{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я уехал жить в Британию

Скажу сразу, это это будет пост не про "бросил все и уехал на бездуховный Запад", а про "получил предложение от работодателя и погнал работать", поэтому часть бюрократических моментов была упрощена этим самым работодателем.

Подготовка к переезду

Что нужно, чтобы переехать в UK на работу?

Виза

Очевидно, нужна виза. Виз существует несколько типов (Tier 1, Tier 2, Tier 3, Tier 4). Поскольку я переезжал по работе, меня интересовала рабочая виза - Tier 2. На данный момент существует 2 типа рабочих виз - Tier 2 General и Tier 2 ICT. Для General визы нужно проходить полный процесс проверок со стороны посольства UK, сдавать IELTS, ну и так далее. Для ICT (intra-company transfer) не нужно ничего (так как работодатель поручается за вас), кроме отсутствия совершенно явных косяков в виде судимостей, непогашенных задолженностей, уголовных преследований и т.д. Кроме того, нужно указать адрес вашего будущего проживания. Поскольку жилье мы еще не нашли, можно указать адрес офиса работодателя. Этот адрес будет использовал в дальнейшем для отправки BRP (см. ниже).

В обычных условиях нужно заполнить формочку на сайте правительства Великобритании - www.gov.uk (для меня, в данный момент, это эталон того, как должен выглядеть госсайт- все большими буквами, по пунктам, с рабочими ссылками). В формочках спрашивают классические для такого случая вопросы - родился, женился, образование, служба в армии, участие в террористических организациях, какие страны посещал и когда + сканы паспортов. После чего формочка улетает в UKVI (местный ФМС).

В моем случае всем этим занималось визовое агенство, которое нанимал работодатель. Суть от этого не меняется, потому что формочки заполняеются те же самые.

Британия является страной, которая победила туберкулез, поэтому крайне трепетно относится к иностранцам, которые приезжают непонятно откуда. Чтобы въехать в UK с целью находиться тут продолжительное время (более 6 месяцев) необходимо будет предоставить пруфы того, что вы не чумной десантник болеете туберкулезом. Основной прикол в том, что есть довольно небольшое количество аппрувленных клиник, которые могут вам предоставить такой сертификат.

Найти ту самую можно на правительственном сайте (который, кстати, выпадает в топ гугла всегда). Вот список для РФ с требованиями по документам, которые нужно иметь при себе (паспорт, фотки 35*45).

После регистрации нужно будет забукать аппойнтмент, на который не рекомендуется опаздывать. Процесс в целом занимает около 3 часов (нужно будет ходить из кабинета в кабинет и ставить печати), поэтому лучше все планировать все с запасом.

Мероприятие стоит 130$ и по результатам вы получите официальный бланк, который может попросить UKVI и офицер таможни при въезде в страну (поэтому рекомендуется его иметь в ручной клади, чтобы показать в случае чего). Выглядит сертификат вот так:

Final Step

После того, как вы доделали все медосмотры и пульнули все формочки, нужно ждать. Через какое-от время UKVI (в моем случае через агента) пришлет подтверждение, что они проверили все документы и вы не террорист и можно подавать бумажные копии документов.

Посольство Великобритании не занимается визовыми операциями. Для этого нужно будет посетить визовый центр на ст. м. Курская (для Москвы). и подать оригиналы документов + оставить паспорт + сфоткаться еще раз.

Удовольстие стоит около 6.5к вечнодеревянных. Среди дополнительных опций - смс оповещение о статусе работы над документами, доставка курьером (DHL) и даже выезд с необходимой аппаратурой по месту вашего жительства. Далее нужно снова ждать. Процесс занимает около 7 рабочих дней. По результатам вам доставят конверт с паспортом с виньеткой внутри (такая пластиковая суперзаламинированная страничка) + иммиграционное письмо от UKVI, в котором будут описаны условия въезда в страну.

Если коротко, то они сводятся к следующему - въехать в оговоренные в письме сроки (30 дней с момента выдачи письма), оформить BRP (biometric residence permit) в обозначенные сроки (до окончания действия письма - 30 дней), встать на учет в полиции (7 дней по приезду). Если вы нарушаете данные правила, то могут быть различные неприятные моменты, вплоть до депортации.

Пример UKVI Letter

Пример BRP

Hints

Из моментов, которые, наверное, нужно упомянуть, хотя они не относятся к визами и оформлению доков:

-В UK почти везде можно расплатиться карточкой (что радует), однако в самых неожиданных местах могут не принимать. Поэтому лучше иметь некоторое количество налички с собой (желательно мелкого номинала -10, 20 фунтов. На бумажку в 50 фунтов могут долго и недоверчиво смотреть).

-В UK довольно туго без автомобиля, если вы живете не в Лондоне/Эдинбурге/Манчестере/Другом крупном городе. Поэтому нужно убедиться, что ваши права валидны. Я перед переездом сделал себе международные права (такая книжечка в несколько страниц). Оказалось, что оно не требуется и достаточно пластиковой карточки - обычных прав. Но в силу того, что в РФ они по меньшей мере 3 образцов (старые права, которые помещаются только в паспорт; поновее, на которых написано все на свете, кроме того, что это права; и последняя версия, которая удовлетворяет таки требованиям венской конвенции о дорожном движении), лучше убедиться, что на ваших написано, что это driving licence и что все сведения продублированы на языке Байрона и Шекспира.

-Заняться поиском квартиры лучше всего еще из дома. Квартиру вы, скорее всего, не найдете, но получите представление о местном рынке недвижимости.

