Перемещение компаний в практике МФЦА

Перемещение компаний в практике МФЦА

Свободу перемещения компаний в Международный Финансовый центр Астана (МФЦА) можно осуществить на практике двумя путями. Первый вариант мы бы назвали «формальным» - это релокация компании из другого уставного местонахождения в МФЦА. В МФЦА данный путь также называется редомициляцией (re-domiciliation), либо перемещение инкорпорации (transfer of incorporation). Этот процесс подразумевает, что юридическое лицо исключается из реестра юридических лиц в государстве регистрации и вносится в официальный реестр МФЦА. При этом применимым правом к юридическому лицу становится право МФЦА, и учредительные документы перемещаемого юридического лица требуют приведения в соответствие с правилами МФЦА.

Редомициляция имеет ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать в процессе ее осуществления. Так, кредиторы компании должны быть обеспечены защитой. Вместе с этим, в гарантиях нуждаются участники редомицилирующего юридического лица, которые не заинтересованы в редомициляции (допустим, меньшинство участников, голосовавших против решения о редомициляции). Кроме того, в случае с редомициляцией затрагиваются фискальные интересы государства, поскольку государство теряет налогоплательщика.

Второй вариант перемещения мы называем фактическим перемещением юридического лица. Уставное местонахождение в данном случае остается прежним, юридическое лицо перемещает в МФЦА только центр управления или фактическое местонахождение. Под фактическим местонахождением мы понимаем место, где принимаются базовые решения руководства компании, которые в последующем претворяются в жизнь, а центр управления находится там, где принятые решения претворяются в текущие акты управления. В отличие от фактического перемещения компании, формальное перемещение является исключительно юридической процедурой, и поэтому ни исключения из публичного реестра юридических лиц, ни регистрации нового юридического лица в МФЦА при фактическом перемещении не происходит. В лучшем случае происходит регистрация филиала как центра управления в МФЦА. Данная процедура именуется в МФЦА аккредитацией (recognition) иностранного юридического лица. Процесс аккредитации применяется как к участникам МФЦА (Authorised Persons), так и к лицам, не осуществляющим лицензируемую деятельность на территории МФЦА. Проблемой фактического перемещения является то, что государство, в котором зарегистрировано юридическое лицо, часто запрещает фактическое перемещение в силу требований налогового законодательства.

При формальном перемещении компании возникает ряд проблем, которые МФЦА разрешает применением Регламента о Компаниях №2 2017 года (Регламент о Компаниях). Во-первых, существуют корпоративно-правовые проблемы, связанные с тем, что изменяется не просто уставное местонахождение юридического лица, но и территориальная компетенция регистрирующих органов. Во-вторых, в стране своего создания редомицилирующее лицо подлежит исключению из реестра, что в обычном случае возможно только при его ликвидации, при этом не сохраняется идентичность юридического лица и не происходит перемещение. Данная проблема в МФЦА решена положениями раздела 13 Регламента о Компаниях. Данные нормы обеспечивают перемещение уставного местонахождения иностранного юридического лица в МФЦА, сохраняя его как юридическое лицо, при этом не подвергая его ликвидации. Как ранее уже отмечено, редомициляция порождает смену применимого права, и поэтому перемещающее юридическое лицо принимает организационно-правовую форму, предусмотренную правом МФЦА. В-третьих, такие изменения затрагивают интересы участников редомицилирующего юридического лица и его кредиторов, поэтому в нормах права МФЦА установлены требования с целью защиты участников компании и третьих лиц при переносе ее уставного местонахождения путем отнесения данного требования к компетенции законодательства национальной регистрации редомицилирующего юридического лица. Так, в частности согласно подпункту (1) пункта 151 Регламента о Компания, иностранное юридическое лицо может обратиться к регистратору компаний МФЦА с просьбой о продолжении деятельности иностранной компании только если оно уполномочено законами страны, в которой оно зарегистрировано. Данное требование вполне уместно, поскольку только национальный законодатель может лучше учесть особенности своего корпоративного права и механизмы защиты участников и кредиторов компании. К тому же, согласно подпункту (с) пункта 5.1.1. Правил о Компаниях №GR0004 от 2017 года редомицилирующее лицо обязано представить доказательства, удовлетворительные для регистратора компаний МФЦА, что иностранная компания уполномочена законами соответствующей юрисдикции продолжать деятельность в соответствии с законами МФЦА и что она выполнила все соответствующие требования согласно законам соответствующей юрисдикции. В-четвертых, с точки зрения налогового законодательства, редомициляция, несмотря на корпоративное право, приравнивается к ликвидации юридического лица, и как следствие, все приращения стоимости имущества редомицилирующего юридического лица, все скрытые резервы, до этого не подлежащие налогообложению, облагаются налогом.

