Бизнес на банкротстве физического лица - прибыльно ли это в 2024 году?

Бизнес на банкротстве физического лица - прибыльно ли это в 2024 году?

Тема банкротства физического лица будоражит сознания многих инвесторов и предпринимателей еще с 2015 года, а это и понятно. Ниша довольно узкая, а значит и конкуренция там не сильно ушлая. Спрос колоссальный, ведь по данным ФССП в нашей стране кредитных должников более 21 млн человек (и это ведь все клиенты на БФЛ). Средний чек услуги очень вкусный, в среднем 150 000 рублей.

Получаем, что потенциал ниши при расчете на скорую руку более 3 триллионов рублей! Неплохо так, как для юридической услуги, да? И это при учете, что ниша развивается с 2015 года, и часть клиентов уже отдала свои деньги предпринимателям.

Неужели за 9 лет ниша бизнеса полностью не занята? Неужели еще столько клиентов ждут юристов, чтобы отдать им свои деньги? Да и как должники найдут такие бешенные деньги, чтобы заплатить за услуги?

Давайте разберем эти вопросы по порядку и я уверен, мы докопаемся до истины.

9-лет бизнеса на банкротстве, что имеем

fedresurs.ru
fedresurs.ru

А вот что:

  • Основной представитель бизнес сообщества - юрист, который понимает процедуру, но совершенно не умеет продавать. И это понятно. У юристов нет опыта построения отделов продаж, маркетинговых знаний, опыта управления финансами. Да, они отличные исполнители, но как "продажники", не очень. Из-за этого и получаем, что рынок, отчасти, свободен для капитала крупных инвесторов
  • Лишь малая часть бизнеса принадлежит опытным инвесторам, которые зашли в нишу. Можно насчитать буквально 10-20 компаний, которые используют в своей работе федеральный системный подход, заключая по 1000 сделок ежемесячно. ***Почему так? Сложность услуги, на первый взгляд, пугает инвесторов. Они считают, что тут без юристов не обойтись, что система продажи довольно громоздкая, а клиент (должник) очень необязателен, и может легко соскочить с рассрочки платежей по договору банкротства.
  • За 9 лет действия закона (с 2015 года по 2024 год) банкротами стали более 1 млн. граждан (1192,5 тысяч граждан) по данным ЕФРСБ. А это, на минуточку, 178 млрд. рублей при среднем чеке в 150 000 рублей.

За девять месяцев 2023 года в работе Федеральной службы судебных приставов (ФССП) находилось 21,1 млн исполнительных производств о взыскании задолженности с физических лиц в пользу банков. Это на 22% больше, чем в том же периоде прошлого года.

forbes.ru

Получаем, что рынок развивается, количество кредитных должников только растет, а значит и объемы возможной прибыли увеличиваются.

Но прибыльно заниматься банкротством физического лица на самом деле? В телеграм канале, как раз проводил подобный опрос среди инвесторов.

Маржа и прибыль бизнеса на банкротстве физических лиц

Маржа договора БФЛ
Маржа договора БФЛ

Маржа договора банкротства физического лица и прибыль у всех разная, и это понятно. Слишком уж неоднородная среда бизнес сообщества.

Юнит-экономику БФЛ считать довольно сложно (у меня есть отдельное видео по этому вопросу, посмотреть можно тут), ведь чем больше ваша компания и больше сделок вы продаете, тем меньше у вас прибыль с одного договора. Региональная привязка также очень сильно влияет на прибыльность офиса.

В среднем, можно сделать простой расчет для начинающих компанией, где владелец бизнеса работает с парой менеджеров и юристом, арендуем 40 кд.м. за 40 000 рублей и заключает 8 сделок в месяц при рекламном бюджете в 120 000 рублей:

  • Средний чек услуги: 150 000 рублей
  • Расходы на поиск договора (маркетинга): 15 000 рублей
  • Расходы исполнения (на оказание услуги): 50 000 рублей
  • ФОТ (менеджеры и юристы) на 1 договор: 15 000 рублей
  • Расходы офиса на 1 договор: 5 000 рублей
  • Аренда офиса на 1 договор: 5 000 рублей

Получаем валовые расходы на один договор: ~ 90 000 рублей

Маржа: ~ 40%

То есть, продавая по 8 сделок в месяц (это всего по 4 договора на 1 менеджера) мы получаем дебиторку по заключенным сделкам на сумму в размере 1,2 млн, из которых 480 000 рублей наша прибыль. И это чертовски хорошие деньги! Верно?

