В США запретили подаваться на политическое убежище? Обзор хронологии и последствий новой иммиграционной реформы 👁️

С середины XX века США находится в числе ключевых стран, на которых могут рассчитывать люди, бегущие от преследований и политического убежища. Однако в последние несколько лет можно наблюдать значительные изменения в иммиграционной политике страны, кульминацией которых стал законопроект, предложенный Конгрессу США к рассмотрению в феврале 2024 года. Инициатива направлена на радикальное изменение правил подачи на политическое убежище США: ужесточаются критерии политического беженца и ограничивается количество заявлений.

Законопроект привлек широкое внимание общественности, вызвал бурные дебаты как внутри страны, так и за ее пределами. Заявление, опубликованное на официальном сайте Белого Дома 4 июня, только подливает масла в огонь, говоря об усилении контроля на границе. В этой статье разбираем историю вопроса, причины реформы и ее последствия для иммигрантов и мирового сообщества.

***

Институт политического убежища в США сформировался после Второй Мировой войны, когда была подписана Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 года. С этих пор США предоставляет защиту лицам, подвергшимся преследованиям по признаку расы, религии, национальности, принадлежности к отдельным социальным группам или политическим убеждениям.

Статистика показывает, что за последние 50 лет США предоставила убежище более чем 3 миллионам людей, намного опережая другие страны — по данным UNHCR, с 1970-ых годов США являются мировым лидером в области предоставления убежища для уязвимых групп населения со всего мира.

За последние десятилетия иммиграционная политика США претерпела значительные изменения. Администрация президента Дональда Трампа уже вводила ряд мер, направленных на ограничение количества беженцев и ужесточение критериев для предоставления убежища. Администрация Джо Байдена попыталась смягчить некоторые из них, но столкнулась с критикой как со стороны правозащитников, так и политических оппонентов.

Февраль 2024 года стал поворотным моментом в истории иммиграционной политики США. Повышение уровня преступлений, приписываемых иммигрантам, вызвало общественное беспокойство. Увеличение числа мигрантов на границе с Мексикой повлекло за собой политическое давление на Администрацию Президента. Рост затрат на иммиграционную систему вызвал необходимость пересмотра бюджетных приоритетов.

Все эти проблемы снежным комом обрушились на иммиграционную систему США и привели к закономерному итогу: желании взять под контроль столь острый вопрос и успокоить общество. Но действительно ли цель оправдывает средства?

Реагируя на волнения в связи с политической и социальной обстановкой в стране, в феврале 2024 года Сенаторы США опубликовали законопроект, который предусматривал значимое ужесточение иммиграционной политики. Несмотря на явный протест со стороны республиканской оппозиции, инициатива была одобрена и прошла на рассмотрение Конгресса США. Здесь законопроект столкнулся с явным неодобрением общественности и международного сообщества и был заблокирован.

Вики Б. Гаубека, Помощник Директора Отдела Иммиграции и Пограничной политики США в Human Rights Watch, заявила:

Президент Байден и Конгресс могут и должны добиться большего. Администрация Байдена должна прекратить следовать карательным моделям, предусматривающим заключение людей в тюрьму и их депортацию, которые доказали свою неэффективность и вред. Вместо этого Администрация должна отказаться от подхода, основанного только на сдерживании, и инвестировать в эффективное управление границами, создавая и расширяя безопасные пути миграции, а также гуманные процессы в портах въезда, которые уважают права и достоинство каждого, кто прибывает на границу США.

Так что же насколько шокирующее общественность предложили Сенаторы? Законопроект, предложенный в феврале 2024 года, включает в себя следующие положения:

  • Ужесточение критериев для подачи на политическое убежище: предполагается, заявители должны предоставлять «более убедительные» доказательства угроз жизни или свободе. Только документально подтвержденные доказательства — устные заявления и косвенные доказательства больше не принимаются.
  • Ограничение количества заявлений: законопроект прописывает годовую квоту на количество заявлений, которые могут быть рассмотрены — до 30 000 заявлений в год. Для понимания всей тревожности ситуации посмотрим на официальную статистику. Отчеты Службы иммиграции и гражданства США показывают, что в 2022 году было подано 239 000 ходатайств о предоставлении убежища, из которых было завершено 54 100 проверок на обоснованность опасений в преследовании.
  • Ускорение процесса рассмотрения заявлений: процесс рассмотрения сокращен до 90 дней. Несмотря на то, что, на первый взгляд, этот пункт можно отнести к плюсам, ускорение процесса таит в себе опасность поверхностного рассмотрения заявлений, отмечают правозащитники. Для сравнения: текущий срок рассмотрения заявлений — 5-7 лет.

Эми Фишер, Директор по правам беженцев и мигрантов Amnesty International USA, утверждает:

Иммиграционные меры, предусмотренные этим соглашением, являются самыми экстремальными анти иммигрантскими предложениями, которые эта страна видела за последние 100 лет. От прекращения законного права на убежище до создания неработающих стандартов, которые не смогут защитить наиболее уязвимые слои населения, до финансирования содержания под стражей 50 000 человек и строительства пограничной стены — эти меры являются драконовскими и противоречат правам человека. Эта постоянная политика не решит гуманитарный кризис на границе, а лишь приведет к еще большим страданиям, еще большей жестокости и еще большей смерти.

Несмотря на то, что февральский законопроект был заблокирован, история на этом не завершилась. 4 июня на сайте Белого Дома появилось официальное заявление и сопутствующее ему временное правило Министерства внутренней безопасности и Министерства Юстиции США. Согласно данным нововведениям, фактически перекрывается любой доступ к получению убежища для подавляющего большинства людей, прибывающих на границу США и Мексики. Независимо от того, насколько убедительны их требования.

Заявление от 4 июня, опубликованное на сайте Белого Дома, добавляет новые меры по усилению контроля на границы:

  • Увеличение числа пограничных патрулей и использование современных технологий для наблюдения за границей.
  • Ужесточение контроля проверки документов для лиц, пересекающих границу.
  • Укрепление сотрудничества с мексиканскими властями для предотвращения нелегальной миграции.

По мнению авторов инициативы, такое регулирование вызвано неспособностью Конгресса адекватно отреагировать на необходимость изменения иммиграционной политики США, что, в свою очередь, и приводит Президента Байдена к необходимости использования своих полномочий для решения этого кризиса: «Это заявление, а также меры, которые будут приняты Министерством Юстиции и Министерством Внутренней безопасности США, необходимы для того, чтобы повысить нашу способность решать проблемы, связанные с историческим уровнем миграции, и более эффективно обрабатывать мигрантов, прибывающих на южную границу, с учетом текущего уровня ресурсов.»

Реакция общественности последовала незамедлительно. Эми Фишер, Директор по правам беженцев и мигрантов Amnesty International USA, заявила:

Если говорить начистоту, то эта исполнительная мера не решит проблем на границе, не удовлетворит нужды крупных городов, сталкивающихся с большим количеством новоприбывших, не остановит людей, спасающихся бегством, и не обеспечит безопасность сообществ. Это лишь приведет к еще большему хаосу и жестокости и неизбежному увеличению числа пыток, насилия и смертей женщин, мужчин и детей, ищущих безопасности в США.

Говоря о последствиях заявления Президента США от 4 июня и возможного принятия февральского законопроекта, можно прогнозировать резкое снижение числа заявлений на политическое убежище в связи со снижением доверия к США как к защитнику прав человека на международной арене. Острым становится и вопрос о потенциальном увеличении числа депортаций и возвратов на границе и усиление гуманитарного кризиса на южной границе США.

В настоящее время будущее иммиграционной политики США в отношении политических беженцев остается туманным. Очевидно, что на возможные сценарии развития событий — дальнейшее ужесточение иммиграционной политики и усиление контроля на границе или возвращении к более либеральным нормам — повлияет явно выраженное мнение общественности.

Впрочем, в этом не стоит сомневаться — уже 12 июня 2024 группа организаций по защите прав иммигрантов подала в суд на Администрацию Байдена:

“У нас не осталось другого выхода, кроме как подать в суд. У администрации нет односторонних полномочий, чтобы перечить Конгрессу и запрещать предоставление убежища на основании способа въезда в страну, и суды ясно дали понять это, когда администрация Трампа безуспешно пыталась ввести почти аналогичный запрет”, — говорит Ли Гелернт, заместитель директора проекта ACLU по правам иммигрантов.

В иске утверждается, что новое регулирование категорически несовместимо с Законом США о предоставлении убежища.

Relocode продолжает отслеживать развитие событий с надеждой на возвращение иммиграционной политики США к развитию и внедрению новых механизмов балансирования между национальной безопасностью и соблюдением прав человека.

В США запретили подаваться на политическое убежище? Обзор хронологии и последствий новой иммиграционной реформы 👁️
Начать дискуссию