“Мы не можем управлять ветром, зато можем управлять парусами”
Основатель компании Youkon Константин Конов рассказывает о том, как студенческая подработка «по знакомству» помогла ему найти дело жизни и построить устойчивый бизнес.
Крупные сделки с недвижимостью, перспективный бизнес, мечты и их исполнение. Бытует мнение, что нельзя прийти к такому результату честным путем, благодаря только своему труду, упорству и бизнес-интуиции.
Как Константин Конов создал успешный бизнес из студенческой подработки.
Обычное детство
Я родился в конце 80-х в обычной московской семье. Детство пришлось на 90-е, и моя семья, как и другие в те времена, искала свое место в этой новой реальности. У отчима был бизнес, мама тоже работала с утра до ночи, бабушка помогала чем могла, и каждый из них по-своему стал для меня примером.
С одной стороны, бабушка была человеком старой советской закалки и воспитывала во мне уважение к труду и простой советской карьере — «честно работай с утра до вечера, и будешь жить хорошо».
С другой, на примере родителей я видел, что можно пойти иным путем — строить бизнес, отдаваться делу и быть свободным.
Тогда я не задумывался об этом, просто впитывал все от взрослых, но время и обстоятельства побудили и меня с друзьями искать способы зарабатывать деньги своим трудом.
Помню, однажды соседка попросила убрать мусор с подъездного козырька — люди выбрасывали мусор просто из окон, он сильно пах, и живущая над козырьком соседка была готова заплатить, чтобы избавиться от запаха.
Я убрал мусор, а потом предложил друзьям эту идею, и мы стали чистить козырьки за деньги, находя «клиентов» с помощью расклейки объявлений на подъездах. Это было примерно в 6-м классе.
Когда я учился в 7 классе, дедушка в деревне позволял днем аккуратно кататься на своём «Запорожце», и мы с друзьями ездили по улицам, собирали у соседей ненужные стеклянные бутылки и отвозили в пункт приема. Выходили неплохие для того времени карманные деньги.
Практика не по специальности
Окончив школу, я поступил в Государственный университет управления на специальность «Связи с общественностью», но уже на первом или втором курсе начал думать о том, как зарабатывать на жизнь.
Мама одного из моих друзей была владельцем риэлторского агентства, и мне предложили подработку. Я согласился, и довольно быстро стал получать хорошие для студента деньги — мне хватало даже на аренду квартиры, которую мы снимали на двоих с другом.
В то время интернет еще не был так распространен, и мы работали посредниками между теми, кто публиковал объявления в газетах, и ищущими жилье в аренду через интернет.
А после второго курса, когда нужно было проходить летнюю практику, я попал на стажировку в крупный девелоперский холдинг. PR-отдел и продажники сидели по соседству, и мне предложили работать в продажах (причем с оплатой), а практику зачесть по специальности.
Так как опыт у меня уже был, а тематика недвижимости была интересна — я согласился.
Это лето многое изменило. Я прошел отличную коммуникативную практику, научился общаться с людьми легко и с удовольствием, находить общий язык и делать продажи. Это был 2008 год — на рынке был бум на земельные участки, и мы занимались продажами земли в коттеджных поселках в Подмосковье.
За лето я хорошо заработал, а в конце июня еще и перевыполнил план продаж и получил бонус 300 тысяч рублей — колоссальные для того времени деньги для студента. Я ощущал силы и уверенность в том, что хочу работать и развиваться именно в этой отрасли.
В компании я проработал три года. После окончания университета получил предложение возглавить отдел продаж одного из коттеджных поселков, купил машину и снимал хорошую квартиру. Но в 2011-2012 годах в компании начались сложности, и я принял решение уйти.
Свобода и поиск идей
Посвятив продажам жилья 4 года, я понял, что это не то, чем я хочу заниматься. Каждая сделка на рынке жилой недвижимости — это резкие перемены в жизни людей: кто-то женился, развелся, выросли дети, рабочий переезд и т. д.
Когда ты продаешь квартиру или сдаешь ее в аренду — ты всегда вынужден быть немного психологом, и этих эмоциональных затрат в работе мне хотелось избежать.
Также отчасти своим решением стать предпринимателем я обязан Олегу Тинькову: когда я учился в университете, он начал вести интереснейший блог «Бизнес-секреты». Мы с другом детства жадно смотрели все выпуски, впитывали дух предпринимательства и искали идеи.
Тогда я понял, что собственный бизнес я тоже хочу вести с людьми, похожими на меня по духу и убеждениям, и основал агентство коммерческой недвижимости для предпринимателей.
Пытаясь реализовать амбиции, я опробовал несколько интересных идей. Например, получил опыт инвестирования в микрокредитную организацию, но довольно быстро отказался от этой сферы.
Мы с другом собрали небольшой капитал, сняли офис, наняли нескольких риэлторов, и дело быстро пошло в гору. В 2014 году у меня уже был просторный офис на Ленинском проспекте и штат из 25 человек, продающих все виды коммерческой недвижимости.
Но тут начался крымский кризис, и после трагедии с малайзийским Боингом продажи встали - ситуация сильно подействовала на рынок. Уже через пару месяцев пришлось начать сокращения, так как на зарплату не хватало средств, а офис тоже обходился недешево. Это было тяжелое время, во сне я видел кошмары о миллионных долгах.
И в этот момент мне удивительно вовремя повезло — я заключил свою самую дорогую на тот момент сделку, и это изменило мой стратегический подход к бизнесу.
Бизнес мечты
Предметом сделки стал этаж в башне «Москва-Сити» стоимостью 680 миллионов рублей. Покупатель предложил мне взять на себя комплексное управление недвижимостью — организацию ремонта и всего процесса арендного бизнеса.
Это был уникальный шанс, я принял предложение и именно благодаря этому опыту со временем пришел к успеху в текущем деле. Я выстроил компанию, которая не просто занимается продажами недвижимости, но оказывает услугу под ключ — от поиска и покупки объекта до его финальной реализации.
Основная задача инвесторов, которые работают с коммерческой недвижимостью — заработать. Суть в том, чтобы сделать объект более дорогим и выгодно перепродать его либо организовать прибыльный арендный бизнес. Для этого нужно провести ремонт (а нередко и реконструкцию), иногда — изменить назначение объекта, затем привлечь покупателя или арендатора.
Я выделил 12 ключевых точек и направлений деятельности и начал подбирать новую команду: уже не брокеров или риэлторов, а высококлассных специалистов в вопросах стройки, дизайна, ремонта и согласований с органами власти, и каждому из них я доверил собрать собственную мощную команду.
Мы перестали работать с небольшими объектами, нередки сделки суммами более миллиарда рублей, а моим личным рекордом стал складской терминал за 5,5 миллиардов рублей.
Моя любимая особенность созданного мной формата бизнеса — полная уникальность каждого проекта, ничего не повторяется, и с каждым клиентом мы решаем новые неординарные задачи. Это не обычный консалтинг или риэлторский бизнес. Наши компетенции позволяют комплексно закрывать все потребности клиента: от подбора и покупки объекта до финальной продажи или сдачи в аренду.
Серфинг по жизни
Владея крупным бизнесом с серьезными клиентами и множеством запросов, найти время на семью или хобби — непростая задача, но я стараюсь. Например, я очень люблю серфинг.
С одной стороны, это интересное увлечение — я побывал с доской уже на трех океанах (Индийском, Тихом, Атлантическом).
А с другой стороны, недавно мне пришло в голову, что у серфинга есть много общего с бизнесом и вообще жизнью.
Чтобы оседлать волну, нужна полная сосредоточенность и фокусировка на происходящем здесь и сейчас — если отвлечься на что-то еще даже на миг, тебя сбивает с ног, и ты падаешь в воду.
Когда катишься с волны, необходимо очень чутко балансировать, опираясь на ощущения — где-то ускориться, где-то замедлиться или повернуть. А океан вокруг не обращает на тебя никакого внимания, он живет своей жизнью. Мы не можем управлять ветром, зато можем управлять парусами. В бизнесе все точно так же.
Нужно уметь концентрироваться, ускоряться, замедляться, чувствуя все происходящее и мгновенно реагируя — словом, всегда держать руку на пульсе, чтобы просто удерживаться на волне и спокойно катиться с нее, получая кайф и драйв в мире, которому до тебя нет дела.
Этот принцип баланса нужен везде — например, крайне важно держать баланс между бизнесом и семьей. Если честно, мне это не всегда удается. Я либо сосредотачиваюсь на бизнесе и предупреждаю семью, что в ближайшие месяц или два меня нет, я «ушел в армию» на работу. Потом замедляюсь и посвящаю время семье.
Наверное, это не идеальный способ, но он помогает удерживать нить управления бизнесом и не упускать важные семейные моменты.
Мечтать и сохранять спокойствие
Много лет общаясь с предпринимателями, я задумывался, какие качества помогали им стать теми, кто они есть. Я пришел к выводу, что основных таких качеств два.
Во-первых, умение мечтать, придумывать, фантазировать, сочинять самые безумные идеи. Конечно, бизнес делается здесь и сейчас, но без идей не происходило бы ничего. Если бы Генри Форд не посвятил жизнь тому, чтобы сделать автомобиль массовым — неизвестно, к чему пришла бы мировая экономика. А если бы Сергей Королев не грезил пилотируемой космонавтикой, возможно, у нас бы не было спутниковых телефонов, телевидения, GPS и многих других технологий.
В наше время пример такого предпринимателя — Илон Маск, который одержим идеями о полетах на Марс, вакуумном поезде и заодно вершит технологическую революцию.
Второе важное качество предпринимателя — способность выдерживать стрессы и идти на риски, которые в случае с неординарными идеями неизбежны. Если предприниматель невосприимчив к стрессу, он может реализовать любые замыслы. Конечно, полностью игнорировать стресс не стоит, но важно уметь выдерживать его и не терять эффективности, чтобы нормально функционировать и не отступать от цели.
Думаю, такими же были капитаны кораблей в 16-17 веках, которые совершали великие географические открытия и первыми наносили земли на карту мира.
Деньги — не главная цель
Деньги — это, конечно, необходимая вещь для любого человека. С деньгами мы чувствуем себя в безопасности и комфорте, можем путешествовать, реализовывать мечты и планировать будущее.
Но эта потребность не бесконечна. Я знаю, какая сумма нужна мне для счастья и для реализации всех потребностей семьи. В последние годы я понял, что для меня имеют значение не только финансовые показатели (мои и компании), но и то, как выглядит рабочий процесс и какую дополнительную ценность мы создаем для рынка.
Меня вдохновляет осознание того, что компания приносит пользу людям и предпринимательскому комьюнити, пользуется определенным социальным признанием и играет важную роль в своей нише.
Когда на протяжении многих лет зарабатываешь больше, чем можно потратить, бизнес может превратиться в рутину, которая не дает эмоций и драйва. Поэтому нужна отдельная, не связанная с бизнесом миссия, позволяющая делать мир лучше.
Именно к этим изменениям мы с командой стремимся в последние годы.