Чемпионат мира в Катаре: огромные цифры и немножко больно

Чемпионат мира, завершившийся месяц назад победой аргентинской сборной, стал одним из самых обсуждаемых. С одной стороны, конечно, каждый футбольный чемпионат мира на месяц затмевает (почти) все новости не только спорта, но мира, с другой — столько скандалов и политики на них происходит нечасто, и в этом плане Катар оказался впереди планеты всей.

©CNN 2022
©CNN 2022

Но пересказывать скандалы, даже самые вопиющие, мы не будем, — после драки кулаками не машут. Куда интересней и своевременней проанализировать не поведение организаторов или атлетов, а зрителей — как они смотрели матчи, как поддерживали свои команды, как обсуждали. Эти выводы ближайшие два года будут использовать на всех спортивных чемпионатах, пока не начнется подготовка к следующему мировому турниру — опять же во многом основанная на катарском опыте.

Сколько людей смотрели

По данным FIFA, практически все страны, транслировавшие турнир, заявили о росте аудитории по сравнению с 2018 годом. Всего чемпионат посмотрели 1,5 млрд человек.

  • 144 страны транслировали турнир

  • 197 телеканалов и платформ получили права на трансляции матчей

Во Франции основные рекорды пришлись на финальный матч — его ТВ-аудитория в пике составила 29,4 млн человек. Во время Чемпионата мира 2018 года в России пиковая аудитория достигала 22,3 млн, хотя тогда французы тоже дошли до финала и даже взяли кубок.

В Англии, несмотря на вылет сборной, пик в 14,9 млн тоже случился во время финала. 58 % зрителей смотрели матч на ТВ, стальные — на iPlayer или на сайте BBC Sport.

Именно с 2018-го измеряется не только аудитория, которая смотрит матчи на собственных девайсах, но учитываются и зрители, которые следят за матчами в больших компаниях — в барах, клубах и на специально организованных публичных показах.

beIN SPORTS описывает собственные рекорды в совсем уж умопомрачительных цифрах, но так они выглядят потому, что показывают количество просмотров не матчей по отдельности, а в сумме за весь чемпионат. Получается, что у турнира набралось 5,4 млрд просмотров на телевидении и онлайн-платформа beIN в Средней Азии и Северной Африке, также 1,1 млрд просмотров набрали официальные аккаунты компании в социальных сетях, где стримились матчи. То есть общее количество просмотров выросло на 135 % по сравнению с чемпионатом 2018 года.

В России турнир посмотрели гораздо больше людей, чем предыдущий, который проводился в стране в 2018-м. Финальный матч между Аргентиной и Францией в ТВ-эфире Матч ТВ увидели более 18 млн человек, в сумме матчи турнира посмотрели по телевидению 41,7 млн. Еще несколько миллионов смотрели игру на онлайн-площадках компании. Трансляция финала стала самой рейтинговой в истории телеканала.

©Getty Images
©Getty Images

В США турнир показывал канал Fox, и здесь тоже финал стал самым просматриваемым футбольным матчем как на линейном ТВ, так и на стримингах. Испаноязычное освещение на платформах Peacock и Telemundo в США принесло общую аудиторию в 9 млн человек. Эта цифра показала скачок в 65 % по сравнению с финалом 2018 года.

В Бразии Чемпионат мира можно было бесплатно смотреть на стриминговой платформе FIFA+, и в этом году на ней случился трехкратный прирост зрителей по сравнению с 2018 годом. Но здесь нужно понимать, что FIFA+ появилась не так давно, и внушительный рост мог вызвать как таковой переход с ТВ-смотрения в диджитальное.

Но где-то аудитория, напротив, снизилась. В Германии чемпионат транслировала компанией ARD, их аналитические системы зафиксировали среднее количество смотрения в 13.9 млн, что на 6 млн меньше, чем на прошлом чемпионате (тогда матчи показали ZDF).