Единственное, что является ложкой дегтя в бочке меда, это то, что услуги по договору БФЛ оплачиваются в рассрочку. И наша с вами прибыль в размере 480 000 рублей будет дробится на 10 условных платежей, по 48 000 рублей в месяц.

Однако, если постоянно держать уровень продаж в размере 8 сделок в месяц, то к 10 месяцу оборота нашего клиентского портфеля по рассрочке, мы придем к ежемесячной прибыли в размере тех же 480 000 рублей.

То есть, основная проблема бизнеса БФЛ с точки зрения прибыли и маржи - это инвестиции в бизнес до момента, пока клиентский портфель не сделает свой оборот платежей по рассрочке. Иными словами, планирование продаж с целью перспективной выручки.

И вот тут, как раз многие, и не доживают до момента, когда клиентский портфель начнет давать большую прибыль. Поэтому и ниша относительно пустая, так как многие горе-предприниматели и инвесторы не умеют правильно считать доходность бизнеса, в отличие от юристов, которые просто расширяют свою практику добавляя новый вид услуг вообще никак не думая о финансах и вложениях.

Однако, не следует забывать, что некоторая часть клиентов платит за услуги банкротства сразу, некоторые умудряются оплачивать банкротство с кредитных карт. Поэтому, как ни крути, а бизнес на банкротстве очень выгодный и прибыльный.

Главное - это правильно распланировать продажи и рассчитать доходность, чтобы не ошибиться с суммой инвестиций.

Реклама бизнеса на банкротстве и раскрутка бренда

Пример заголовка лидогенераторов
Пример заголовка лидогенераторов

В плане маркетинга все очень просто и легко. Ниша кишит лидогенераторами, готовыми продать вам заявки от клиентов, которые хотят банкротство. Чего уж там грешить, мы и сами этим грешим. Найти должника, который хочет избавиться от своих долгов легко. А вот продать ему - это сложно.

Основная проблема заключается не в маркетинге, а в модели продаж. Юридический сегмент бизнеса (юристы) очень сильно извратил клиентский портрет своими бесплатными всеобъемлющими консультациями, и теперь каждый должник, который приходит в офис, требует определенный формат обслуживания.

Чтобы вести бизнес на банкротстве физических лиц нужно соответствовать определенным критериям:

  • Упакованный юридический бренд
  • Кейсы и успешная юридическая практика
  • Договор с гарантиями на списание долга
  • Бесплатная консультация и оценка всех рисков банкрота

Если вы не соответствуете всем стандартам, если ваш бренд не упакован, а на сайте нет отзывов и успешных решений судов о списание долгов, конкурировать будет очень сложно.

Однако, если вы умелый маркетолог или знаете, где таких экспертов найти, то создать свой бренд и накидать чужой практики на сайт особого труда не составит...

Средний рекламный бюджет компаний, которые заключают по 10-20 сделок в месяц составляет, примерно, 200 000 рублей.

Организационная структура бизнеса на банкротстве физических лиц

Орг. структура компании по банкротству физических лиц
Орг. структура компании по банкротству физических лиц

Для успешного бизнеса нужен относительно небольшой штат:

  • Отдел продаж (операторы и менеджеры)
  • Юристы на сбор документов
  • Арбитражные управляющие
  • Маркетолог на аутсорсинг / или покупные лиды

Отдел продаж строится из двух (иногда трех) видов сотрудников

Первые, операторы - обрабатывают купленные лиды и приглашают клиентов в офис на встречу для проведения аудита долгов (продают идею списания долга и обеспечивают приход клиента в офис)

Вторые, менеджеры - работают со встречами и подписывают договор с клиентом.

Третий вид, менеджеры клиентского сервиса - этих ребят мы будем набирать только тогда, когда соберем портфель хотя бы из 100 действующих клиентов (спустя год продаж).