Хотел рассказать еще про первый месяц жизни тут и примерную стоимость всего, но наберется на еще один пост. Если интересно, я могу запилить часть 2 (и 3 если понадобится).

Привет, UK.

Временное жилье.

Я не буду вдаваться в подробности, так как все довольно очевидно. Если вы ищете временный плацдарм для своих действий, лучше всего выбирать отель максимально близкий к автобусной или ж/д станции, чтобы не тратить лишнее время. Кроме того, нужно обратить внимание на адрес доставки BRP, который указан в UKVI Letter. Будет не очень здорово, если придется ехать в соседний город, чтобы получить карточку (о ней поговорим чуть позже).

Транспорт.

Чтобы добраться до временного жилья, нужно воспользоваться транспортом. Если вы будете жить за пределами Лондона, то проще всего взять такси. У меня это организовывал работодатель, но вообще вполне себе функционирует Uber (хотя в центр Лондона он вас не сможет отвезти в связи с протестами местных таксистов и последовавшим за этим запретом).

От Хитроу до места, где я жил, мне пришлось отдать 217 фунтов. Это в целом приемлемый прайс за 2 часовой трип в 140 км.

Понятное дело, что каждый день кататься на работу и с работы на такси довольно накладно и если вы живете и работаете в разных городах, то в долгосрочной перспективе лучше рассмотреть приобретение автомобиля.

Но пока авто у нас с вами нет, альтернативы есть следующие:

Поезд.

Я не буду пересказывать баянистую шутку про поезд vs электричка, наверняка ее все и так знают. Скажу только, что местные поезда стоят порядочно, но за это вы получаете довольно неплохой уровень поездки (WiFi в салоне, USB зарядки в каждом кресле). Посчитать стоимость грядущей поездки на поезде можно тут: https://www.thetrainline.com/

Обратить внимание нужно на то, что стоимость билета очень сильно зависит от времени, в которое вы едете. Так, билет из моего города в Лондон в 7 утра может стоить около 100 фунтов, в то время как в 11 утра, уже 38.

Еще одна интересная особенность, это местная IT инфраструктура, касающаяся транспорта. У большинства транспортных компаний есть мобильные приложения, где можно купить билет на поезд. И вот тут собственно кроется особенность: билет в приложении чаще всего дороже, чем на сайте. Для себя я понял эту особенность так: ты такой на бегу покупаешь билет и тебе надо быстро и удобно, поэтому дороже.

В UK существует некоторое количество железнодорожных компаний и качество поездов, их прайс и количество опций (Wifi и т.д.), могут отличаться. Так, можно поехать в Шотландию, купив билет на сайте выше, при этом пару раз пересаживаться на новый поезд и каждый раз он будет другой компании.

В целом, перемещаться поездом довольно удобно, но накладно. Мой ежедневный маршрут на работу и назад обходился в 6,8 фунта. Есть также проездные, которые опять же можно взять на сайте выше. Они бывают на неделю, месяц, год и существенно уменьшают стоимость. Только нужно иметь в виду, что по этому проездному можно кататься только из пункта А в пункт Б и никак иначе.

Автобус.

С автобусами ситуация похожая: их много, они дешевые, у каждой фирмы есть приложение (в котором может быть дороже, чем на сайте). Забавный момент, что, по всей видимости, бритты считают, что туристы должны страдать, поэтому часть приложений в Google Play сертифицируются только под британский регион (например, приложение от автобусной компании на фотке ниже, говорило мне, что оно недоступно для моего региона, так что если вы турист, может быть неприятно). В автобусах также зачастую есть фонарик для чтения, розетка и WiFi. Билет также можно купить на борту, сказав водителю, куда нужно добраться. Водитель принимает как наличку, так и всевозможные ApplePay, GPay и т.д. Стоимость поездки может обычно в 2-3 раза дешевле таковой у поезда. У автобуса также есть проездные на день/неделю/месяц/год/пока Император не встанет с золотого трона.

Окей, мы разобрались с перемещениями своего тела в пространстве. Дальше нужно разобраться с едой (товарищ Маслоу одобряет), местной бюрократией и деньгами.

Провиант.

Прайсы на нямку отличаются от таковых в РФ, как правило в большую сторону. Какие-то продукты стоят также, какие-то даже дешевле, но в целом ценник в UK выходит больше.

Из интересных моментов:

- Яйца продаются в количествах кратных 3-м (3, 6, 12, 15). Стоят около 2 фунтов за 12 шт. Но тут все зависит от магазина и такой штуки как Free Range. То есть если курочка паслась свободно и могла бегать ( а значит жила полноценной жизнью), значит и яйца у нее лучше, а если ее держали на фабрике в клетке, то она была несчастной и яйца у нее не очень. Тоже самое относится и к мясу.

- Бритты безумно любят чеддер. Если зайти в любой магазин, то вы увидите огромный стеллаж со всеми возможными вариантами чеддера и относительно небольшой отдел с остальными сырами (которые будут проигрывать по стоимости чеддеру).

- В Британии сложно найти типичные русские закуски к пиву типа кальмаров или рыбы :(

- Пиво продается разное, ценник стартует от 1,25 фунтов за 0,5. При покупке могут попросить документы (возрастной порог - 25 лет).

- Типичную русскую еду можно найти в польских магазинах. Стоит, в целом, недорого, а ощущение привычной жизни дает неплохое (пельмени, гречка, шпроты :) ).

Документы.

После того, как вы добрались до временного убежища и закупились припасами, нужно урегулировать законодательные вопросы.

