Поступить в американский университет в магистратуру: инструкция

Выбрать программу, сдать IELTS и TOEFL, получить эвалюацию и другие шаги.

Главный корпус University of San Francisco
Главный корпус University of San Francisco

С этого учебного года я начала получать степень Master of Science по специальности «Инновации и предпринимательство» (Innovation and Entrepreneurship) в одном из самых старейших университетов Калифорнии — University of San Francisco.

Эту программу я выбрала за возможности отличного нетворкинга в самом сердце Silicon Valley. Весь путь к поступлению занял более года, мне очень не хватало подробного описания опыта других иностранных абитуриентов, поэтому информацию приходилось собирать по кусочкам. Получив много вопросов в социальных сетях, как поступить, решила поделиться описанием всего процесса.

Этап 1: выбрать университет и программу

На самом деле, это самый сложный и важный этап. Именно от него зависит, какие тесты вам надо будет сдавать и документы готовить. Начинать лучше заранее (за год), потому что большинство дедлайнов завершается за полгода до старта программы, например, 15 января для учебы в сентябре. Обычно даётся несколько раундов подачи, но лучше попасть в первые два, чтобы успеть сделать визу и претендовать на стипендию.

Просто вбить в поиск специализацию, университет и страну (в моем случае США) не самая лучшая идея, так как в топе выводится реклама и самые популярные университеты, а значит, программы с высоким конкурсом.

Я использовала несколько подходов.

  • Первый способ. Я выбирала города, которые мне нравятся, потом искала топ университетов и колледжей в них или рядом, заходила на сайты этих университетов и просматривала все graduate-программы, которые есть. Зачастую похожая специализация может называться по-разному, где-то это advertising, где-то marketing или даже integrated communication.
  • Второй способ — рейтинги университетов и рейтинги по специализациям, например топ магистратур по маркетингу в США. Чем хорошо просто прошерстить сайты лучших университетов: вы можете обнаружить для себя интересную программу, о которой не представляли в принципе. Так случилось у меня: я нашла специализацию Innovation and Entrepreneurship и затем по этому запросу и через ассоциацию университетов, которые дают такую степень, нашла, где ещё есть похожие программы.

Чтобы не запутаться во всех программах и ссылках, которые мне интересны, я вносила информацию в табличку с такими колонками:

  • «Университет».
  • «Программа».
  • «Город».
  • «Требования по TOEFL (балл)».
  • «Нужен ли GMAT, GRE».
  • «Наличие “гибких требований” для тех, кто имеет профессиональный опыт» Для меня это был критичный пункт и критерий отсева, так как я не успевала подготовиться и сдать экзамен GMAT.
  • «Дают ли scholarship».
  • «Дедлайн подачи заявки».

Так как я искала магистратуры по нескольким специализациям, такая табличка у меня была для каждого направления. Потратила я на сбор данных, поиск программ и структуризацию требований около трёх недель.

Сайты некоторых нормальных универов организованы так ужасно, что приходилось проходить целый квест, чтобы найти нужные цифры. Если совсем не удавалось, писала письма в приёмную комиссию со своими вопросами. Практически все отвечали в течение суток.

Также рекомендую не концентрироваться на университетах одного уровня («Стенфорд» и «Гарвард»), а рассматривать варианты в разных категориях (топ-10, топ-20 и топ за 50), чтобы итого сформировать топ-6: два универа мечты, два средних и два точно проходных. Проанализировав свои таблички на соответствие каждого критерия моим возможностям, я сформировала этот самый топ программ и выписала требования по тем, которые имели ближайший дедлайн.

Этап 2: сдать TOEFL, IELTS

Практически во всех университетах принимают оба экзамена, но если вы думаете не только о США, то лучше сдать IELTS, так как я видела совмещенные с европейскими, английскими программы, где принимали только его. Почему-то я начала готовиться к TOEFL полгода назад и уже решила сдавать его.

