{"id":13642,"url":"\/distributions\/13642\/click?bit=1&hash=b1d04d123bef3157778955d4fff0f37b6ea4b9628be659b0252c803d9c42eced","title":"\u0412\u044b \u0441\u0430\u043c\u043e\u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u044b\u0439? \u0422\u0435\u043f\u0435\u0440\u044c \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441 \u041c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435\u00bb","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"7b44ef31-f829-53ec-90f8-add9595cf252","isPaidAndBannersEnabled":false}

Еврокомиссия утвердила проект реформы авторского права, которая требует от Google и Facebook платить создателям контента Статьи редакции

Если закон примут, корпорации должны будут получать лицензии на использование музыки, видео, изображений и текстов.

Еврокомиссия 13 февраля определилась с финальным проектом реформы авторского права на территории Евросоюза, который обсуждался с 2016 года. Окончательное рассмотрение законопроекта состоится в апреле–мае 2019 года. В случае принятия у стран Евросоюза будет 24 месяца на внедрение директивы в местные законодательства, пишет The Verge.

В чём смысл реформы

Некоторые правила ЕС в области авторского права не менялись с 2001 года, когда не были развиты соцсети, новостные агрегаторы и видеохостинги. Еврокомиссия в 2015 году провела исследование и выяснила, что 57% пользователей читают новости и тексты в соцсетях, через поисковые системы и новостные агрегаторы, в 47% случаев не переходят на сайт-источник. Это же касается видео и музыки.

С 2016 года Еврокомиссия пыталась внести правки , которые, по её мнению, исправят ситуацию, когда создатели контента не до конца получали прибыль от корпораций, владеющих агрегаторами или соцсетями. Однако встречала сопротивление со стороны правозащитников и корпораций. 13 февраля 2019 года правки были утверждены.

Согласно новым правилам, Google, YouTube, Facebook, Instagram и другие компании с площадками для обмена информации должны подписывать лицензионное соглашение с правообладателями — авторами текстов, музыки и видео. Если компания не заключит лицензионное соглашение с правообладателем — она не сможет использовать контент в своих целях.

Агрегаторы и соцсети будут должны платить новостным изданиям за отображение даже части их материалов в новостях (статья 11), делиться выручкой с создателями аудио- и видеоматериалов и удалять контент, защищённый авторским правом, если его использование было нелегальным (статья 13).

Что будет, если не лицензировать контент

Если платформы не договорятся о лицензировании с издателями или издатели не откажутся от прав на контент, то компании не смогут использовать контент, к примеру, отображать длинные фрагменты текстов в новостных заголовках.

Если музыкальные продюсеры, авторы и издания откажутся предоставить лицензию на свой контент, корпорации будут обязаны удалить или заблокировать содержимое. При этом в законопроекте не оговорено, в какие именно сроки корпорации должны удалять контент или лицензировать его после обращения правообладателя.

Также корпорации на своих сайтах должны анализировать пользовательский контент, чтобы он не нарушал авторские права — сейчас подобное есть на YouTube, где алгоритмы автоматически находят лицензионную музыку или кадры из видео и отключают монетизацию. Однако, согласно новым правилам, YouTube должен не только отключать монетизацию, но и полностью блокировать загрузку подобного видео.

Есть ли исключения

  • Автор может отказаться от лицензирования и разрешить использование материалов без роялти.
  • Если правообладатель не заявляет свои права на контент с помощью соглашений или «метаданных» для блокировки контента на площадке, то считается, что пользователи могут свободно пользоваться его творчеством. Еврокомиссия не объясняет, что подразумевается под «метаданными».
  • Интернет-платформа может использовать гиперссылки или «очень короткие фрагменты» — они не защищены авторским правом. Однако Еврокомиссия не уточняет, какой фрагмент статьи можно считать коротким.
  • Интернет-платформа может использовать материалы из открытых источников (например, из онлайн-энциклопедии «Википедии» и других сайтов со свободной лицензией).
  • Мемы, пародии, карикатуры и другой юмористический контент может распространяться свободно. Комиссия предлагает дать возможность авторам бороться с удалением их контента с онлайн-площадок — оспаривая удаление. Автор сможет получить денежную компенсацию за несправедливое удаление и вернуть публикацию.
  • Компании с ежемесячной аудиторией менее 5 млн человек, с годовой выручкой менее €10 млн и «молодые» издания, которые работают менее трёх лет, освобождаются от ответственности за использование авторского контента. Это же касается некоммерческих предприятий, учебных заведений и культурных организаций.

Почему правки подвергаются критике

Технологические компании выступают против правок в законодательство. Ассоциация компьютерной и телекоммуникационной индустрии, которая представляет Google и Facebook, заявила, что новые правила повредят развитию технологий, их масштабированию и нарушат работу компаний в интернете.

В декабре 2018 года Google развёрнуто объяснила свою позицию относительно правок: компания считает, что от изменений в первую очередь пострадают сами новостные издания и их число в агрегаторе резко сократится.

Корпорациям придётся выбирать, с кем из 80 тысяч новостных изданий сотрудничать, так как «вряд ли любой бизнес сможет лицензировать каждое новостное издание в Европе». Это повредит разнообразию взглядов и мнений, которые получают люди в новостных агрегаторах и соцсетях.