А именно:

- Получить BRP (30 дней с момента выдачи письма)

- Стать на учет в полицию (7 дней с момента приезда)

BRP

Как должно работать: смотрим в UKVI Letter, находим почтовое отделение, в которое должны доставить BRP, находим дату, когда должны доставить, идем туда, получаем -> квест выполнен.

Как было у меня: Пришел на почту, оказалось, что карточку не доставили. Сказали прийти через неделю. Через неделю сказали, что карточки по прежнему нет. Сказали прийти через 3 дня. Через 3 дня сказали, что, видимо, произошла ошибка и дали почту, куда написать, чтобы решить проблему (по факту это можно сделать на сайте gov.uk, про который я говорил раньше). После письма в спортлото UKVI сказали ждать еще 5 рабочих дней (тем временем у меня начинало неплохо так подгорать по поводу завершения месяца во временном жилье и сложностей с полицией и банками). По истечении 5 дней я стал гордым обладателем заветной карточки, которая является аналогом паспорта для резидентов.

Police

Регистрация в полиции это обязательная мера, без которой у вас могут начаться проблемы с законом, вплоть до выдворения из страны.

Зарегистрироваться нужно в течении 7 дней с момента прибытия в страну (не указывается рабочих или нет, я предполагаю worst case - календарных дней).

Как должно работать: получаете BRP (ага :) ), идете в полицию, сообщаете цель своего визита, отдаете 34 фунта, сообщаете адрес своего проживания (которого у нас еще нет), получаете бумажку -> квест выполнен.

Как было у меня: проблемы начались сразу из-за задержки с BRP, ибо без нее на учет нельзя стать. Кроме того, нельзя, как оказалось, прийти в любой офис полиции- нужно в особенный, который может находиться на некотором отдалении от вас и туда придется как-то добираться.

Отдельного упоминания заслуживает график работы абсолютно всего (кроме супермаркетов) в UK. Типичный рабочий день- с 9 до 17:30, соответственно, чтобы куда-то съездить, нужно уходить раньше с работы, а для этого договариваться с боссом (мне было не очень комфортно это делать по нескольку раз в неделю).

Итак, бравый офицер дал мне визитку с номером нужного мне отделения полиции, куда я и позвонил, чтобы назначить встречу. В день Х, я приехал в офис полиции (Constabulary office, если быть точным), ко мне спустилась милая дама, которая за 15 минут оформила все документы, но сказала, что нужно будет приехать еще 2 раза: чтобы привезти оригинал BRP, когда я его получу, и чтобы привезти договор аренды, когда он у меня будет, чтобы подтвердить адрес проживания. После выполнения данных условий, мне прислали бланк с регистрацией по почте на мой домашний адрес. Бюрократическая сторона вопроса завершена.

Деньги.

Чтобы получать тут ЗП, нужно завести банковский счет, чтобы завести счет, нужно получить BRP и доказать, что вы реальный человек. Чтобы доказать свое существование, нужно предоставить счет по коммуналке, договор аренды или письмо от работодателя. Особенность в том, что первых двух у вас не может быть, если у вас нет банковского аккаунта, если только вы не арендовали жилье с русской карточки (что местные агенты не очень приветствуют). Поэтому оптимальный вариант - получить бумажку от работодателя.

Банки.

Банков в UK много, но как и в РФ, есть свои лидеры рынка (кроме того, можно изучить особенности местного рынка на https://www.moneysupermarket.com/). Я постараюсь рассказать о некоторых. Следует заметить, что почти во всех банках существует разделение на Domestic и International банки. Если коротко, то первый - если вы бритт и живете в UK и вам не нужно делать переводы или куда то постоянно и надолго ездить и пользоваться там деньгами. Второй вариант - если вы экспат, который кормит семью дома. Особенность состоит в том, что с международных аккаунтов проще переводить деньги, меньше комиссии, но выше порог входа для нового клиента (другими словами, вам нужно доказать рублем/гривной/шекелем свою платежеспособность/добропорядочность). Еще сложилось мнение, что если в РФ банки бегают за клиентами, то в UK ровно наоборот.

Как только вы выбрали свой банк, нужно назначить встречу с клерком в конкретном отделении. Заранее лучше созвониться с поддержкой банка и уточнить список документов, который нужно иметь с собой и сроки их валидности (бумага от работодателя может прокиснуть, если вы затянете поход в банк).

HSBС

Довольно распространенный банк. Имеет офисы в Азии, Америке, Европе (которая континентальная). Граница входа в международный аккаунт - 50000 фунтов на счет + держать неснижаемый остаток (увы не помню сколько именно).

Плюсы:

- Отделения и банкоматы есть в большинстве городов (но не надо думать, что это как сбер с банкоматами на каждой остановке)

- Лояльнее остальных относятся к экспатам

- Доместик аккаунт открывается с минимальными условиями (типа держать на счетах 1000 фунтов)

- Адекватная служба поддержки

- Удобное приложение

Минусы:

- Мне почему-то неожиданно заблокировали карточку и не смогли объяснить почему, пришлось перевыпускать. Как-то странно для большого банка.

Lloyds

Один из крупнейших банков в UK.

Плюсы:

- Нет ограничений по открытию международных аккаунтов

Минусы:

-Сложно стать клиентом, если ты не местный. Мой коллега получал карточку 3 месяца (nuff said).

Barclays

Большой банк с офисами в Азии, Америке, Европе

Плюсы:

-Обычный банк, если пытаться открыть внутренний аккаунт

Минусы:

-Чудовищные условия для международных аккаунтов

Natwest

Один из старейших банков в UK (видимо старость сказывается на качестве их официальных вебсайтов - на момент переезда сайт представлял собой простыню неформатированного текста с предложением написать на почту по всем вопросам, сейчас вроде бы починили )

Про этих друзей особенно ничего не скажу, так как забил про них читать в момент, когда увидел офф сайт.

