Инвестиционная привлекательность: как обратить на себя внимание инвестора

Всем привет, на связи Максим Серяков из акселератора по привлечению инвестиций «Народное IPO». Делюсь опытом, как сформировать и осознать свои факторы инвестиционной привлекательности.

Ситуация глазами инвестора следующая

Вы не единственный предприниматель в России, в СНГ, который хочет себе привлечь частных инвесторов — прямо сейчас десятки тысяч бизнесов привлекают себе инвестиции. За деньги инвесторов реально идет «рубка».

И перед ним огромное количество альтернатив, куда вложить деньги: банки, жилая и коммерческая недвижимость, депозиты, акции, облигации, голубые фишки, проинвестировать в другой бизнес и прочее. Одним словом, капитал свой засунуть он может в огромное количество мест.

Вы должны сходу четко и ясно заинтересовать инвестора

О чем идет речь. Инвестор видит мир следующим образом:

<p><i>как инвестор видит мир<span>​</span></i></p>

как инвестор видит мир

  • 90% — не то
  • желтые 10% — то
  • Среди желтого — есть зеленая градация, куда я инвестирую

т.е. 98% проектов для инвестора не особо целевые.

Вы и ваш проект должны «переиграть» всех своих прямых и косвенных конкурентов за капитал по базовым критериям

  • доходность
  • надежность
  • риски

для инвесторов именно вашего портрета. Это ключевое в процессе привлечения инвестиций. По результату прочтения статьи, вы сможете понять как осознать и сформулировать ваши инвестиционные конкурентные преимущества.

Общая логика проработки Факторов Инвестиционной Привлекательности (ФИП)

Вам нужно твердо ответить себе на ряд вопросов:

  • Почему инвестору из вашего портрета надо вложить деньги именно в вас?
  • Почему у вас и вашего бизнеса получится реализовать свои цели и финплан? (грубо говоря, «исполнить в жизнь» финансовый план, план продаж и план по чистой прибыли, из которой он будет получать свою доходность, либо процентами по займам, либо дивидендами)
  • За счет чего ваша компания смогла добиться текущих результатов и почему "вдолгую« она будет продолжать »хорошо себя чувствовать"? Чем она, как бизнес-система, круче конкурентов?

Если у вас есть и четко сформулированы факторы инвестиционной привлекательности — у вас есть шансы привлечь инвестиции. Если нет — 100% нет.

Важно! Не путайте ФИП с УТП (уникальное торговое предложение для клиентов). Доставка пиццы за 40 минут или бесплатно — это не ФИП.

Примеры Факторов Инвестиционной Привлекательности

Для наглядности, примеры взяты из ФИП наших клиентов:

  • Динамика вашего бизнеса
    Вы растете на 20-100% в год, последние 3-4 года и можете доказать это отчетностью.
  • Есть что терять
    Вы, как основатель, вложили в свой бизнес 30 млн собственных денег и 5 лет жизни + упорной работы.
  • Отзывы инвесторов
    У вас есть опыт привлечения инвестиций и продажи бизнеса в прошлом. Если вы раньше сотрудничали с какими-то инвесторами, зарабатывали для них деньги и они довольны. Мощнейший ФИП.
  • Маркетинговый бюджет
    стоматологической клиники стремится к нулю за счет внедрения авторской технологии работы с клиентами. (Деньги будут тратиться на сервис, на специалистов, а не на рекламу).
  • Пропускная способность фитнес-клуба выше
    на 15% чем у конкурентов, за счет внедрения сложной технологии. Вы «жарите» всех конкурентов.
  • Вы работаете на емком «вечном» рынке
    с регулярным потреблением и 100-кратным потенциалом для масштабирования. (У нас в портфеле есть предприниматель — занимается оптовой продажей косметики. Женщины кушать скорее перестанут в нашей стране, чем краситься + объем рынка такой, что он даже 100-ой доли рынка не охватывает при обороте в 100 млн рублей).
  • Рентабельность бизнеса выше средней по отрасли
    на 10% за счет технологичности и внедрения CRM-системы. (Клиент — занимается лесом. Основная масса его конкурентов — это мужички из 90-х, которые до сих пор ведут дела в ежедневниках. Внедрил ЦРМ, ip-телефонию — пропускает элементарно меньше задач и у него лучше продажи. Это приводит к тому, что его рентабельность в среднем на 10% выше, чем средняя по отрасли. Это долгосрочное конкурентное преимущество.

Значимо ли это для инвестора? Значимо. Выделяется ли на фоне других инвестиционных предложений? Выделяется. Используйте это.

Чек-лист проверки твердых ФИП

  1. У вас есть и сформулированы четкие и ясные причины, почему инвестор вашего портрета должен вложить деньги именно в вас, а не в 1000-и других альтернативных проектов.
  2. Вы подготовили обоснование, за счет чего у вас получится реализовать свои цели и исполнить свой финансовый план в жизнь.
  3. Вы можете доказать и аргументировать, чем ваша компания как бизнес-система круче других компаний в сфере/почему вы на своем рынке в долгую будете хорошо себя чувствовать.

В качестве тренировки напишите по максимуму в комментариях, какие вы у себя увидели факторы инвестиционной привлекательности. По каждому постараюсь дать обратную связь. Спасибо за ваше время, надеюсь было полезно.

11
7 комментариев

Конечно, Максим, всё так.
Только после текущего кризиса - критерии изменятся. Какими они будут - пока сказать трудно, всё только начинается. А ваши советы - неполны, неточны и базируются на опыте, который больше  не релевантен (имхо)... 

Ответить

Евгений, все таки не понимаю, почему больше не релевантен? ФИПы каждого отдельно взятого бизнеса не изменятся, будь хоть трижды кризис. Они либо есть, либо их нет и тогда привлечь инвестиции, точно не получится. 

2
Ответить

Да и инвесторы теперь пойдут не те, вот увидите

Ответить

"Спасибо, что живой" - вот моя инвест. привлекательность ))
Если честно - смешно сегодня смотреть такие статьи "консервы".
Вы на сводки с биржи давно заглядывали, там же выжженная земля. О каких инвесторах речь вообще?

Ответить

Речь идет об инвестициях в бизнес. Кризисы будут всегда, так же как и бизнесам нужны будут инвестиции, а инвесторам доходность.

Ответить
Ответить

Для примера - мало кто обращал внимание на диверсификацию производства и логистики, а также на устойчивость предприятия к (напр.) массовому карантину.
Инвесторы больше не будут воспринимать обещания "изменить мир" - возможно, кое-кто (или даже многие) захочет вернуть "золотой век" (миропорядок до вируса).
Вероятно, методы инвестирования тоже изменятся - не зря же появились криптовалюты и финтек платформы. Так что - возможно, чтобы получить инвестицию - придется изучать алгоритмы финтех платформ (а не подстраиваться под конкретных людей-инвесторов).
Список можно продолжать...

Ответить