Еврокомиссия утвердила проект реформы авторского права, которая требует от Google и Facebook платить создателям контента Материал редакции

Если закон примут, корпорации должны будут получать лицензии на использование музыки, видео, изображений и текстов.

В закладки
Аудио

Еврокомиссия 13 февраля определилась с финальным проектом реформы авторского права на территории Евросоюза, который обсуждался с 2016 года. Окончательное рассмотрение законопроекта состоится в апреле–мае 2019 года. В случае принятия у стран Евросоюза будет 24 месяца на внедрение директивы в местные законодательства пишет The Verge.

В чём смысл реформы

Некоторые правила ЕС в области авторского права не менялись с 2001 года, когда не были развиты соцсети, новостные агрегаторы и видеохостинги. Еврокомиссия в 2015 году провела исследование и выяснила, что 57% пользователей читают новости и тексты в соцсетях, через поисковые системы и новостные агрегаторы, в 47% случаев не переходят на сайт-источник. Это же касается видео и музыки.

С 2016 года Еврокомиссия пыталась внести правки , которые, по её мнению, исправят ситуацию, когда создатели контента не до конца получали прибыль от корпораций, владеющих агрегаторами или соцсетями. Однако встречала сопротивление со стороны правозащитников и корпораций. 13 февраля 2019 года правки были утверждены.

Согласно новым правилам, Google, YouTube, Facebook, Instagram и другие компании с площадками для обмена информации должны подписывать лицензионное соглашение с правообладателями — авторами текстов, музыки и видео. Если компания не заключит лицензионное соглашение с правообладателем — она не сможет использовать контент в своих целях.

Агрегаторы и соцсети будут должны платить новостным изданиям за отображение даже части их материалов в новостях (статья 11), делиться выручкой с создателями аудио- и видеоматериалов и удалять контент, защищённый авторским правом, если его использование было нелегальным (статья 13).

Что будет, если не лицензировать контент

Если платформы не договорятся о лицензировании с издателями или издатели не откажутся от прав на контент, то компании не смогут использовать контент, к примеру, отображать длинные фрагменты текстов в новостных заголовках.

Если музыкальные продюсеры, авторы и издания откажутся предоставить лицензию на свой контент, корпорации будут обязаны удалить или заблокировать содержимое. При этом в законопроекте не оговорено, в какие именно сроки корпорации должны удалять контент или лицензировать его после обращения правообладателя.

Также корпорации на своих сайтах должны анализировать пользовательский контент, чтобы он не нарушал авторские права — сейчас подобное есть на YouTube, где алгоритмы автоматически находят лицензионную музыку или кадры из видео и отключают монетизацию. Однако, согласно новым правилам, YouTube должен не только отключать монетизацию, но и полностью блокировать загрузку подобного видео.

Есть ли исключения

  • Автор может отказаться от лицензирования и разрешить использование материалов без роялти.
  • Если правообладатель не заявляет свои права на контент с помощью соглашений или «метаданных» для блокировки контента на площадке, то считается, что пользователи могут свободно пользоваться его творчеством. Еврокомиссия не объясняет, что подразумевается под «метаданными».
  • Интернет-платформа может использовать гиперссылки или «очень короткие фрагменты» — они не защищены авторским правом. Однако Еврокомиссия не уточняет, какой фрагмент статьи можно считать коротким.
  • Интернет-платформа может использовать материалы из открытых источников (например, из онлайн-энциклопедии «Википедии» и других сайтов со свободной лицензией).
  • Мемы, пародии, карикатуры и другой юмористический контент может распространяться свободно. Комиссия предлагает дать возможность авторам бороться с удалением их контента с онлайн-площадок — оспаривая удаление. Автор сможет получить денежную компенсацию за несправедливое удаление и вернуть публикацию.
  • Компании с ежемесячной аудиторией менее 5 млн человек, с годовой выручкой менее €10 млн и «молодые» издания, которые работают менее трёх лет, освобождаются от ответственности за использование авторского контента. Это же касается некоммерческих предприятий, учебных заведений и культурных организаций.

Почему правки подвергаются критике

Технологические компании выступают против правок в законодательство. Ассоциация компьютерной и телекоммуникационной индустрии, которая представляет Google и Facebook, заявила, что новые правила повредят развитию технологий, их масштабированию и нарушат работу компаний в интернете.

В декабре 2018 года Google развёрнуто объяснила свою позицию относительно правок: компания считает, что от изменений в первую очередь пострадают сами новостные издания и их число в агрегаторе резко сократится.

Корпорациям придётся выбирать, с кем из 80 тысяч новостных изданий сотрудничать, так как «вряд ли любой бизнес сможет лицензировать каждое новостное издание в Европе». Это повредит разнообразию взглядов и мнений, которые получают люди в новостных агрегаторах и соцсетях.

Распределение прибыли также будет некорректным: согласно подсчётам Google, небольшие немецкие издания будут получать только 1% дохода от лицензирования контента, а одна из издательских групп получит 64%. Google считает, что новый закон выгоден крупным изданиям, так как они смогут ограничить работу небольших команд и продвинуть свои бизнес-модели.

У корпораций не будет другого выхода — кроме как разработать дорогостоящие фильтры, которые могут сбоить, считает член Пиратской партии Германии Джулия Реда. По её мнению, требования к платформам использовать фильтры могут привести не только к ошибочным блокировкам легальных материалов, но и усложнит жизнь небольшим платформам, у которых нет денег на разработку дорогостоящих программ.

Правками недовольна Европейская потребительская организация BEUG, по мнению которой «пользователям станет сложнее делиться некоммерческим творчеством в интернете из-за юридических сложностей».

Были ли прецеденты до этого

В 2014 году Германия и Испания приняли закон, обязывающий новостные агрегаторы платить СМИ. В результате Google полностью отключила сервис Google News в Испании, после чего рухнул трафик и упали доходы от рекламы у всех СМИ в стране.

В Германии Google предложила изданиям отключение от агрегатора или бесплатное размещение в нём — крупный издатель Axel Springer решил отключиться от Google News и потерял 70% трафика, но позже вернулся, разрешив получать тексты бесплатно.

Что будет дальше

Google планирует вначале детально ознакомиться с правками, чтобы спланировать дальнейшие действия. Представители Google считают, что всё будет зависеть от мелочей и возможности вести дальнейшие переговоры.

В январе 2019 года компания проводила тестирование Google News в Европе, в котором частично или полностью отказалась от изображений и развернутого описания новостей, а также угрожала полностью отключить Google News по всей Европе.

{ "author_name": "Евгений Делюкин", "author_type": "editor", "tags": ["\u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u044b","\u0435\u0432\u0440\u043e\u0441\u043e\u044e\u0437","google","facebook"], "comments": 17, "likes": 37, "favorites": 27, "is_advertisement": false, "subsite_label": "media", "id": 58574, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 15 Feb 2019 09:03:34 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 58574, "author_id": 124903, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58574\/get","add":"\/comments\/58574\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58574"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199130, "last_count_and_date": null }
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
6

Еще надо алфавит лицензировать, а то используют все кто захочет!

Ответить
0

Поздно! Он с самого начала был по GPL!

Ответить
4

Корпорациям придётся выбирать, с кем из 80 тысяч новостных изданий сотрудничать, так как «вряд ли любой бизнес сможет лицензировать каждое новостное издание в Европе». Это повредит разнообразию взглядов и мнений, которые получают люди в новостных агрегаторах и соцсетях.

Google считает, что новый закон выгоден крупным изданиям, так как они смогут ограничить работу небольших команд и продвинуть свои бизнес-модели.

1) Шутка про перенимание опыта неких «автономных» восточноевропейских коллег (Закон об агрегаторах)
2) Шутка про завуалированную цензуру
3) Шутка про то, что пора сваливать с этой планеты, а не только страны.

Ответить
1

Нужны средства доставки и экзо-планеты.
Желательно новые планеты сразу по культурным предпочтениям разделить.

Ответить
1

У нас тут в Европе кокаин такой же модели , что и у вас , и они им тоже злоупотребляют. (

Ответить
4

Европа: "Мы не создали практических никаких крупных технологических компаний, но давайте их зарегулируем".

Ответить
1

Навскидку вспомним: Spotify, ASOS, Zalando, Delivery Hero, Opera, SoundCloud, Revolut, Supercell, Wix, Skyscanner, Waze, Viber, TransferWise, Badoo. Как-то длинноват список для "практически никаких".

А ситуация с крупными технологическими компаниями и регулировкой в РФ вас не беспокоит?
https://vc.ru/legal/58336-osnovnye-voprosy-k-zakonoproektu-ob-avtonomnosti-runeta-posle-ego-prinyatiya-v-pervom-chtenii

Ответить
0

Google, Amazon, Facebook, Microsoft.
Да, нельзя говорить что в Европе никого нет, в последнее время и единорогов больше появилось, но это все еще список исключений скорее.

В России очень беспокоит, но с местным идиотизмом смириться проще.

Ответить
0

Да не исключение, на самом деле. Просто многие компании работают только на локальный европейский рынок и не замахиваются особо на мировой (в отличии от американцев).
К тому же, во многих европейских странах сильны левые взгляды и институты, которым не по нраву оголделый американский капитализм. Хорошо ли это или плохо – вопрос спорный (время может покажет). Но их право регулировать рынок у себя, как им хочется.

Ответить
0

Не знаю насчет всех, но вайбер белорусско-израильская компания, а это скорее в копилку СНГ, где яндекс/маил и т.д. Badoo - аналогично, русский создатель/владелец с регистрацией в ЕС.

Ответить
0

Википедия говорит нам, что Вайбер был основан в Израиле, с аутсорсом в Болгарии (а регистрация на Кипре). Эпл тоже используют производственные мощности в Китае, но из-за этого не становятся же китайским тех. гигантом, верно?

На счет Badoo и, кстати, Касперского – вопрос дискуссионый. Де-факто создатели из России, там же все зарождалось и где еще остались разработчики. Но, де-юро – материнские компании зарегистрированы в ЕС (Кипр и UK).
Тут главное не увлекаться. Иначе, следуя этой логике, можно и Гугл записать к РФ из-за русских корней Брина :)

Да, Телеграм (UK) еще забыл назвать.

Ответить
0

Почитайте историю вайбера. Компания изначально была создана белорусом и израильтянином, вышла из "Парка высоких технологий РБ" и основной офис разработки остался в РБ.
https://citifox.ru/2017/03/17/istoriya-sozdaniya-vibera-izrailtyanin-s-ru/
Opera - Норвегия
Wix/Waze - Израиль
Израиль и Норвегия не в ЕС. А как считать принадлежность компании, это вопрос. Яндекс зарегистрирован в Нидерландах, это сразу делает его европейским?
Если считать по текущим владельцам, то половина компаний принадлежит азиатам.

Ответить
0

Неомарксистские маргиналы захватывают власть.

Ответить
1

Европа давно уже в кашу превратилась... и действительно не сказать, что где-то лучше...

Ответить
0

Есть занятный стартап Gont.io который решает проблему лицензирования цифровых ценностей с использованием эфира и сервисного газа.

Ответить
–3

Я думал, криптовалютчики вымерли.

Ответить
0

Здесь технология завязана на практику, есть шанс что сработает

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }