Qiwi закроет «Рокетбанк» Статьи редакции
Покупателя для проекта не нашлось.
Финтех-сервис «Рокетбанк» будет закрыт, объявила его материнская компания Qiwi в отчётности за 2019 год. Проект искал покупателя с середины 2019 года и не нашёл его.
Qiwi рассчитывает свернуть программу лояльности (в «Рокетбанке» выплачивался кэшбек «рокетрублями»), повысить тарифы и сократить штат — в компании считают, что это приведёт к уходу клиентов в другие банки и проект можно будет закрыть к концу 2020 года. Выдача новых карт остановлена с 24 марта, сказали vc.ru в Qiwi.
Qiwi не раскрывает, с кем велись переговоры о продаже «Рокетбанка». «Мы можем сказать, что сделали все возможное для того, чтобы достигнуть договоренностей о продаже, в том числе привлекли к продаже консультанта — международный инвестиционный банк — и находились в постоянных переговорах с целым рядом крупных банков», — сказали в компании.
По словам источника vc.ru на банковском рынке, знакомого с показателями «Рокетбанка», к весне 2020 года у сервиса насчитывалось около 400 тысяч активных клиентов. Гендиректор «Рокетбанка» Анастасия Ускова сказала vc.ru, что у банка было 450 тысяч активных «по меркам рынка» клиентов и около миллиона всего.
Qiwi собирается использовать наработки «Рокетбанка» в области b2b2c-сегмента — обслуживания самозанятых. Для этого будут применяться ИТ-системы и ресурсы «Рокетбанка», но в проект как в b2c-сервис Qiwi больше не хочет инвестировать, объяснила Ускова.
В объявлении «Рокетбанка» указано, что новые тарифы будут действовать с 1 апреля. Бесплатного тарифа больше не будет — обслуживание обойдётся в 390 рублей в месяц, если нет покупок на 50 тысяч рублей в месяц или среднемесячного остатка по счетам в 100 тысяч рублей.
Условия не изменятся для зарплатных клиентов, клиентов с ограниченными возможностями, самозанятых и участников партнёрских бизнес-проектов. «Рокетбанк» отмечает, что помочь компании можно, если остаться клиентом, перейти в режим самозанятого или найти инвестора.
Краткая история «Рокетбанка»
«Рокетбанк» был основан в 2013 году. Его создатели, Виктор Лысенко, Олег Козырев, Алексей Колесников и Михаил Провизион, строили простой для пользователя банковский сервис, а операции с деньгами проводились на инфраструктуре банка-партнёра — в момент запуска им был «Интеркоммерц».
В декабре 2015 года «Рокетбанк» стал выдавать карты в партнёрстве с «Открытием», а в январе 2016 года ЦБ ввёл временную администрацию в «Интеркоммерц». Из-за этого клиенты, которые которые ещё не перешли на карты «Открытия», потеряли доступ к деньгам. В феврале регулятор отозвал лицензию «Интеркоммерца», а «Рокетбанк» предложил пострадавшим клиентам перейти в «Открытие».
В апреле 2016 года «Открытие» полностью выкупил «Рокетбанк» у основателей сервиса и фонда Runa Capital, который вложил в проект $2 млн. Сделка оценивалась в 300 млн рублей. В августе 2017 года «Открытие» стал госбанком: Центробанк объявил о его санации и получил контроль в банке.
До санации руководство «Открытия» успело договориться о продаже «Рокетбанка» вместе с сервисом для предпринимателей «Точка»: покупателем стала Qiwi, сумма сделки составила 700 млн рублей. Её закрытие было отложено из-за ввода временной администрации в «Открытие». В июле 2018 года «Рокетбанк» стал переводить клиентов в Qiwi, но некоторым из них отказали в переходе из-за критериев финмониторинга.
