Денежная система и эмиссия

Денежная система и эмиссия

План:

1. Денежная система.
2. Виды денежных систем./
3. Денежно-кредитная политика.
4. Инструмент и режим денежно-кредитной политики.
5. Сильные и слабые стороны.

Денежная система

Важным элементом экономики государства является денежная система.

Исторически сложившаяся и закрепленная национальными законами форма организации денежного оборота называется денежной системой.

Содержание и структурные элементы денежной системы отражают достигнутый социально-экономический уровень развития страны.

Денежная система страны содержит ряд составляющих элементов:

⁃ Денежная единица (установленный денежный знак служит средством измерения цен на товары и услуги)
⁃ Масштаб цен (исторический элемент денежной системы, определяющий содержание металла (золота/серебра) в денежной единице. С развитием бумажных денег его роль уменьшилась, а функция измерения стоимости товаров стала основываться на стоимости денег)
⁃ Система эмиссии и формы денег (в России право на эмиссию и ответственность за деньги возлагается на Центральный банк. Деньги могут быть банковскими билетами, монетами и электронными средствами. Бюджетная эмиссия, управляемая Минфином, включает выпуск казначейских секретных билетов)
⁃ Валютный курс (соотношение между денежными единицами (валютами) разных стран. Это своего рода "цена" валюты одной страны, выраженная в валютах других стран)
⁃ Правила денежного и безналичного оборота (их осуществляют банки, что приводит к тому, что они выделяются как самостоятельный элемент денежной системы. Механизм регулирования характеризуется построением самой банковской системы — ее организацией по одноуровневому или двухуровневому принципу. Каждое государство, приспосабливая денежную систему к своим интересам, определяет орган, осуществляющий денежно-кредитное и валютное регулирование. Этот орган традиционно выступает в качестве ЦБ)

Следовательно, денежная система способствует взаимодействию между экономическими субъектами, которым в результате разделения труда необходимо обмениваться благами.

Виды денежных систем

В современных условиях каждое государство формирует свою денежную систему таким образом, чтобы придать ему полную суверенность, независимость и способность противостоять внешним влияниям, которые угрожают интересам национальной экономики.

Эволюция товарно-денежных отношений также повлияла на формы денежных систем. В результате исторически денежные системы можно классифицировать по определенному принципу:

1. В зависимости от степени вмешательства государства в экономические отношения
• Рыночные (используют экономические методы регулирования оборота денег. В них деньги функционируют свободно с ограничениями на банковские операции)
• Нерыночные (используют административные методы регулирования оборота денег. Они характеризуются искусственным разделением наличных и безналичных средств, строгим контролем за денежными операциями и запретом определенных видов операций. Такие системы соответствуют командно-административным экономическим моделям)
2. По характеру регулирования национальной валютной системы
• Открытые (характеризуются минимальным вмешательством государства в валютные отношения. Они обеспечивают дополнительное регулирование валютного рынка, полную конвертируемость валюты и рыночное формирование обменного курса. Такое регулирование возможно при высоком уровне развития и открытости экономики)
• Закрытые (характеризуются множеством валютных ограничений, административным регулированием валютного рынка, невозможностью конвертации валюты и искусственным формированием обменного курса. Такие системы типичны для стран с закрытой экономикой или недостаточно развитыми рыночными методами. Это может привести к изоляции национальной экономики и недостоверному обменному курсу)

3. В зависимости от формы, в которой работают деньги
• Системы металлического оборота (включала в себя монеты и банкноты, обеспеченные металлом. Она делилась на биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм представлял собой систему, где обе монеты, золотые и серебряные, вращались на равных условиях. Государство устанавливало соотношение стоимости между ними для упрощения торговли. Однако практика показала, что только один металл может эффективно выполнять роль меры стоимости, что привело к отказу от биметаллизма)
• Системы бумажного обращения (представляет собой денежные системы, при которых оборот обслуживается денежными знаками в бумажной и металлической формах. У них внутренняя стоимость не соответствует номиналу.)

Денежно-кредитная политика

Государство уделяет внимание денежно-кредитной политике, которая определяет стабильность национальной валюты, контроль над инфляцией, активизацию кредитных отношений и эффективное исполнение функций финансово-кредитной системы и бюджетов.

Эта политика является основным инструментом государственного регулирования экономики и составной частью экономической политики, находясь под постоянным вниманием правительства.

Инструмент и режим денежно-кредитной политики

Инструментом действия денежно-кредитной системы является осуществление государством соответствующей денежно-кредитной политики.

Последний направлен на формирование спроса на средства и их предложение, доходную и расходную части бюджетов различных уровней, выработку антиинфляционных мер.

Следовательно, денежно-кредитная система осуществляет ряд мер по согласованию денежно-кредитной политики государства со всеми без исключения секторами социально-экономической жизни и должна обеспечить положительный эффект в виде макроэкономического равновесия.

Важной характеристикой денежно-кредитной политики всегда был и остается ее социальный характер, поскольку именно ее "компетентностью" являются шаги по обеспечению занятости населения, экономическому росту, сдерживанию инфляции и стабильности национальной денежной единицы.

Каждый из режимов денежно-кредитной политики основан на выборе ЦБ номинального показателя.

Основными режимами являются:

1) Таргетирование обменного курса: установление ЦБ номинального обменного курса как промежуточной цели монетарной политики с целью обеспечения его стабильности относительно валюты "страны-якоря".

2) Монетарное таргетирование: достижение ценовой стабильности путем контроля за ростом денежной массы по сравнению с заранее объявленной целью.

3) Инфляционное таргетирование: использование двух операционных целей (инфляции и обменного курса) и двух ключевых монетарных инструментов НБУ (валютных интервенций и процентной ставки).

Сильные и слабые стороны

Каждый из режимов денежно-кредитной политики характеризуется положительными (сильными) и отрицательными (слабыми) сторонами

Режим таргетирования обменного курса:

Сильные стороны: ⁃ Высокий уровень информативности для общества; ⁃ Низкие инфляционные ожидания; ⁃ Растущее доверие к макроэкономическим показателямСлабые стороны: ⁃ Высокая зависимость денежно-кредитной политики от внешнеэкономических факторов ⁃ Недостаточная связь с приоритетной целью денежно-кредитной политики (ценовой стабильностью)

Режим монетарного таргетирования:

Сильные стороны:
⁃ Усиление ответственности центрального банка за проведение денежно-кредитной политики;
⁃ возможность быстрого реагирования со стороны центрального банка на изменение таргета;
⁃ высокий уровень координации денежно-кредитной и макроэкономической политики

Слабые стороны:

⁃ Недостаточная осведомленность для общества;
⁃ неэффективность в случае значительных колебаний спроса на деньги;
⁃ неопределенность будущей динамики цен, нестабильная связь между денежными агрегатами и целевой инфляцией

Режим инфляционного таргетирования:

Сильные стороны:
⁃ Больше всего соответствует приоритетной цели денежно-кредитной политики (обеспечение ценовой стабильности);
⁃ Повышение прозрачности и контроля над денежно-кредитной политикой;
⁃ Обеспечение четкого и понятного ориентира для всего общества
Слабые стороны:
⁃ Ослабление гибкости денежно-кредитной политики;
⁃ Влияние на динамику инфляции факторов, которые не контролируются центральным банком, что ограничивает его возможности влиять на уровень инфляции

Используя эти признаки, Центральный банк страны обладает точной, взвешенной, всеобъемлющей характеристикой каждого режима и, следовательно, может заранее планировать тактические и стратегические шаги по реализации денежно-кредитной политики, стараясь минимизировать именно негативные (слабые) стороны.

Решения о будущих стратегических приоритетах денежно-кредитной политики государства должны приниматься на основе оценки социально-экономической эффективности режимов этой политики.

Наши ресурсы:

Начать дискуссию