Жилье.

Поиск жилья в UK не особенно отличается от такового в РФ. В UK есть пара популярных платформ для поиска дома:

Все довольно очевидно и работает также, как и везде - на итоговый ценник влияет удаленность от станции поезда, год постройки, район, наличие/отсутствие мебели, класс энергоэффективности жилья, муниципальный налог (об этом ниже), наличие парковки.

Класс энергоэффективности присваивается специальным отделом при муниципалитете и выглядит вот так:

Чем больше буква, тем больше (скорее всего) Вы будете платить за отопление.

Отдельного упоминания заслуживает парковка. Если Вы планируете водить в Великобритании, то парковка/гараж/площадка возле дома-это must have вещь, о которой нужно подумать в момент поиска жилья.

Обусловлено это тем, что просто так машину на улице оставить нельзя.

Существуют следующие модели владения автомобилем:

1) Вы живете в многоквартирном доме и у вас есть свое машиноместо.

2) Вы живете в своем собственном доме и у вас есть гараж, либо машиноместо на территории вашего дома.

3) Вы живете в собственном/многоквартирном доме, машиноместа у вас нет, но есть так называемый резидент паркинг. Другими словами, Вы имеете право бесплатно ставить автомобиль в пределах улицы, на которой живете, но только в специальных, обозначенных, местах. Соответственно, наличие свободного места не гарантируется.

4) Вам не повезло и для вашего дома не предусмотрен резидент паркинг или машиноместо. В таком случае остается либо оставлять авто на платной парковке, либо парковаться на улице и надеяться, что никто не заметит.

После того как Вы определились с жильем, нужно созвониться с леттинг агентом и назначить встречу.

Первая встреча предполагает просто осмотр жилья без каких-то дальнейших обязательств, но нужно учитывать, что в больших городах рынок недвижимости довольно активный и может так получиться, что сегодня Вы посмотрели квартиру и решили ее арендовать, а послезавтра выяснится, что ее уже кто-то забрал (особенно это справедливо про Лондон).

После того, как Вы окончательно поняли, что вот она, рыба квартира моей мечты, нужно звонить агенту и сообщать о своем намерении заключить договор. Скорее всего вас попросят оставить депозит (обычно в размере 1-1,5 месяцев аренды) и оплатить первый месяц аренды. Депозит нужен для того, чтобы в случае если Вы вдруг неожиданно пропадете, агент не остался в минусе. Кроме того, если Вы повредите что-либо в квартире, из депозита вычтут деньги за ремонт.

Интересный момент, что если агент берет депозит, то он обязан завести аккаунт в одном из аппрувленных государством депозитариев и уведомить Вас об этом. Депозитарий дает гарантию, что агент, в свою очередь, никуда не денется с Вашими деньгами.

Кроме того, у ряда лендлордов, которых представляет агент, есть требования по поводу страхования имущества. То есть Вы не сможете снять квартиру, если у вас не будет страховки.

В моем случае страховку предлагал сам агент и она стоила крайне недешево + оформлялась в третьей фирме, у которой не было даже вебсайта (очевидно, что свои и для своих).

Решить данную проблему оказалось суперпросто. Есть замечательный сайт (с бесящими сурикатами) CompareTheMarket. Там можно при помощи нехитрых манипуляций найти себе страховку на что угодно - квартиру, машину (к этому мы еще вернемся), здоровье. Кроме того сайт здорово помогает искать поставщиков связи и коммунальных услуг (об этом позже).

Для сравнения скажу, что предложенная агентом страховая предлагала 150 фунтов за страхование имущества за год. На сайте выше мне удалось найти вариант за 43 фунта в год.

После того как Вы все подписали и оплатили, нужно будет провести инвентаризацию жилища.

При осмотре квартиры/дома нужно обращать внимание на все проблемные места, которые Вы сумеете обнаружить, какими бы незначительными они не казались. Нужно это будет для того, чтобы по результатам завершения вашего пребывания, агент не выставил счет за нанесенный урон. Кроме того, обязательно нужно записать показания счетчиков на момент въезда (это пригодится потом) и уточнить у агента/лендлорда, кто был поставщиком коммунальных услуг для прошлого владельца.

Коммунальные платежи и налоги

Во многих домах в Великобритании отопление, как правило, электрическое. Существуют дома с центральным отоплением, но зачастую это многоквартирные студенческие общежития, либо отели.Тоже самое касается горячей воды. Поскольку горячей воды в домах нет, у всех стоят бойлеры и каждый пользуется так, как считает нужным.

Коммунальных платежей несколько:

Вода, Газ, Электричество

-Муниципальный налог (я добавлю его сюда, потому что по сути это налог, который платится с конкретного дома за работу различных служб: вывоз мусора, уборка территории и т.д.)

-Лицензия на TV

-Интернет и связь

Вода

Поставщик воды для конкретного дома всегда предопределен районом проживания и поменять его нельзя. Тарифов тоже особенно нет, и ценник привязан к наличию/отсутствию счетчика и геозоне, в которой Вы живете. Для подключения нужно сообщить поставщику дату въезда и показания счетчика (если он есть) на момент заселения.

Для меня платежка за воду стала эталоном того, как должна выглядеть подобная квитанция.

Электричество

С электричеством дела обстоят несколько иначе: Вы можете выбрать поставщика услуг (привет, CompareTheMarket) и заключить с новым поставщиком договор.