Найти сотрудников в данный отдел легко, так как это относительно начальные вакансии, и сюда подойдут соискатели сразу после окончания вуза без опыта работы. Главное - это правильно обучить сотрудников, как их предметным обязанностям, так и самому продукту.

И если обучить менеджера продавать, а оператора звонить, не составляет для успешного предпринимателя никакого труда, то вот научить их банкротству уже сложнее. Тут без помощи внешних курсов или грамотных наставников будет сложно. Начинающие предприниматели в БФЛ обычно используют готовые решения, например, как это.

Операторов можно держать на удаленке в формате домашнего офиса. Нужна хорошая CRM, чтобы управлять их работой, и качественная телефония.

Менеджеры же должны быть в офисе, так как продавать банкротство в дистанцию конечно же можно, но вот выхлопы будут там иные, и такая маржа точно не для начинающих предпринимателей. Клиенты с большей конверсией подписывают договор именно в офисе, когда видят физически тех людей, кто будет отвечать за списание их долгов.

Однако, можно рассмотреть и дистанционные продаж, охватив сразу все регионы России и получая в день х10 лидов, но и инвестиции в такой бизнес будут в разы выше (х3 точно).

Что касается юристов, то нам подойдут обычные выпускники юрфака, которые по инструкции будут собирать пакеты документов для наших клиентов, и подавать их в суд. Не нужно выдумывать велосипеды и набирать опытных специалистов. Все клиенты типичные, проблемы должников можно систематизировать и работать строго по регламентам. Можно найти и удаленных юристов, кто за % или фиксу будет работать с вашими клиентами.

Не слушайте тех, кто утверждает, что каждый клиент на банкротство "уникальный" и к нему нужен особый "личный" подход! Так говорят юристы, которые ничего не смыслят в систематизации и планирование продаж.

Арбитражного управляющего найти также очень легко. Посредников, которые предлагают свои услуги по арбитражному управлению банкротов в суде масса. Например, вот. Цены посредников везде примерно одинаковые, и по расходам вы не заметите разницу, если бы работали со своим собственным АУ.

Маркетологов / Лидогенераторов - просто пруд-пруди. Вам нужен только рекламный бюджет, все остальное сделают посредники.

Получаем, что для запуска бизнеса нужно, в идеале, набрать отдел продаж и правильно его обучить, а также получить эффективную технологию бизнеса, по которой будут работать ваши сотрудники.

Платежеспособность клиентов в бизнесе по банкротству физических лиц

Еще один важный вопрос от инвесторов, которые очень часто задают:

Как клиент будет платить по 15 000 рублей в месяц, если у него у самого долги, и нет денег на оплату кредитов?!

90% инвесторов в нише БФЛ

Ну я вам так могу сказать, все зависит от приоритетов. Что расположено на чаше весов. Давайте поразмышляем?

С одной стороны - найти 150 000 рублей, с другой стороны - 700 000 рублей долга. Что выгоднее? Конечно же банкротство.

Как найти эти 150 000 рублей?

А это уже другой вопрос.

Изначально нам нужно продать услугу, заинтересовать клиента, продать возможность списания долга, и когда наш клиент принял решение работать, то тогда уже и задаваться этим вопросом.

Когда клиент решил идти вместе с вами по пути банкротства, он начинает мыслить иначе, не в формате: "у меня нет денег на банкротство", а в формате "где бы найти деньги на банкротство". Чувствуете разницу?

Предприниматели с опытом в БФЛ выделяют вот такие вот варианты:

  • Занять у друзей / родных (ведь банкротство - это семейная проблема, и лучше одолжить без процентов у друга, и потом ему отдать, чем постоянно увеличивать свой долг на сумму пеней и штрафов из-за кредитных просрочек).
  • Использовать кредитные карты (да-да, именно!) - как именно использовать кредитные карты для оплаты расходов по банкротству это уже второй вопрос, и явно не в рамках этого материала, однако такие методы практикуются.
  • Реализовать часть имущества, которое нигде не зарегистрировано. Списать 1 млн рублей выгоднее, чем носить алмазные серьги, согласны? Лучше сейчас списать долг, а потом уже накопить сможете на что угодно.
  • Правильно выстроить приоритеты. Это касается тех, кто тратит по 40 000 рублей на спортивные залы, диеты, уроки вокала или английского, и при этом живет в долгах. Поверьте, такие тоже есть.
  • Просто перестать платить кредиты, и часть этих денег пускать на расходы банкротства.