С момента регистрации компании в МФЦА изменения в уставе компании приобретают юридическую силу. Далее, при предъявлении подтверждения о том, что юридическое лицо зарегистрировано в МФЦА, оно исключается из реестра в государстве своего создания. Новое местонахождение становится юридически обязывающим для третьих лиц с момента регистрации в МФЦА.

Право МФЦА содержит неисчерпывающий перечень документов, который необходимо подготовить для подачи заявления в Регистратор компаний МФЦА. 1) копия действующего свидетельства об учреждении или регистрации компании; 2) копия действующего устава компании; 3) удовлетворительные для Регистратора доказательства того, что компания уполномочена законами соответствующей юрисдикции продолжать свою деятельность в соответствии с законами первоначальной юрисдикции и что она выполнила все соответствующие требования в соответствии с законами этой юрисдикции – (Юридическое заключение (подписанное уполномоченным лицом Юридической компании, предоставляющей заключение)); 4) удовлетворительные для Регистратора доказательства того, что все необходимые согласия в соответствующей юрисдикции были получены и подтверждены соответствующими органами этой юрисдикции (Consent from the Financial Services Commission и Consent from the Registrar of Companies); 5) копия самой последней финансовой отчетности компании; 6) копию сертификата о добросовестности компании (Certificate of Good Standing) или документа аналогичного действия, выданного соответствующим органом в соответствующей юрисдикции; 7) заявление (декларация) Директоров компании, в котором должно быть указано, что: (a) компания в состоянии погасить свои долги по мере наступления сроков их погашения; (b) нет разумной перспективы того, что компания не сможет погасить свои долги при наступлении срока их погашения; (c) стоимость текущих активов компании превышает сумму ее текущих обязательств с учетом ее условных и будущих обязательств; (d) в какой-либо суд не подано заявлений: (i) ликвидировать компанию; (ii) объявить компанию неплатежеспособной или иным образом неспособной погасить свои долги при наступлении срока их погашения; (iii) о назначении управляющего или административного управляющего (как бы он ни назывался) касательно любого имущества компании.

Важным условием является предоставление Legal Opinion лицензионной юридической компанией (Company Service Provider) национальной юрисдикции первичной компании.

Также важно отметить, что МФЦА опубликовал список стран, допускающих редомициляцию в МФЦА, данный список состоит из 55 государств. При этом необходимо учитывать, что законодательством Казахстана не предусмотрена процедура редомициляции, соответственно, казахстанские компании не смогут редомицилироваться в МФЦА.

Особые требования МФЦА установила в отношении редомициляции компаний, обладающих лицензией на осуществление какой-либо финансовой деятельности. В частности, если иностранная компания является уполномоченной фирмой, уполномоченным рыночным институтом, поставщиком вспомогательных услуг или инвестиционным фондом, Регистратор компаний МФЦА не должен одобрять заявку, если Финансовый регулятор МФЦА (AFSA) не дал свое письменное согласие на редомициляцию.

В случае, если Регистратор МФЦА одобряет заявление о редомициляции, то иностранной компании предоставляется документ, свидетельствующий об одобрении редомициляции (Certificate of continuation), присваивается идентификационный номер, и компания публикуется в реестре юридических лиц МФЦА (Public register).

Важно отметить, что нормы права МФЦА в случае редомициляции устанавливают два основополагающих условия концепции континуитета иностранной компании в новой для нее юрисдикции. Первое, редомицилирующая компания продолжает владеть собственностью, правами и привилегиями, а также ответственностью, долгами и ограничениями, которыми обладала до одобрения редомициляции регулятором МФЦА. Второе, процедура редомициляции не позволяет избежать судебного преследования, как если это было бы при ликвидации компании. Данное юридическое лицо продолжает оставаться участником любого судебного разбирательства, имеющего место быть до одобрения редомициляции регулятором МФЦА.

Исключение ответственности

Информация в настоящей статье не является юридическим или профессиональным советом. Ни на какую ее часть нельзя полагаться, и никакая часть настоящей статьи не может быть использована вместо получения юридического совета. Информация в настоящей статье предназначена для общей информации. Также следует учесть, что право могло измениться с даты публикации настоящей статьи.

Начать дискуссию