Apple Podcasts — ваш подкаст тоже может так рекламироваться, это бесплатно
Так выглядят рекламные баннеры в Apple Podcasts — ваш подкаст тоже может так рекламироваться, это бесплатно

Раньше фичеринг в Apple Podcasts нужно было заказывать по электронной почте. На письма отвечала одна и та же девушка из Купертино. По-русски она не понимает, поэтому в выборе подкастов опирается только на данные, которые вы заполняете в форме. Так что отнеситесь к этому ответственно.

Совет: среди подкастеров ходит шутка, что если у вас женский подкаст и в форме фичеринга вы пожалуетесь на незавидное положение женщин в России — ваш баннер точно разместят.

Реклама в других подкастах. Некоторые подкастеры зарабатывают рекламой других подкастов. Обычно она стоит недорого, от 1 до 3 тысяч рублей за одно размещение. Это эффективный способ привлечь аудиторию, но не рекламируйтесь в одном подкасте слишком долго.

Таргетинг ВКонтакте. Я брал подписчиков из сообществ других подкастов и закидывал их таргетом. Стоимость подписчика вышла около 10 рублей, но делал я это ещё в те времена, когда про подкасты никто толком не знал и подкастерских групп ВКонтакте было мало.

За всё время существования Русского Детройта я слил примерно 50 тысяч донатных денег на таргет. Это работало с переменным успехом, но не скажу, что это было самое удачное вложение.

Сейчас я бы не стал вкладываться в таргет. В группе Русского Детройта ВКонтакте более 5 тысяч участников, но большинство из них нашли подкаст сами. Правда, некоторые донатеры признались, что впервые увидели подкаст в таргетинге, так что в каком-то смысле вложения в рекламу я отбил.

Спецпроекты и коллабы. Я делал довольно успешные спецпроекты с другими подкастерами (раз и два). Каждый дал прирост в 300-400 подписчиков группы ВК, сколько это в реальных слушателях — не знаю.

38 тысяч просмотров у спецпроекта к Хэллоуину
38 тысяч просмотров у спецпроекта к Хэллоуину

Также я постоянно приглашал в гости других подкастеров и ходил в чужие подкасты сам. Это сработало лучше таргетинга, с каждым коллабом прослушивания прирастали сотнями.

Репутация в сообществе. Со временем меня стали звать на конференции, фестивали и форумы. Самый странный пиар, который со мной случался — интервью для журнала одной из российских авиакомпаний.

Потом Русский Детройт просто так начали упоминать в своих шоу другие подкастеры. Пару раз подкаст попал в подборки, которые публиковали паблики-миллионники. Я для этого не делал вообще ничего.

Русский Детройт на первом месте в подборке подкастов на Яндекс.Музыке
Русский Детройт на первом месте в подборке подкастов на Яндекс.Музыке

Хороший буст Русскому Детройту давали выпуски с гостями, которые не занимаются подкастами. У интересных людей обычно есть своя аудитория — она может перейти к вам.

Удачи в подкастинге! Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях. Постараюсь ответить, даже если придётся подключить других экспертов.

Подписывайтесь на мои проекты

Сейчас я делаю подкаст «Вещизм» — это передача про культовые штуки, определившие наше отношение к материальной культуре. Уже есть выпуски про часы Casio G-Shock, авиаторы от Ray-Ban и даже про M&M’s.

Эту статью я задумывал как сопроводительный материал к онлайн-выступлению на форуме журналистов. 28 октября в 13:30 буду рассказывать про подкасты — регистрируйтесь на сайте breakinggood.ru.

В начале статьи я упоминал, что не планирую зарабатывать подкастингом. По профессии я гострайтер — пишу статьи и готовлю выступления для людей, известных в узких кругах.

Если хотите больше узнать о гострайтинге, подписывайтесь на мой телеграм-канал @ghostinthedocs — я завёл его совсем недавно, но там уже интересно.

108108
реклама
разместить
50 комментариев

Как раз пару дней назад перекапывал статьи на vc и на хабре,выделяя нужное.
Спасибо за подробный гайд!

6

Рад помочь! Если появятся вопросы — я тут.

4

Ого, какой подробный гайд 😯
Я ожидала статью, но то, что вышло намного больше ожиданий 😯😯

P.S. И дизайнер прямо крутую обложку к новому подкасту сделала. Ай да молодца. Ай да я.

4

Обложка классная, постоянно это слышу) Спасибо ещё раз, отличная работа!

Недавно вспоминал твой подкаст и узнал что "Русский Детройт" больше не будет выпускаться. Одно время слушал в метро (потом отошёл от подкастов обратно к книгам).

Я как раз думал, что "Вещизм" запускается с идеей, что его легче монетизировать, оказывается всё так же на энтузиазме продолжаешь делать.

Как вообще с рынком рекламы на подкастах, какие-то предложения о сотрудничестве приходят? Почему не интересуют?

2

Поступали предложения сделать интеграцию за бартер: хвалишь какой-нибудь сервис, а они тебе промокод на 2-3 месяца использования. Мне такой подход не очень интересен, поэтому рекламу делал только за живые деньги. Такое бывало, но редко.

Есть ощущение, что пока рекламодатели относятся к подкастерам, как к мелким блогерам в инсте. Мы тебе роллы, а ты нам охваты)

Пару раз обращались онлайн-казино. Они-то как раз предлагают деньги, но мне репутация важнее.

3

Если брать ситуацию в целом, то жизнь на рекламные бюджеты мне не особо нравится. Небольшие блогеры воспринимаются как расширение маркетингового отдела: ты должен отчитываться. Часто платят не за факт размещения, а за результат, на который ты не всегда можешь повлиять.

Поэтому гострайтером мне нравится быть больше, чем блогером. Там коммуникация всегда идёт с равных позиций, да и деньги совсем другие.

3