{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как мы в медиа «Без Сменки» сначала придумали раздел «Шпаргалки» для поискового трафика, а потом всё переделывали

Привет, это Кристина Бойко, главный редактор медиа «Без Сменки». У нас на сайте есть раздел «Шпаргалки». Там публикуются полезные материалы по предметам для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: формулы, определения, разборы тем и заданий. Раздел приносит почти половину переходов из поиска. Чтобы его поддерживать и наполнять новыми материалами, нужно было придумать процесс — такой, чтобы обойтись силами небольшой редакции и не потратить дополнительных денег. Расскажу, что я сделала и как оптимизировала процесс в условиях ограниченного бюджета.

Но сначала предыстория.

2021–2023: с чего всё началось и как развивалось

«Без Сменки» — медиа онлайн-школы Вебиум для подростков и их родителей. Мы пишем статьи о школьном образовании, экзаменах — ОГЭ и ЕГЭ, поступлении и профессиях. Мы участвуем в верхней части воронки продаж на уровне охватов, лояльности и узнаваемости школы и преподавателей.

Нам больше двух лет, столько же я работаю главным редактором. Раздел «Шпаргалок» появился с момента запуска медиа. Это была идея нашего сеошника — так мы хотели привлечь бесплатный поисковый трафик по информационным (не продающим) запросам.

Я изучал конкурентов в нише информационного трафика для выпускников, а также популярные запросы у одиннадцатиклассников — нашей целевой аудитории. И обнаружил, что школьники задавали вопросы не только про ЕГЭ, но и про школьную программу. Они искали, кто начал Вторую Мировую Войну, как проходит митоз, когда пишется две н. Вокруг таких запросов был большой трафик. Ну очень большой. И в этой нише были лидеры, вроде «Решу ЕГЭ». Стало очевидно, что кроме сайта со статьями, нужно делать какой-то функциональный ресурс.

Роман Ковалёв, SEO-специалист «Без Сменки»

По сути, нужно было писать свои учебники по предметам. Предметов, к которым готовят в нашей школе, 11. Это огромный объём, задача не для одного редактора и нескольких авторов.

На старте у нас не было редакции — я работала одна: заказывала статьи у внештатных авторов, проверяла и выкладывала их сама на сайт. У нас был ограниченный бюджет, но по прогнозам сеошника шпаргалки могли бы нас бустануть и помочь молодому сайту раскрутиться. Поэтому решили пробовать.

Раздел «Шпаргалки»

Я придумала концепцию. Мы не стали переписывать учебники, а делали короткие памятки по темам — шпаргалки.

В самом начале «Шпаргалки» назывались «Материалами». Из названия было непонятно, про что этот раздел и какую пользу получат пользователи. Я придумала новое название, которое бы отражало смысл раздела. Потому что шпаргалки — это что-то короткое, выжимка основной информации по теме. Условно «Три закона Ньютона» — раз, два, три, формулировка и формула. То есть мы говорили «бери наши материалы, там уже самое важное по теме, ничего лишнего».

Кристина Бойко, главный редактор «Без Сменки»

У нас был источник теории — предметные группы нашей онлайн-школы. Контент туда писали редакторы, которые недавно сдавали ЕГЭ и помнили школьную программу. Они делали карточки с теорией. Материал уже был проверен, поэтому я брала их посты и выкладывала на сайт как шпаргалки. Также я сходила к помощникам преподавателей и попросила материалы с курсов, которые можно было бы выложить в открытый доступ.

В таком виде раздел просуществовал полтора года. Мы выросли, и в команде появился штатный автор–верстальщик. Она выкладывала по 5–10 шпаргалок в месяц в каждый предмет. Информацию также брала из соцсетей предметов.

Раздел хорошо перфомил. Всплеск трафика всегда был перед сдачей ЕГЭ — в мае–июне, когда школьники активно готовились к экзаменам и искали теорию.

визиты в раздел «Шпаргалки» в учебный год 2021/2022

визиты в раздел «Шпаргалки» в учебный год 2022/2023

Общая тенденция — «Шпаргалки» растут, даже когда основные статьи теряют в сезонности.

Общая тенденция — «Шпаргалки» растут, даже когда основные статьи теряют в сезонности.

2023: Кризис раздела и его переосмысление

Но процесс был энергозатратным. Летом 2023 года мы столкнулись с рядом проблем:

– посты в соцсетях редакторы выкладывали картинками, приходилось конвертировать их в текст — это долго;

– мы просили контент-менеджеров делиться гугл-доками с текстом для этих картинок, но они забывали;

– ЕГЭ меняется, шпаргалки с решениями задач устаревают — мы не можем это отследить, так как не эксперты в предмете;

– из поиска шпаргалки хорошо гнали трафик, но на сайте был бардак. В мобилке вообще ужасно выглядело.

Так выглядела страница со шпаргалками по предмету: много пустого места, лишние иконки, приходится долго прокручивать страницу в поисках в нужной шпаргалки — и не факт, что она там есть.