Где обсуждали

Конечно же, делиться эмоциями пользователи привыкли в соцсетях, и все платформы встретили большой наплыв фанатов. Кто-то, как TikTok, подготовился к этому заранее, запартнерившись с FIFA и запустив проект FIFA+ World Cup Search Hub. Как итог — хэштег #FIFAWorldCup набрал больше 25 млрд просмотров в приложении, а аккаунт FIFA удвоил количество подписчиков.

Чемпионат мира в Катаре: огромные цифры и немножко больно

Пока что все еще самая популярная соцсеть, Twitter уже выпустили подробный отчет по результатам турнира, и оказалось, что в соцсети велись 147 млрд бесед в течение чемпионата, то есть в два раза больше, чем во время Олимпийских игр в Токио. Больше всех твитов пользователи посвятили аргентинской сборной, а больше всего твитили бразильцы. В аккаунтах FIFA набиралось в среднем 2 млн лайков в день, твиты набирали на 226% больше показов, чем в 2018 году.

Не соцсеть, конечно, но все равно в тему, особенно Твиттера. Google поделился замечанием — финал чемпионата показал рекордный трафик за 25 лет.

Чемпионат мира в Катаре: огромные цифры и немножко больно

А вот Meta* никаких официальных отчетов после турнира пока не показала, хотя, конечно же, их продуктами, особенно инстаграмом*, пользовались во время чемпионата и атлеты, и фанаты. Легко узнать, что фото Месси с кубком набрало 75 млн лайков, количество подписчиков Роналду достигло 539 млн.

Но в плане Meta* гораздо интересней узнать, как они справлялись с токсичностью на платформах, о проработке которой заявляли еще с Чемпионата Европы 2020. Скорее всего, эти отчеты выйдут позже (хотя результаты прошлого чемпионата компания опубликовала на следующий день после финала) и покажут, насколько эффективно компании удалось, по их мнению, создать комфортное и свободное пространство в соцсетях. Хотя пост в официальном блоге, выпущенный за пару дней до старта чемпионата, не предлагал ничего специфического, кроме привычных систем защиты и рекомендаций.

Финал и последовавший за ним расистский флуд в сторону трех игроков сборной Франции показал, что классические рецепты вновь не сработали. Причем ситуация точь-в-точь повторила ту, с которой столкнулись игроки сборной Англии, не забившие пенальти в финале Евро в апреле 2021 года. Кажется, аккумулируя в своих сетях миллиарды пользователей, Meta* не всегда понимает, как с ними быть.

Какие выводы

Футбол все еще — король спорта. Ни одно спортивное событие не собирает столько внимания и просмотров, как Чемпионат мира по футболу, к тому же он бьет и собственные рекорды, становясь все более популярным с каждым новым витком чемпионата.

Когда болельщики смотрят чемпионат, они не обязательно следят только за своей сборной. Да, Бразилия написала больше всего твитов и в основном про свою команду, которая трагично вылетела в 1/4, но финал бил рекорды далеко не только во Франции и Аргентине.

Хотя большинство болельщиков все еще смотрят матчи бесплатно по телевизору (81% фанов, опрошенных компанией Neilsen, назвали линейное ТВ одним из способов просмотра спорта), но более половины зрителей уже перешли и в онлайн, а 62% готовы платить за просмотр.

©Матч ТВ
©Матч ТВ

Пользователи хотят обсуждать матчи и делиться эмоциями (еще раз внимание на количество твитов и лайков), но ни Facebook*, ни Instagram*, ни Twitter не могут обеспечить полностью безопасную среду для общения.

Пользователи хотят делиться не только эмоциями, но и показывать друг другу моменты игр, чтобы друзья и близкие тоже видели, что происходит на поле. Отсюда такой интерес к хайлайтам и коротким видео, которые пользователи отправляют друзьям — чтобы обсудить конкретный момент, а не голословно писать твиты.

Все это говорит о том, что футбольная аудитория только растет и не думает снижаться, а вот проблемы, которые возникают, лишь масштабируются — от сложности удержать зрителей в рамках платформы, где они смотрят матч, до токсичной атмосферы в соцсетях.

*Компания Meta признана экстримистской в России, а ее продукты запрещены

22
Начать дискуссию