Тарифы на электричество довольно разнообразны и чем-то напоминают интернет в нулевых-десятых. Либо ты платишь много и стабильно, но не паришься из-за показаний (как делал мой предшественник), либо платишь абонентку + сколько сжег Ватт-часов (как делаю Я).

По факту разница примерно в 2 раза - 75 vs 32 фунта соответственно (по крайней мере у меня).

Кроме того, существует разделение на дневной и ночной тарифы (Rate 1 and Rate 2/4).

Соответственно если Вы планируете сэкономить на электричестве, то лучше выставлять таймеры бойлеров и прочего прожорливого оборудования на ночь.

Для того, чтобы совершить переход на нового поставщика, нужно выполнить определенный ритуал:1) Узнать кто был поставщиком у предшественника.

2) Пойти на их сайт и зарегистрироваться.

3) Пойти на сайт нового поставщика (которого Вы выбрали), завести аккаунт, выбрать опцию Switch provider.

4) Ввести дату переезда и показания на тот момент.

После этих манипуляций Ваш новый поставщик свяжется с поставщиком предшественника и они сами договорятся о переводе счетов. Неприятным моментом может стать тот факт, что переход занимает до 6 недель. И эти 6 недель Вы будете платить старому поставщику по тому тарифу, который был у Вашего предшественника (либо Вас переведут на то, что называется Standard Tariff - который зачастую сильно дороже).

Газ

У меня дом сугубо электрический, поэтому про газ рассказать особенно не получится. Но суть примерно такая же. Поменять провайдера можно и делается это точно так же, как в варианте с электричеством.

Муниципальный налог (Council Tax)

Данным налогом облагается каждый объект недвижимости в Великобритании. В зависимости от стоимости жилья, вашему дому присваивается одна из категорий - от А до H, согласно которой Вы и будете платить налог. Необходимо учитывать этот момент в выборе жилья (благо сайты описанные выше почти всегда прикладывают информацию по категории конкретного дома и, соответственно, стоимости налога). Найти точную сумму для вашего дома можно также на сайте правительства gov.uk

Для чего платится данный налог?

С выплат по налогу работают различные местные службы - полиция, пожарные, парки, спортплощадки, библиотеки, вывоз мусора, освещение улиц, ремонт дорог, ЗАГС.

Можно ли платить меньше?

Да, можно. Если Вы живете один (как Я), то получаете скидку 25% на Council Tax. Но в моем случае муниципалитет не учел этого сразу и пришлось звонить и просить обновить данные в базе.

Если Вы студент - скидка 100%

Если Вы Disabled person, то Вы также не платите данный налог.

Лицензия на TV

Если вы хотите смотреть любые телевизионные каналы, пользоваться онлайн TV сервисами (ITV Hub, All 4, YouTube, Amazon Prime Video, Now TV, Sky Go, etc), смотреть BBC на любом устройстве, Вам нужно купить лицензию на TV.

Сделать это можно тут: https://www.tvlicensing.co.uk/

Если Вы не уверены, то на сайте есть вопросник, который поможет определиться. Лицензия на TV стоит около 150 фунтов в год (около 12 фунтов в месяц), что, в целом, не очень большая сумма.

У меня телека нет и не предвидится, поэтому мне лицензия не требуется. Следует заметить, что если Вы указываете, что лицензия Вам не требуется, то Вы автоматически попадаете в список для проверки (то есть к Вам может прийти уполномоченный представитель и доказать, что телека у Вас нет, либо Вы им пользуетесь исключительно как монитором для консоли или компьютера).

Интернет и мобильная связь

По меркам РФ интернет и мобильная связь в UK супердорогие.

Найти поставщика интернета можно на все том же CompareTheMarket. Я за 70 Мбит/с отдаю 28 фунтов. Тариф на 35 Мбит/с стоил 25 фунтов.

Мобильная связь представлена довольно широкой линейкой операторов, но можно выделить большую четверку: BT, O2, Vodaphone, Three. Маркетшейр можно посмотреть вот тут: тык

По сути все предлагают примерно одно и то же. Пакет на 1000 минут (не особенно нужных) и 1000 смс (аналогично) и 10-12-15 (15 Гб КАРЛ!!!) интернета выйдет около 15-20 фунтов

Ну и напоследок картинка с моими типичными расходами за месяц. Расход на электричество большой, потому что как раз в этом месяце произошел финальный расчет со старым поставщиком и одновременная оплата новому (собственно о чем я говорил, около 70 фунтов по старому счету + около 30 по новому).

Вождение в стране 5 часового чая и острых козырьков глазами экспата

Так случилось, что Британия довольно-таки автомобильная страна, и если у вас нет прав, то простейшие задачи из разряда "подскочить к знакомым и забрать %item_name%" или "добраться на тимбилдинг с дорогими коллегами" становятся довольно нетривиальным квестом, включающим несколько пересадок на автобусе и/или электричке.

В целом, говоря о Британии со стороны водителя, могу только сказать. что все сделано довольно четко и логично: нет безумного количества знаков, но есть много подсказок на асфальте (зачастую скоростные лимиты, направления на соседние города и т.д.). Раньше мне доводилось водить только в России, поэтому пришлось привыкать к некоторым местным особенностям:

1) Конечно же левостороннее движение. Первые 2-3 недели жестко тупишь и ощущаешь себя не очень комфортно, потому что все вроде бы и логично, но как-то "неправильно"... Потом к этому привыкаешь и все вроде бы и ничего (справедливости ради скажу, что однажды умудрился таки выехать на встречку на Т-образном перекрестке) :)

2) Очень... Нет.. ОЧЕНЬ!!!!! много перекрестков с круговым движением. Местные давно привыкли, однако если вы недавно приехали в страну и начинаете водить, это добавляет адреналина. Особенно доставляют конструкции типа двойных круговых (тут их называют roundabout). Особенно, если между кругами нужно стремительно поменять полосу, как на второй картинке.