Раньше мы загружали шпаргалки спонтанно: мы не вели никакой таблички, не было темника — что было, то и выкладывали. На сайте не хватало оглавления, а нам системы учёта.

У нас по-прежнему была небольшая редакция: главред, редактор и два штатных автора, а также несколько внештатников, на которых был ограничен бюджет. Я могла бы задействовать авторов и перераспределить силы, но было препятствие — если мы сами пишем тексты, как организовать проверку формул, определений и решений задач по темам, в которых мы не разбираемся? Я знаю правила русского и английского, а вот в химии и физике не разбираюсь.

Я собрала команду на мозговой штурм, чтобы решить, что делать дальше. Предложила начать с оглавления на сайте. Но к тому времени у нас уже было больше 1 500 шпаргалок, и разносить их по темам было бы долго. Также нужно было как-то проверять актуальность номеров заданий и решения. Проще снести всё и сделать заново.

На мозговом штурме подсветили проблемы и думали над решениями

Всё снести мы не могли — шпаргалки приносили трафик. Поэтому мы договорились создать базу шпаргалок заново по актуальным чеклистам тем от наших преподов — они готовят такие каждый год перед стартом курсов.

Договорились: старые шпоры не сносим, новые публикуем уже по темам. Если находим дубли, по ходу удаляем.

Получалось, что старые шпаргалки по-прежнему находились через поиск, но не отображались в оглавлении.

Как я организовала процесс

Заниматься разделом шпаргалок я предложила штатному автору и мы вместе перепридумали её роль. Она уже подхватывала за мной много задач и была моей правой рукой, поэтому она стала старшим редактором.

В качестве экспертов мы решили привлечь команды предметов, раз мы онлайн-школа. Пошли к наставникам. Про них мы, кстати, рассказывали в этой статье.

Я наметила шаги:

  • просим преподов чек-листы тем по предметам;
  • оформляем их в табличку, чтобы отмечать, какие темы отработали;
  • составляем ТЗ на идеальную шпаргалку, чтобы получать её сразу в нормальном оформлении;
  • идём по списку тем и наставников написать шпаргалку;
  • грузим по мере появления на сайт.

Мы сходили к наставникам заранее. Но без бюджета браться за такую задачу они не захотели.

Тогда я решила, что попробую перераспределить выделенный на статьи бюджет и предложить авторам, в которых я уверена, писать шпаргалки. Причём не начинать сразу со всех предметов. Остановились на физике, биологии, русском и обществознании.

Кстати, благодаря оптимизации нам удалось взять двух авторов в штат.

На создание темника ушло около двух недель. Мы собрали чек-листы тем по предметом. Их разделы и стали оглавлением в «Шпаргалках».

Мы написали инструкцию для авторов, где указали критерии и примеры правильного оформления, а также правила работы с картинками.

Дальше мы сделали чат в Телеграме для взаимодействия с авторами. Старший редактор распределила первые шпаргалки.

В чате сделали разделы под каждый предмет

Первый блин вышел комом, поскольку авторы не сразу поняли важность оформления шпаргалок по инструкции. Было несколько раундов правок, и через месяц рабочий процесс был полностью выстроен.

Пока старший редактор собирала первые шпаргалки, я сделала визуализацию оглавления на сайте и попросила дизайнеров отрисовать его. Потом отдала технической команде, чтобы они выкатили обновления.

Как только технические обновления были готовы, старший редактор приступила к наполнению разделов. Она вбивала темы и распределяла готовые шпаргалки. Мы решили всё-таки отсмотреть старые шпаргалки и по возможности занести их также в раздел.

С английским старшему редактору помогала стажёр, которая месяц проходила в редакции практику.

Работа над оглавлением — один из самых неинтересных и энергозатратных процессов в создании раздела. Была задача: заверстать названия разделов из «Темника по шпаргалкам» и распределить по рубрикам готовые материалы. Этот этап довольно монотонный: технически нужно было выполнять одни и те же действия по несколько раз.

Анна Кузьмина, старший редактор
Как стал выглядеть раздел — появилось оглавление.

На создание оглавления и распределении шпаргалок ушло больше месяца.

Какой итог

Работа над разделом заняла три месяца. За это время:

  • Получилось выстроить рабочий процесс по разделу. Теперь у нас есть темник, а также пул авторов по предметам и понятные шаги. Пока мы не наполняем раздел новыми шпаргалками, но планируем возобновить.
  • Навигация в разделе «Шпаргалок» стала понятнее — гораздо удобнее по оглавлению искать нужную тему. В мобилке смотрится хорошо.
  • Работа над разделом стала частью пересмотра процессов в редакции. Я оптимизировала бюджет, взяла в штат двух авторов, перепридумала роли.

В наших планах — повысить конверсию в продукт с баннеров в шпаргалках. Я предложила для каждого предмета сделать своего бота с полезностями, в которого мы как раз будем вести с баннеров. Но это уже, коллеги, после праздников.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда