Факторы, влияющие на ценообразование

Формирование цен на товары и услуги — важный процесс, который должен быть четко отработан в любой организации. Обычно в этом сложном процессе принимает участие и руководство и специалисты, обеспечивающие плановые расчеты. Вне зависимости от метода ценообразования, каждая компания должна учитывать ряд факторов, которые в разной степени оказывают влияние на цену. Сегодня поговорим об этом подробнее.

Факторы, влияющие на ценообразование

Внешние факторы

Итак, начнем с внешних факторов. Они отражают те рыночные явления, на которые организация никак не может повлиять, то есть вынуждена к ним адаптироваться. К таким факторам можно отнести:

  • Макро и микроэкономические факторы. Здесь необходимо принимать во внимание: уровень инфляции, состояние экономики в целом, фазу экономического цикла, а также действующую налоговую политику, особенности товарооборота, издержек и т.д.
  • Политические факторы. На стоимость также влияет государственная политика и позиция государства на международной арене. Если ваше производство попадает под какие-то санкционные ограничения или антимонопольную политику, лучше это заранее учитывать в цене.
  • Правовые факторы. В отношении некоторых категорий товаров, например, товаров первой необходимости, государство устанавливает некоторые ограничения по наценкам. Предельно допустимые розничные цены на отдельные категории товаров устанавливаются Постановлением Правительства РФ.
  • Потребительские факторы. К таким факторам относятся: мнение потребителей о конкретном товаре, его престижность на рынке, востребованность, полезность и т.д.
  • Иные факторы. Сюда можно отнести сезонность спроса на товары (услуги), актуальные показатели спроса и предложения на рынке в выбранной нише и др.

Внутренние факторы

В отличие от внешних факторов, на внутренние факторы организация может оказывать влияние или хотя бы как-то регулировать. К внутренним факторам, влияющим на цену, относят:

  • Цель компании и ее маркетинговая стратегия. В зависимости от целей, которые ставит руководство на определенных промежутках времени и определяется уровень наценки (рентабельности) на товар (услугу). К примеру, компания только вышла на рынок и в настоящий момент хочет завоевать доверие клиентов. В этой ситуации слишком повышать уровень рентабельности не стоит. Лучше сосредоточиться на качестве, чтобы завоевать положительную репутацию клиентов.
  • Жизненный цикл товаров. Существует ряд товаров, которые имеют ограниченный жизненный цикл. Применительно к таким товарам, их стоимость может отличаться на каждом временном промежутке.
  • Отслеживание ситуации по ценообразованию у конкурентов. Недооценивать данный фактор не стоит, иначе может начаться настоящая ценовая война. Очень важно прогнозировать действия своих конкурентов и заранее к ним подготавливаться.
  • Управление расходами, формирование себестоимости товара. В цену товара должна быть заложена точная его себестоимость. Только в этом случае, компания не будет работать себе в убыток. А желаемый размер прибыли за единицу товара будет установлен соответствующим процентом рентабельности.
2 комментария

Я занимался когда-то плановыми калькуляциями, знаю что это такое. Учесть все возможные факторы достаточно сложно, поэтому мы закладывали повышенный уровень накладных расходов.

Нормальный уровень рентабельности — это сколько? Процентов 20-30?