Пример двойного кругового в моем городе.

И еще один, в этот раз со сменой полос, если вдруг вам нужно ехать прямо.

Для того, чтобы доказать свою исключительности, британцы даже запилили так называемый Magic Roundabout. По всей видимости он должен накаладывать штраф на мораль у тех, кто пытается сдать на права.

В кажущемся аду на самом деле есть порядок, который можно описать 3 правилами:

- Каждый раундэбаут нужно воспринимать как самостоятельный перекресток

- Уступаем дорогу машинам, которые уже на круге, или которые въезжают справа.

- Если раундэбаут большой и там куча полос, нужно заранее понять, какой у вас съезд, чтобы занять нужную полосу (картинка ниже). Полосы зачастую спланированы так, чтобы номер полосы соответствовал съезду. И как я уже писал выше, всегда есть разметка на асфальте.

3) Британские улицы могут быть очень узкими, особенно в старых городах. Дело в том, что все строилось еще во времена карет и лошадей, и тогда все было ок. Теперь же в маленьких переулочках зачастую обе стороны забиты припаркованными автомобилями и протиснуться между ними это тот еще аттракцион, особенно если водите не так давно и не привыкли к габаритом машины и правому рулю.

4) Нельзя просто так взять и оставить машину на улице (знаю-знаю, в больших городах в РФ также, но если выехать за МКАД, всем становится в целом все равно, где вы бросите тачку). Здесь по улицам ходят пенсионного возраста товарищи и смотрят, оплатили ли вы парковку на конкретной улице (везде есть паркоматы) или нет. Если не, то выписывается штраф, если да, то товарищ проверит, что вы уехали/продлили талончик через N часов.

5) Отдельные светофоры на каждую полосу. В РФ такое тоже бывает, но тут возведено в культ. Лично меня несколько сбивало с толку поначалу, хотя вроде бы все логично.

6) На большинстве перекрестков нельзя развенуться (о чем висит соответствующий знак). Приходится гнать до следующего кругового, либо же сворачивать в какие то дворы, чтобы выполнить маневр там.

7) Перестроение из разных полос. После вождения в РФ, и в Москве в частности, складывается впечатление, что полосность движения штука довольно условная. Встал не в ту полосу и уже доехал до светофора? Включи поворотник и добрые соседи тебя может быть и пропустят. Тут так не работает (ну а если и работает, то на вас будут странно смотреть). Если ты не в той полосе, езжай туда, куда направила тебя судьба и уповай на то. что разворот или альтернативный путь будет не сильно дальше/хуже (мне как-то пришлось сделать из-за этого 10 мильный крюк, такие дела).

8) Стандартный скоростной режим - 30 миль в час. Тут есть особенный прикол. Если вы едете по городу и не видите знаков, которые сообщили бы вам о лимите, но видите уличное освещение, значит лимит - 30. В остальных случаях будут знаки. Что особенно интересно, на небольших дорогах на окраинах городов, скоростной режим дублируется маленькими напоминалками.

Существуют еще адовые варианты, где вам вполне легально предлагают ощутить себя в шкуре раллийного гонщика. Картинка ниже предлагает вам ехать с "Национальным лимитом", что для легковых автомобилей без прицепа состовляет 60 миль в час.

Я разделил описание ниже на несколько шагов, которые можно описать следующией последовательностью:1) Проверка возможности обменять имеющиеся права на британские.

2) Получение Provisional Licence

3) Сдача теоретического теста

4) Сдача практического экзамена

Шаг 1: Проверка возможности обменять имеющиеся права на британские.

Итак, для начала нужно проверить, а нужно ли вам вообще получать права в Британии, или же можно поменять свои местные на британские. Для этого есть вот такой сервис:

По ссылке доступен вопросник, который подскажет, как вам быть в вашей конкреткой ситуации. Если коротко, то если вы владеете правами из списка ниже, то ваша жизнь становится сильно проще. Если же нет, то начинвается квест по получению прав.

Шаг 2: Получение Provisional Licence.

Provisional Licence это такая штука, которая дает вам право находиться за рулем транспортного средства под присмотром старших товарищей (24+ лет, 3 года стажа за рулем) и при наличии на транспортном средстве знаков, что вы учитесь:

Идем на сайт правительства (да-да, снова он), отвечаем на вопросы, платим пошлину (34 фунта), и ждем письмо на почту.

Спустя 7-10 дней придет письмо с формочкой зеленого цвета, в которую нужно будет вписать информацию о себе и приклеить фото:

После того, как вы справились с этой задачей, нужно отправить формочку назад и приложить к ней документ, который вы использовали в качестве ID (в моем случае это был загранпаспорт). Я довольно параноидально относусь к отправке доков почтой (привет почта России), поэтому советую отправлять приоритетным пакетом (1st Class 24 Track), который и доедет быстрее и трекать можно (в моем случае это вышло в 13 фунтов). Также, внутрь вашего письма нужно положить пакет для обратной отправки, чтобы уважаемые господа из DVSA вернули его также первым классом.