Экзамены очень похожие, но IELTS считается менее академичным, также его принимает реальный преподаватель, а в TOEFL ты просто говоришь в микрофон наушников (много сравнений можно найти в интернете). Сначала я готовилась на полугодовых курсах, но то ли из-за растянутого графика, то ли и из-за того, что я еще не понимала какой мне нужен балл и для чего, я считаю что это обучение прошло малоэффективно.

Поэтому идеально сдать мокап (пробный тест), который имитирует все условия экзамена, но вы не получаете сертификат, стоит он дешевле, чтобы понять «отправную точку» и чётче двигаться к желаемой оценке.

Также пробный тест показывает условия, как проходит экзамен на компьютере и его тайминг, которые очень отличаются от выполнения тестов в книжке на занятиях. После курсов я вышла совершенно неуверенная в своих силах (опять же это была проблема моей несобранности) и нашла другие интенсивные месячные курсы в IBA (Минск).

Там занятия проходили на компьютерах, также до занятий и в конце курса давался бесплатный mockup-тест, чтобы увидеть прогресс. Мне очень понравился структурированный подход в подаче материалов, отработка каждого типа задания и технические возможности.

Я запланировала, что после завершения курсов самостоятельно месяц подтяну слабые стороны c репетитором и через онлайн-тесты Magoosh, которые я четко понимала и записалась на сдачу экзамена 28 октября.

Сдача экзамена прошла достаточно комфортно и менее стрессово, чем я ожидала. Три с половиной часа экзамена пролетели моментально. Если не концентрироваться на том, что кто-то говорит рядом, то особо это не отвлекает. Результаты пришли через семь дней и через десять их можно было скачать.

Важно, что до дня сдачи экзамена на сайте TOEFL можно вписать пять адресов, куда они отправят результаты бесплатно. После сдачи каждая отправка стоит около $20. Чтобы не упустить халяву, я внесла адреса из своего топа, даже если не была уверена, что пройду туда по баллам.

Заявку где-то можно подать и с электронной копией сертификата, а уже при приеме дослать оригиналы, но кто-то требует только оригинал. Как только университет получил мой сертификат TOEFL, он сам прикрепил его к моему аккаунту, что отобразилось в личном кабинете. Требуют универы в среднем от 90 и самое распространенное 100 балов по тесту. В NYU я видела требования в 110, так как специальность предполагает высокие коммуникативные навыки.

Итого подготовиться к экзамену можно за два месяца, если тратить в день на подготовку четыре часа. Важно сказать, что уровень моего английского был очень далек от среднего и приближался скорее к intermediate. Если начать заранее и быть собранным, возможно, получится избежать такой лютой интенсивности, которая была у меня.

Оценивая свои временные ресурсы, GMAT и GRE я решила не сдавать, хотя это очень сильно сузило круг поиска программ, поэтому лучше планировать этот тест. По отзывам сдающих, если у тебя хорошие базовые (школьные) знания математики, подготовиться к нему можно за четыре месяца. Академическая лексика сильно пересекается с TOEFL.

Стоимость теста $200, курсы $250.

Этап 3: транскрипты и эвалюация

Так как большинство универов из моего топа просили не просто скан и перевод диплома бакалавра, а подтвержденную эвалюацию (сертификат) от агентства из списка NACES, которые ее выдают, я решила сделать ее. Процесс сбора требований был просто ужасный, нигде не было подробно и четко написано, что же нужно делать и как.

Я перекопала кучу блогов, форумов и теперь делюсь алгоритмом получения эвалюации в Беларуси (в России аналогичный). Из агентств, предоставляющих такую услугу в США, по отзывам я выбрала ECE. Мне понравился сайт с подробными инструкциями по каждой стране, люди писали, что они делают быстро и не придираются. Все подтвердилось.

Самое жуткое для меня было, что отправить им нужно именно оригиналы своих дипломов, я прочитала эту строчку десятки раз и найдя подтверждение, что все так делают, пошла собирать документы. Однако просто диплома и приложения к нему для course-by-course-эвалюации (попредметной) недостаточно. Нужно поставить печать «апостиль» и бумажку внутрь диплома в министерстве образования, что он реальный.

К слову, у меня есть литовский диплом магистра, там никаких апостилей не требовалось, а сам диплом с приложением уже был переведен на английский.

Времени у меня было совсем немного. Понимая весь ужас стояния в очереди в какое-нибудь министерство, я решила заказать перевод на английский, заверение нотариусом и апостиль в одном месте — perevedi.by. Ребята сработали очень быстро и круто, хотя цена получилась кусачей, — около $125.

Перед отправкой документов (оригиналы и переводы) я отсканировала их, создала аккаунт на сайте ECE, оформила заказ ($160 за course-by-course, $60 за курьерскую доставку документов обратно) и выписала адрес для отправки документов и номер заказа. Отправлять решила DHL, принесла документы, на конверт кроме адреса обязательно нужно приклеить номер заказа (они дали стикер). Стоило удовольствие еще $60.

Через неделю в статусе отслеживания моего заказа я увидела, что документы прибыли и началась проверка. Кстати, школьный диплом отправлять не надо, бакалавра и магистра (если есть) достаточно. Несмотря на рождественский период, документы сделали быстро: через десять дней мне позвонил курьер из DHL и привез родненькие оригиналы и листа эвалюации от агентства обратно. На все ушло 20 дней.

Стоимость итого: $405.

Этап 4: подготовка CV, мотивационного письма и других эссе

Первым делом я подготовила CV, опиралась на пример, который отправила мне Марина Могилкона личной консультации. Были и примеры других CV, но я решила построить перечисление, чем я занималась, именно на достижениях, как рекомендовала Марина. Самое сложное было вычленить их и вспомнить, какие еще awards и активности у тебя были со времен университета. Читала в блогах, что важно показать кроме работы volunteer practice.

Мотивационное письмо в среднем должно занимать от 450 до 1000 слов. В требованиях пишут основные вопросы, на которые ты должен ответить. Обычно это обоснование, почему тебе интересна именно эта программа, как она связана с твоим опытом, краткосрочной и долгосрочной целями. Как видно, не получится написать универсальное письмо.

Под каждую программу нужна своя адаптация, которая демонстрирует, что вы разобрались, какие курсы вам будут преподавать, кто преподаватель и какие возможности предоставляет университет, чтобы отметить это в своей мотивации.

Я старалась рассказать историю, то есть поместить в центр пример из моей жизни или работы, который меня подтолкнул к подаче заявки, а также максимально «продавать» себя, что было безумно сложно, так как у нас не принято писать такие тексты в отличие от американцев. Проверить на грамматику и стилистику, а также оценить свежим взглядом мне помогла моя репетитор по английскому.

Кроме мотивационного письма, некоторые универы позволяют добавить additional essay, в котором пояснить, если вдруг есть какие-то недочеты в твоей заявке, почему так случилось (баллы недостаточно высокие, пауза в работе, не закончил прошлую учебу и так далее), также встречается self-evaluation essay для оценки своих качеств и компетенций и прочие вопросы до 300 слов по требованиям касающиеся специализации.

Только один из университетов, которые я рассматривала, просил выполнить тестовое задание. Также некоторые просят записать свою видео-визитку на 1-3 мин.

Этап 5: Заполнение заявки

Для подачи заявки необходимо зарегистрироваться на сайте университета и заполнить анкету. Они очень похожи между собой и варьируются специфическими вопросами, в целом гораздо проще, чем анкета на визу в США.

Основные блоки: личная информация (имя, контакты, пол и возраст), данные про бакалавра (а также прикрепляешь скан эвалюации), паспорт, необходима ли стипендия, опыт работы (также CV и мотивационное письмо). Также требуется proof of funds или подтверждение необходимым для оплаты учебы средств, но пока ты не знаешь зачислен ты, дадут ли стипендию, можно приложить файл, где написать, что добавите после зачисления.

Кроме своих данных нужно ввести данные людей, которые дают вам рекомендации (обычно просят две). Вносишь их адреса электронной почты, телефон, имя и все. Им на электронную почту приходит форма, куда они уже сами загружают recommendation letter.

Естественно, сами письма я подготовила заранее: написала и выслала своим рекомендателям, чтобы избавить их от лишней работы. Форма рекомендательного письма есть на сайте GMAT, она общая для всех ведущих университетов. Либо в application requirements могут быть указаны иные требования по форме.

Подача заявки в каждый универ платная: от $55 до $300. Поэтому если вы подаетесь в пять мест, сумма набегает приличная. Я писала в каждый универ, какая я классная (чтобы они понимали, что теряют потенциально талантливого кандидата) и просила дать мне fee wavier, то есть возможность подать заявку бесплатно. Кто-то прислал промо-код на бесплатную подачу, кто-то отказал, в любом случае получилось сохранить часть денег.

Важно, что вся переписка с комиссией может рассматриваться как часть твоей истории, поэтому я старалась объединять вопросы в одно письмо, не спрашивать то, что можно нагуглить, быть конкретной и продавать себя.

Заявки отправлены и ждут решения комиссии. Следующий этап — прохождение интервью по Skype и поиск финансов при положительном ответе.

Этап 6: фидбек и интервью

По итогу полностью релевантные и принятые заявки у меня ушли в два университета — Northwestern University на программу Integrated Marketing Communication (11 в рейтинге ВУЗов США) и San Francisco University на Master of Science Innovation and Entrepreneurship. Первые давали ответ через два месяца (апрель) и вторые через месяц (март).

Ровно по назначенному дедлайну я получила ответ от USF, что они поздравляют меня с приемом и просят дополнить мою заявку proof of funds, то есть справкой из банка о наличии средств для оплаты учебы и жизни в Сан-Франциско. При этом никакого собеседования не было вообще.

Northwestern University в срок ответа ничего не прислали. После долгой переписки с администраций о том, какой же ответ, перебрасывания с одного ответственного лица на другое, оказалось, что один из моих рекомендодателей начал загрузку рекомендательного письма и не завершил ее.

Я попросила его заполнить форму снова, потом оказалось, что форма рекомендации им не нравится, но они ее приняли и назначили собеседование. Интервью с директором курса длилось минут 30 и было очень позитивное.

Вопросы касались моего опыта, мотивации, понимания трендов рынка и перспектив data-driven marketing. В завершение мне дали фидбек, что я overqualified студент и у них есть сомнения, будет ли мне интересно, но подтверждение все-таки выслали. Итого зачисление произошло в две программы из двух.

Этап 7: поиск финансирования

Основная сложность осуществления мечты учиться в США — огромная стоимость обучения. Программа в Сан-Франциско стоила около $50 тысяч, в Чикаго — почти $100 тысяч. После зачисления я начала рассылать множество писем в университет, фонды и программы поддержки иностранных студентов о возможном полном или частичном финансировании. К сожалению, все университетские программы поддерживают локальных студентов или green card.

Единственное, что мне предложили — это просить грант по результатам достижений первого семестра. Фонды не считают Беларусь страной, которой необходимо спонсорство, поэтому отправляют к посольству или министерству образования (ага). Тут еще надо учесть коммерческую направленность программ (все-таки не медицина, права людей или инженерия) и то, что ты белая работающая гетеросексуальная женщина, права которой никто особенно не нарушает.

Бросив затею с грантами, я начала искать вменяемые кредиты. Получить их иностранному студенту можно только при наличии местного американца поручителя. Никто из знакомых, кто живет в США, конечно, брать такую ответственность не хочет. Есть стартапы, которые предлагают кредиты без co-signer, но только на ограниченный круг программ.

Единственное что осталось — собрать свои накопления, одолжить денег и полагаться на то, что инвестиция в себя самая оправданная. Для подтверждения заявки необходимо показать кроме суммы на весь курс обучения еще и деньги на жизнь, а если едешь с мужем то и на него.

Получилось около $80 тысяч. Такой суммы целиком не было, но никто не мешает положить, например, $30 тысяч в одном банке на счет, сделать выписку, снять средства, повторить в другом, так и насобирать необходимую сумму. Выписки на английском на меня, мужа и родителей приняли и отправили пакет документов для визы.

Этап 8: зачисление и получение визы

Главный документ, который вам должны выслать — форма I-20. Если едете с семьей, то на нее тоже. Кроме этого, надо зарегистрироваться в списке студентов США и получить номер SEVIS. С этой информацией заполняешь анкету в посольство и записываешься на встречу с собеседованием.

Начитавшись информации о том, что могут попросить, я собрала гигантскую пачку документов — наличие недвижимости, информация о программе, CV, выписка о доходах, справки из банков, фотографии со свадьбы (которая была всего за месяц до интервью) и фотографии из отпусков и так далее.

Попросили по итогу только свидетельство о браке. Спрашивали, почему эта программа, чем занималась, у мужа, что будет делать. Отвечали честно, что работаем в ИТ, хотим развивать это направление в Белоруссии, но для этого нужен лучший опыт из Silicon Valley. Длилось интервью минут пять, наша виза была подтверждена.

Этап 9: подготовительные документы

Оставшиеся шаги: перевести оплату за один семестр (через SWIFT и сервис WireFire, комиссия в госбанке с $15 тысяч фиксированная, — около $16), загрузить выписку из прививок, с которой пришлось помучиться, чтобы доказать, что нашей вакцины достаточно для их требований, пройти тест на Harassment Think About It.

Оригиналы разрешили отдать уже на месте. Жилье — это отдельная история, он-кампус студентам магистратуры не предлагают опций, можно заплатить депозит $300, чтобы тебя включили в группы совместного поиска, но так как я ехала с мужем, общежития нам тоже не подходили. Пройдя множество интервью с американцами и тонны переписок, сняли на первое время жилье через сообщество русскоязычных в Сан-Франциско.

Этап 10: приезд

В США на границе нас попросили показать паспорт и форму I-20 для каждого человека. Вопросов не задавали, только пошутили, что скоро я буду богатой и успешной. На этой позитивной ноте мы вызвали Uber и покатили свои четыре чемодана.

Первая неделя учебы началась с ориентирования, на котором подробно рассказали, что нас ждет, какие административные процессы по документам нужно сделать и погрузили в первые нетворк-мероприятия и ИТ-среду с экскурсией по офису Google в Сан-Франциско. Но это начало уже другой истории.

Надеюсь, что мой опыт поможет кому-то структурировать свою подготовку к поступлению и поверить в то, что при желании можно исполнить свои мечты, даже если они кажутся совершенно нереализуемыми с первого взгляда. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментарии.

4242
46 комментариев

Вы молодец! Фундаментальный подход. Я живу в Сан-Франциско. Это прекрасный и сложный город. Я много внимания вкладываю в своё образование (английский язык, digital marketing, product management). Мне понравилась Ваша статья, спасибо! Если в занятой студенческой программе будет время, давайте делать нетворкинг -)
Хорошего начала семестра нам!

2

Спасибо! Была бы очень рада встрече) Добавилась в друзья на FB

Простите за мой наивный вопрос, но всегда хотела понять.
Вот вы собрали огромную кучу денег на учёбу. А во время учёбы вы планируете работать (или на что жить)? На удалёнке или там искать работу? Пришлось ли уволиться с предыдущей работы?

Да, пришлось уволиться, интенсивность домашних заданий не позволяет фрилансить. Есть накопленные ресурсы на жизнь без работы на время учебы, но особенность программы, что со второго семестра начинается практика (20 часов в неделю или как договоришься), поэтому можно начинать зарабатывать.

2

Катерина, отличная статья - спасибо! И конечно, пишите дальше!!

5

То есть статья как бы говорит нам, мол: «Пора валить заграницу»...
хм... интересно.....


Где прокремлевские троли, брызгающие своей желчью??? Мол: «ай, яй,яй, не хорошо так»

Спасибо! Думаю, еще расскажу про отличия систем образования :)