Распределение прибыли также будет некорректным: согласно подсчётам Google, небольшие немецкие издания будут получать только 1% дохода от лицензирования контента, а одна из издательских групп получит 64%. Google считает, что новый закон выгоден крупным изданиям, так как они смогут ограничить работу небольших команд и продвинуть свои бизнес-модели.

У корпораций не будет другого выхода — кроме как разработать дорогостоящие фильтры, которые могут сбоить, считает член Пиратской партии Германии Джулия Реда. По её мнению, требования к платформам использовать фильтры могут привести не только к ошибочным блокировкам легальных материалов, но и усложнит жизнь небольшим платформам, у которых нет денег на разработку дорогостоящих программ.

Правками недовольна Европейская потребительская организация BEUG, по мнению которой «пользователям станет сложнее делиться некоммерческим творчеством в интернете из-за юридических сложностей».

Были ли прецеденты до этого

В 2014 году Германия и Испания приняли закон, обязывающий новостные агрегаторы платить СМИ. В результате Google полностью отключила сервис Google News в Испании, после чего рухнул трафик и упали доходы от рекламы у всех СМИ в стране.

В Германии Google предложила изданиям отключение от агрегатора или бесплатное размещение в нём — крупный издатель Axel Springer решил отключиться от Google News и потерял 70% трафика, но позже вернулся, разрешив получать тексты бесплатно.

Что будет дальше

Google планирует вначале детально ознакомиться с правками, чтобы спланировать дальнейшие действия. Представители Google считают, что всё будет зависеть от мелочей и возможности вести дальнейшие переговоры.

В январе 2019 года компания проводила тестирование Google News в Европе, в котором частично или полностью отказалась от изображений и развернутого описания новостей, а также угрожала полностью отключить Google News по всей Европе.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Valeryi

Еще надо алфавит лицензировать, а то используют все кто захочет!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Поздно! Он с самого начала был по GPL!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Нужны средства доставки и экзо-планеты.
Желательно новые планеты сразу по культурным предпочтениям разделить.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

У нас тут в Европе кокаин такой же модели , что и у вас , и они им тоже злоупотребляют. (

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Европа: "Мы не создали практических никаких крупных технологических компаний, но давайте их зарегулируем".

Ответить
Развернуть ветку
Общий ГОСТ

Навскидку вспомним: Spotify, ASOS, Zalando, Delivery Hero, Opera, SoundCloud, Revolut, Supercell, Wix, Skyscanner, Waze, Viber, TransferWise, Badoo. Как-то длинноват список для "практически никаких".

А ситуация с крупными технологическими компаниями и регулировкой в РФ вас не беспокоит?
https://vc.ru/legal/58336-osnovnye-voprosy-k-zakonoproektu-ob-avtonomnosti-runeta-posle-ego-prinyatiya-v-pervom-chtenii

Ответить
Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Google, Amazon, Facebook, Microsoft.
Да, нельзя говорить что в Европе никого нет, в последнее время и единорогов больше появилось, но это все еще список исключений скорее.

В России очень беспокоит, но с местным идиотизмом смириться проще.

Ответить
Развернуть ветку
Общий ГОСТ

Да не исключение, на самом деле. Просто многие компании работают только на локальный европейский рынок и не замахиваются особо на мировой (в отличии от американцев).
К тому же, во многих европейских странах сильны левые взгляды и институты, которым не по нраву оголделый американский капитализм. Хорошо ли это или плохо – вопрос спорный (время может покажет). Но их право регулировать рынок у себя, как им хочется.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Зеленов

Не знаю насчет всех, но вайбер белорусско-израильская компания, а это скорее в копилку СНГ, где яндекс/маил и т.д. Badoo - аналогично, русский создатель/владелец с регистрацией в ЕС.

Ответить
Развернуть ветку
Общий ГОСТ

Википедия говорит нам, что Вайбер был основан в Израиле, с аутсорсом в Болгарии (а регистрация на Кипре). Эпл тоже используют производственные мощности в Китае, но из-за этого не становятся же китайским тех. гигантом, верно?

На счет Badoo и, кстати, Касперского – вопрос дискуссионый. Де-факто создатели из России, там же все зарождалось и где еще остались разработчики. Но, де-юро – материнские компании зарегистрированы в ЕС (Кипр и UK).
Тут главное не увлекаться. Иначе, следуя этой логике, можно и Гугл записать к РФ из-за русских корней Брина :)

Да, Телеграм (UK) еще забыл назвать.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Зеленов

Почитайте историю вайбера. Компания изначально была создана белорусом и израильтянином, вышла из "Парка высоких технологий РБ" и основной офис разработки остался в РБ.
https://citifox.ru/2017/03/17/istoriya-sozdaniya-vibera-izrailtyanin-s-ru/
Opera - Норвегия
Wix/Waze - Израиль
Израиль и Норвегия не в ЕС. А как считать принадлежность компании, это вопрос. Яндекс зарегистрирован в Нидерландах, это сразу делает его европейским?
Если считать по текущим владельцам, то половина компаний принадлежит азиатам.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Novák

Неомарксистские маргиналы захватывают власть.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Европа давно уже в кашу превратилась... и действительно не сказать, что где-то лучше...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 17 комментариев
null