Спустя 2-3 недели вам должен прийти коверт с вашими документами и временными/учебными правами. Выглядят они вот так:

Шаг 2: Теоретический экзамен

Забукаться на теоретический экзамен можно на все том же сайте правительства (такие вот госуслуги :) ). Там можно (и нужно) выбрать центр, где вам удобнее сдавать и время/дату. Цена вопроса - 23 фунта. Готовиться рекомендую по приложенькам, аналогичным таковым в РФ (ПДД 2022, тысячи их).

Сам теоретический тест проходит слудующим образом: вы приходите за 15 минут до начала теста в тестцентр, отдаете свои права, их проверяют на оригинальность и сверяют с данным в базе. Если все хорошо, то дают распечатку с правилами проведения теста и просят ее прочитать и расписаться в ознакомлении. После чего нужно сдать ВСЕ лишние вещи в шкафчик и проследовать в экзаменационную комнату. Лишними вещами считается все, кроме прав и ключа от шкафчика. Меня даже попросили снять худи, часы, выложить ключи от квартиры, мелочь и ручку.

Экзаменационный класс представляет собой комнату, разделенную на перегородками, чтобы сдающие не мешали друг другу. На каждом столе отмечено место, куда нужно положить ключ и права. Напротив висит камера (большой брат следит, хехе), которая смотрит за тем, чтобы вы не списывали.

Сам тест состоит из 2 частей (раньше было две). Первая часть - ответ на теоретические вопросы + так называемые case study (вам показывают коротенький ролик и задают по нему простой вопрос). Всего вопросов 45 + 5. Чтобы сдать, нужно ответить верно на 43 вопроса и уложиться в 57 минут. После чего дается 3 минутный перерыв. Вторая часть - это hazard perception. Для неподготовленного человека пройти его очень непросто. Суть заключается в том, что вам показывают 14 роликов, в каждом из которых есть что-то небезопасное (в одном из них 2 случая). Ваша задача быстро среагировать на угрозу и кликнуть мышью/клавой, чтобы просигнализировать о том, что вы увидели опасность. Особенность в том, что у каждой ситуации есть свое окно возможностей, иногда довольно узкое. Если вы увидели проблему сразу и кликнули, то получаете 5 баллов, если чуть позже, то 4, и так далее. Ирония в том, что иногда можно кликнуть чуть раньше и получить 0, потому что окно возможностей еще закрыто. Закликать тест тоже не получится, потому что он сделан таким образом, что если вы нажимаете слишком много раз в единицу времени, то вам ставится 0 баллов. Попробовать свои силы можно в тренажере. Для победы нужно набрать 44 балла из 75.

Если все прошло успешно и вы справились, то вам выдадут сертификат о прохождении теста (он больше нигде не понадобится) и разбивку по частям теста с баллами и ошибками по темам (сами вопросы не показывают).

Шаг 3: Практический экзамен

Практический экзамен сдается на своем автомобиле, либо на автомобиле инструктора. Инструктора можно найти либо в любой частной автошколе, либо спросить у знакомых, наверняка у кого-то есть контакты ведьмака инструктора-флибустьера, который не принадлежит ни к одной школе. В моем городе час инструктора стоит порядка 25-30 фунтов. В связи с ковидом, наплыв желающих огромный и спрос превышает предложение, поэтому иногда очень сложно найти свободного инструктора.

Чтобы начать, нужно снова пойти на государственный bondage вебсайт, забукать центр, время/дату и заплатить пошлину. Обыкновенный экзамен на категорию B стоит 62 фунта.

В послековидную эпоху это стало нетривиальной задачей, так как количество желающих существенно превосходит возможности центров. В можно прождать пару месяцев, а потом завалить за 2 минуты (у меня так было :( ). Существует небольшой лайфхак - можно поставить сервис вроде такого, где за небольшую мзду (18 фунтов в моем случае ) указанные вами центры сдачи будут проверять раз в 5 минут роботом и, в случае обнаружения свободного слота (кто-то отказался/заболел/нашел слот лучше), вас автоматически забукает на более ранее число. Данный вариант позволяет существенно уменьшить время ожидания, однако нужно быть аккуратным в настройках, так как можно неожиданно обнаружить, что вас забукали на завтра на 8 утра :)

Сам по себе экзамен включает следующие части:

1) Show me/tell me - это один из вопросов по базовому функционалу автомобиля и его систем.

Вопросы и ответы доступны тут. Один вопрос задается до экзамена, второй вопрос задается во время вождения. Вопросы до неприличия простые и тут проблем быть не должно.

2) Следование по навигатору - экзаменатор устанавливает маршрут на навигаторе и вы едете. Все просто.

3) Свободное вождение - вы едете, а экзаменатор время от времени говорит вам направления. Важный момент тут, экзаменатор может говорить как конкретные вещи (поверните на второй съезд на круге), так и давать довольно общие указания (следуйте в Оксфорд). Второй вариант призван проверить вашу способность ориентироваться и следовать знакам.

4) Маневры - их всего 5: въезд в парковочный слот передом, въезд в парковочный слот задом, параллелльная парковка, экстренное торможение и движение задним ходом на 2 длины автомобиля. Кроме того, по ходу экзамена обычно просят несколько раз остановиться у обочины и потом продожить движение (задача здесь - правильно включать поворотники и смотреть в правильные зеркала в правильной последовательности).