Иными словами, найти деньги для банкротства можно, главное - это задаться такой целью. А будет ли эта цель в приоритете у вашего клиента, как раз и зависит от навыков вашего отдела продаж.

Что нужно, чтобы запустить бизнес по банкротству физического лица

Если так подумать то не так уж и много, вот примерный чек-лист

  • Отдел продаж (пара менеджеров на старте), который правильно обучен
  • Обучающие программы для сотрудников (если вы можете научить их самостоятельно)
  • Упакованный бренд (сайт, логотип, практика, кейсы, отзывы)
  • Рекламный бюджет для маркетинга или на покупку лидов
  • Технология работы (что и как делать)
  • CRM система для ведения клиентской базы
  • Партнер Арбитражный Управляющий
  • Небольшой офис для проведения встреч (или дист. формат без офиса)

Все это можно сделать самостоятельно без каких либо проблем, либо купив франшизу компании по банкротству физического лица. Некоторые посредники на рынке продают технологии ведения бизнеса без привязки к бренду.

Стоит ли покупать такие технологии и франшизы по банкротству? Как показала практика - нет. Франчайзеры заинтересованы только в роялти и паушальном взносе, а продавцы технологий, которые продают инфо. продукты - вообще ни за что не отвечают, и рубят бабки просто за ранее записанные видео.

Самый верный способ - это поиск партнеров, которые что-то дают вам бесплатно, и что-то ждут от вас (зависят и от вашего результата). Такие проекты также существуют, вот один из них.

Так выгодно ли запускать бизнес по банкротству физического лица в 2024 году?

Конечно же да! В какой еще нише вы заработаете 500 000 рублей прибыли просто держа в штате 2 менеджеров и 1 юриста?

Вот вам преимущества данного бизнеса:

  • Экологически чистый бизнес - вы помогаете людям, а не торгуете воздухом или китайской пластмассой
  • Высокая маржа на уровне 42%. Какой бизнес позволит вам еще так много заработать?
  • Легкий старт. Нужно всего найти пару менеджеров и правильно их обучить
  • Востребованная услуга - людям нужна ваша помощь, они сами ищут юристов
  • Не нужно быть юристом - образование юриста тут не поможет, услуга стандартизируется, ситуации типовые, основную часть работы делает арбитражный управляющий
  • Простой маркетинг - можно просто купить лиды на рынке и не городить велосипед
  • Каждый третий ваш знакомый знает того, кому можно продать банкротство. Бизнес легко масштабировать по сарафанному радио.
  • Ниша бизнеса особо не занята, в каждом городе есть кусок пирога, который можно откусить.
  • Количество клиентов на рынке только растет, и темп роста активно связан с падением уровня жизни.
  • Банкротство не могут отменить, так как это целый институт, привязанный к банковской и судебной системам, а значит и какое-либо гос. регулирование никак не повлияет на нишу.

А вот и некоторые минусы бизнеса:

  • Долгий период окупаемости и инвестирования (пускай и не большими суммами) - вам нужно дождаться пока клиентский портфель сделает свой полный оборот по рассрочке. Только тогда вы увидите настоящую прибыль (минимум 10 месяцев)
  • Упаковка бренда - нужно качественно потратиться на маркетинг и PR в самом начале открытия бизнеса
  • Обучающие программы и технология работы - нужен человек с опытом, кто будет обучать сотрудникам, либо рабочая технология, которая позволит запустить бизнес сразу правильно.

Если сравнить минусы и плюсы с другими нишами, например, с торговлей на маркетплейсах или оказанием IT услуг, можно легко понять, что бизнес на банкротстве физического лица куда более интересный и перспективный.

Стоит ли открывать бизнес по банкротству? Решать только вам. Мое мнение - более выгодного, интересного, и благородного бизнеса в РФ в 2024 году вы точно не найдете!

Вот пара полезных ресурсов, где вы можете пообщаться с предпринимателями БФЛ, которые уже вложились в эту нишу:

Удачи в поисках ниши, compañeros

22
Начать дискуссию