Основатели «Рокетбанка» окончательно покинули компанию к весне 2019 года — проект возглавила Анастасия Ускова, которая до этого была операционным директором проекта и в том числе занималась переводом клиентов из «Интеркоммерца» в «Открытие». Виктор Лысенко развивает в Сингапуре онлайн-помощника для управления бизнесом Osome, который запустил в июле 2017 года, Козырев и Колесников занялись сервисом доставки еды «Кухня на районе».
За время работы с Qiwi «Рокетбанк» запустил новое приложение с хранилищем документов, начал работать с самозанятыми и представил первый кредитный продукт — займы «до зарплаты». В марте 2018 года команда «Рокетбанка» запустила отдельный сервис «Рокет Ворк» для составления договоров и выплат вознаграждений самозанятым.
В августе 2019 года совет директоров Qiwi поручил руководству компании изучить возможность продажи «Рокетбанка» из-за несовместимости его бизнес-плана с уровнем риска, к которому готова группа.
В 2018 году и за первое полугодие 2019 года убыток «Рокетбанка» составил по 1 млрд рублей за каждый из этих периодов. Глава Qiwi Сергей Солонин объяснял тогда это расходами на привлечение клиентов. В третьем квартале 2019 года сервис отчитался об убытке в 632 млн рублей. За 2019 год сервис отчитался о 2,3 млрд рублей чистого убытка — в основном, из-за переезда и запуска в Qiwi, говорится в отчётности группы.
Мне кажется, Рокет проиграл в тот момент, когда потерял приоритеты и стал делать:
1. Редизайн, Рокет Х и все вот это. Уверен, что предыдущий дизайн не был решающим фактором отказа от Рокета. Равно как и новый не стал бы ключевым фактором привлечения новых клиентов. Не говоря о том, что старый дизайн многим нравится больше и кажется удобнее.
2. Хранилище документов - функция полезная, но опять же - не решающая в конкурентной борьбе.
3. Займы до ЗП - что-то подсказывает, что для их ЦА - это не продукт первого приоритета. Да и лучше ли это, чем уже обкатанные кредитные продукты.
4. Другие фишки, не сильно заметные для не фанатов Рокета.
А вот что лучше было сделать? На мой взгляд:
1. Заменить рокетрубли на прямой кэшбэк. Он понятнее и удобнее. Даже если сделать по нему процент меньше, чем у конкурентов. Главное, что клиент не ломает голову, сколько еще копить, как потом обменять, когда что сгорает и пр. геморрой
2. Спецпредложения, как это сделали в Тинькофф. Или еще какие-н. способы предоставления выгоды клиенту через партнеров. Важный вопрос - почему клиенту пользоваться Рокетом выгодно? А не только удобно..
3. Продвигать стабильность.
При всех модных фишках, банк - это банк. И стабильность - важный фактор. В т.ч. некоторая консервативность. Там, где лежат деньги - не нужно много сильных изменений, редизайнов, фишек и пр. Иначе у клиентов в какой-то момент может возникнуть вопрос, а числа на счете - не элемент ли нового дизайна?)
4. Считать деньги и помнить о времени.
Вместо траты бюджетов на модные проверки гипотез - брать ключевые факторы успеха онлайн-банка и внедрять их максимально быстро. Конкуренты никогда не спят. Только захватив рынок можно думать о гипотезах.
Сейчас даже в Сбере можно в чате многое решить. Какие преимущества остались у Рокета? А вот когда они были - надо было хватать и удерживать рынок всеми силами.
Цель - не фичи. Цель - это доля рынка и прибыль. Сколько прибыли принес редизайн? Сколько прибыли принесло хранилище документов и др. фичи?
В Рокетбанке держал все свои подписки (удобная лента и квитанции), чат не беспокоил, карту не терял, раз в месяц пополнял и тратил где-то 130 тыс. С такими клиентами как я — ХЗ как можно в убыток работать. Рюкзаки и редизайн реально нахер не нужны. Жаль что ребятам не удалось найти выгодный клиентский сегмент. Пользуюсь Тинькофф для ежедневных трат, но не тянет туда подписки переносить. 🤔