При всей кажущейся простоте, экзамен может оказаться тем еще челленджем, потому как любое самые разнообраные нарушения приводит к фейлу. Примеры таких нарушений: не посмотрел через правое/левое плечо при начале движения от тротуара, не посмотрел в оба зеркала перед началом движения со светофора (вас могут обгонять велосипедисты), не посмотрел через левое плечо при ревесте или параллельной парковке. дотронулся покрышкой до бордюрного камня (если слабо чирканул, то ничего страшного, если прям впритирку, то это может быть трактовано как нарушение, потому как вы можете нанести урон своей гордости покрышке), не ускорился при выезде из зоны 30 миль в час (экзаменатор предположит, что вы не знаете значения знаков, либо стесняетесь ехать быстрее, чем 30).

На самом деле система имеет 3 вида ошибок - Dangerous, Major (Serious) и Minor. Любая Dangerous или Major ошибка приводит к провалу. Minor ошибок можно собрать аж 15 штук, однако если вы повторяете ошибку в одной и той же номинации, то она становится Serious.

Сам экзамен занимает порядка 35-40 минут. Если вы не сдали, то вам сообщат об ошибках, которые вы допустили. Также на почту прилетит письмо, аналогичное скриншоту ниже:

Если же вы сдали, то вы большой молодец и вам прилетит вот такое:

Водительское удостоверение придет по почте, обычно в течение 7-10 дней. До этого момента вы можете водить, пользуясь временным сертификатом, который вам выдаст экзаменатор.

Сами права выглядят вот так:

Achievement unlocked: Driving licence :) Всё!

0
64 комментария
Написать комментарий...
Vasili Kubarev

Во всем мире экспаты - это всего лишь рабочие кочевники, которые едут туда, где больше платят.

И только у нас это герои-авантюристы на уровне покорения космоса.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri B.

так во всем мире нет такой мысли, что уехал из страны - выбился в люди

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Мячин

Афтор, а платёжка на конец 2022 года есть? За коммуналку, а то чё ты за 2020 то выложил.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Guy from London

Мне кажется у вас данные старые. Сейчас нет визы Tier 2 General или ICT. Её заменили на Skilled Worker Visa.

Еще не нужно теперь вставать на учет в полицию.

ASDA по цене между Теско и Лидл.

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Я не уеду жить в Лондон

Ответить
Развернуть ветку
Vasili Kubarev

Держи в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин
ощущение привычной жизни дает неплохое (пельмени, гречка, шпроты :) ).

Кошмар какой, отвыкай пожалуйста 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Mark Borisov

С гречкой то что не так?

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Vasili Kubarev

К чему предлагаешь привыкать? )) К бигмакам? Давно уже привыкли. К пицце? Привыкли. К кокаколе? К энергетикам? К чипсам? Привыкли. То еще говнище, похуже шпрот в масле. К безвкусным овощам с гидропоники? Привыкли. К хамону и пармезану? Привыкли. Еще варианты?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
The Popov

Спасибо за годную статью. И за отсутствие ссылки на телеграм канала в конце

Ответить
Развернуть ветку
Denis Zotov

Не раскрыт вопрос о стоимости страховки для авто, особенно для молодых водителей без опыта (если получать местные права, то автоматически становишься "без опыта"; молодость не гарантируется). А так - хороший, информативный пост, без надрыва и причитаний

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Zloy Sniper

Крутой пост! За руль я б не рискнул. Да и остальное тот еще квест, хотя стоит разобраться, привыкнуть и даже начинает нравиться.

Ответить
Развернуть ветку
Ria Star

Очень познавательная статья. Спасибо) жду 2 часть! Эту часть читала 30 минут)) блин, почему так. Сегодня с утра я одна такая медленная?)

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

Нахуй этих бритов. Телек придут проверять... Чопопалы 🤡

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алиев

Жду цифр по затратам на жизнь и тп

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Д.

никогда бы не подумал, что у британцев такое отношение к проблеме туберкулеза

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Самый интересующий вопрос: в какой сфере трудится автор? Наверняка айти? Как удалось найти работодателя, который проспонсировал релокацию?

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

А вообще спасибо за пост, и поздравляю с билетом.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Petrov

Я хотел много чего написать, но смысл, если Вы обманули читателей даже в банальном:

The police registration scheme ended on 4 August 2022.

Скажите, Вы тормоз или почему так?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ivanov
Скажите, Вы тормоз или почему так?

К вам аналогичный вопрос :) посмотрите на дату выдачи водительского удостоверения. Автор описывал, то что было у него

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Andrey Zykov

Про поезда и приложение trainline - лучше не просто там смотреть стоимость, но и покупать в нем билеты. Не знаю как прямо сейчас, но раньше в приложении постоянно были скидки, причем очень существенные.

Ответить
Развернуть ветку
Амир графический дизайнер

Мда, кому то хорошо

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Очередная тренировка ИИ. Ну такое себе, на 3. Да, ездите товарищи на такси. Это очень удобно)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений В.

Чичваркину привет передавай 👋

Ответить
Развернуть ветку
Titan

Нормально 👍

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stoma

Спасибо за статью, можно писать дальше и больше ;)

Ответить
Развернуть ветку
Порфирий

Мало что изменилось с 2008 года. Платить на за тв ещё можно понять, но за Ютуб - это дичь конечно.

Ответить
Развернуть ветку
pavel
> илет в приложении чаще всего дороже, чем на сайте. Для себя я понял эту особенность так:

когда очень хочется что-то оправдать, придумаешь любые оправданая. если бы было наоборот, ты бы тоже это особенность сразу понял.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Mushkes

ТВ лицензия нужна для просмотра обычных каналов на телевизоре и/или если вы смотрите что-то в прямом эфире на каких-либо платформах, типа YouTube, Amazon, для просмотра видео по запросу лицензия не нужна.

Так же, без provisional license нельзя использовать самокат - очень популярное средство передвижения в Лондоне

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда