Первое издание, полностью посвященное подкаст-индустрии в России — Podcasts.ru, запустилось ровно год назад. С самого начала мы позиционировали себя как площадку, на которой можно найти инструкции, гайды и полезные контакты.С августа 2020 года мы размещали в нашем телеграм-канале и новостной рассылке вакансии, которые касались сферы подкастинга. С помощью этого крупные подкаст-студии — «ТОЛК», «Заварили», SoundStream, «Подкастерская», медиа — «Батенька, да вы трансформер», «Лайфхакер», «РБК Тренды», и стриминговые сервисы — «Яндекс.Музыка» и «СберЗвук» находили подходящих соискателей.Мы решили рассказать, почему это важно для индустрии, сколько вакансий появлялось, какие специалисты востребованы на рынке и сколько откликов в среднем приходит.А подкаст-вакансии вообще есть?Главной нашей тревогой в августе 2020 года было количество вакансий на новом рынке подкастинга. Основным толчком к запуску рубрики о вакансиях стало появление новых местных игроков, которые запускали подкаст-сервисы тем летом: «СберЗвук», «Мегафон.Подкасты», а также развитие международных стриминговых сервисов на российском рынке: Storytel Hub, Spotify, Apple Podcasts, Deezer. Тем не менее, до 2021 года рубрика вакансий носила нерегулярный характер. За пять месяцев 2020 года у нас появилось всего 15 вакансий. А какие специалисты нужны?Подкастинг охватывает как гуманитарные профессии: редактор, корректор, ведущий; так и технические специальности: монтажер, звукорежиссер, Software-инженер. Почти 60% вакансий носят парт-тайм характер. 30% из них — полностью удаленные. Только 8% вакансий за все время существования рубрики были неоплачеваемыми (стажерскими).Самая частая вакансия — это редактор подкастов. В зависимости от компании в его сферу деятельности может входить: запуск подкастов, в том числе для брендовпоиск героев,организация записей,редактура записанного материала,написание текстов рекламных интеграций,создание заголовков и описаний выпусков,публикация подкастов на платформах.Схожие задачи стоят и перед продюсером подкастов. Часто это взаимозаменяемые должности, однако в больших студиях продюсер работает в паре с редактором, и они распределяют эти задачи между собой.Каких знаний требуют от продюсеров и редакторов: опыт работы со смыслами (в газетах, журналах, ТВ),умение прорабатывать темы, находить героев, писать сценарии,знание английского языка,понимание особенностей подкаст-индустрии,(иногда) опыт запуска подкастов.Кто чаще всего ищет продюсеров или редакторов: студии — «Заварили», «Дорогая редакция»медиа — «РБК Тренды», Strelkaстриминговые сервисы — «Яндекс.Музыка», Apple PodcastsПродюсеры и редакторы в подкаст-студиях за выпуск одного эпизода зарабатывают от 5 до 15 тысяч рублей. В медиа и стриминговых сервисах — до 150 тысяч рублей в месяц, в зависимости от уровня, загрузки, опыта и наличия дополнительных скиллов.Очень много, у кого есть опыт съемки, продюсирования, но нет опыта именно в подкастах. Людей хватает, но по-настоящему крутых специалистов при этом мало. Их приходится прямо воспитывать, то есть даже когда мы берем людей уже с опытом — все равно приходится тратить время на обучение, потому что подкаст-специалистов по пальцем пересчитать.Саша Рудко, основательница студии «Богема»Другая популярная вакансия в подкаст-индустрии — SMM-менеджер. Многие подкаст-студии и медиа стремятся расширить аудиторию своих подкастов за счет создания интересных социальных сетей.За 2021 год было открыто 5 вакансий в сфере SMM в подкастинге.Что чаще всего входит в обязанности SMM-специалиста: вести существующие соцсети,создавать новые под будущие проекты,делать, заказывать и редактировать тексты, картинки и видео,придумывать новые форматы взаимодействия с аудиторией,реагировать на инфоповоды,дружить с подкаст-коммьюнити.Каких знаний требуют: опыт ведения соцсетей,умение создавать визуал (canva, Photoshop),умение работать в Adobe Premiere или других видеоредакторах,ориентирование в трендах и продвижении.Кто чаще всего ищет специалистов в области SMM:студии — «ТОЛК», «Терменвокс»медиа — «МБХ медиа», «Батенька, да вы трансформер»SMM-менеджер может зарабатывать от 10 до 50 тысяч рублей за партайм работу в сфере подкастинга. Какие еще вакансии актуальны в подкастинге?Менеджер по продажам, менеджер по маркетингу, ведущий подкаста, комьюнити и контент менеджер, корректор, бухгалтер, монтажер и дизайнер. А сколько откликов приходит?К сожалению, вакансии в подкаст-сфере не так широко освещаются. Часто можно видеть, как студии находят специалистов используя личные соцсети: посты в Facebook или Instagram. По сравнению с другими сферами в медиа, подкасты — все еще относительно небольшая ниша. Самые популярные телеграм-каналы о подкастах не превышают 5 тысяч человек. Поэтому откликов на наши вакансии было не так много — от 10 до 100, в зависимости от известности компании и длительности проведения отбора.И что тогда делать?Мы искали способ увеличить интерес подкаст-рынка к размещению вакансий в нашем издании и одновременно расширить аудиторию, которая видит эти вакансии. Нам хотелось привлечь больше студентов и выпускников творческих и гуманитарных вузов, чтобы увеличить приток новых сил и талантов в развивающуюся индустрию.В итоге мы нашли такой способ. 29 июня мы объявили о сотрудничестве с сервисом по поиску работы «Буду». Мы будем стремиться облегчить доступ качественным кадрам в подкастинг.Что это значит: все новые вакансии в подкастинге будут размещаться на странице Podcasts.ru на сервисе «Буду». И продвигаться как в социальных сетях Podcasts.ru, так и на площадках «Буду» (а это больше 130 тыс. совокупной аудитории). Сейчас в России около 7 000 авторов подкастов. Это и студии, и инди-подкасты — рынок на этапе формирования и стремительного роста. Рекрутинг в подкастинге по большей части состоит из фрилансеров — ниша full-time профессий только начинает зарождаться.Студии и крупные авторы формируют запросы к навыкам в этой сфере. Уверен, что такое партнерство здорово ускорит этот процесс становления HR-составляющей рынка подкастов.Фёдор Тормосов, маркетинг-менеджер «Буду», автор подкаста «Соседний столик»При этом для медиа, студий и инди-подкастеров продвижение их вакансий останется абсолютно бесплатным! На старте нашего сотрудничества мы разместили на «Буду» и в Podcasts.ru две актуальные вакансии: SMM-специалиста и соведущего в инди-подкаст. Меньше чем за сутки они собрали почти 50 откликов, что превзошло все наши ожидания.